Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туризм как социально-экономическая система

Читайте также:
  1. C) оценка эффективности поиска в различных поисковых системах
  2. II. ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
  3. II. Система субъектов предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  4. III. Безотметочная система.
  5. IV. ЗРИТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
  6. VI. ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
  7. VII. НОЦИЦЕПТИВНАЯ (БОЛЕВАЯ) СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
  8. А.1.2. Система стратегического управления
  9. Автоматизированная система гармоничного менеджмента (АСГМ)
  10. Автоматическая информационная (идентификационная) система.
  11. Автономна нервова система та синдроми її ураження
  12. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.



Раздел 1 Концептуальные основы туристской деятельности

Шахты 2012

Составитель: Шевцова Татьяна Викторовна

Опорный конспект лекций

 

1.1 Туризм как социально-экономическая система

1.2 Регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

1.3 Основные субъекты туристского рынка

 

Социально-экономическая система – это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов (институтов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Основными свойствами туризма как социально-экономической системы являются:

1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов в социально-экономической системе.

2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, туризм в России, может быть рассмотрен в качестве одного из элементов международного туризма.

3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей туристских услуг). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

Возникновение туризма является объективным следствием эволюции человеческих потребностей. Одно из первых определений туризма, принятое Организацией Объединенных наций, трактовало его как «активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства»[1]. В 1992 году статистической комиссией ООН было предложено другое определение туризма, где он уже трактовался как «путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью»[2].

В настоящее время в Российской Федерации официально закреплено следующее определение туризма: «Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания»[3].



С развитием научного знания о туризме последний предстает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение, но несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».

Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, можно выделить концепцию профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов:

1) географический компонент;

2) туристы;

3) туристская индустрия.

При этом географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион; регион туристской дестинации (рис.1).


Факторы, определяющие эффективность туризма можно условно разделить на две группы:

- статические;

- динамические.

В статическуюгруппу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы, которые в первую очередь определяют привлекательность дестинаций для туристов.

К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.

Туризм носит комплексный, системный характер. Как социально-экономическая система он стремится к устойчивости, равновесному состоянию. Однако его достижение осложняется двумя обстоятельствами: динамическим взаимодействием элементов системы и меняющимися условиями внешней среды. Поэтому ни одна система, в том числе туризм как социально-экономическая система не может постоянно находиться в состоянии полного равновесия. В ходе поступательного развития туризма прослеживаются циклично-волновые колебания, характеризующиеся нарушением и восстановлением экономического равновесия.

Анализ процессов, происходящих в туризме как социально-экономической системе, возможно посредством циклической модели с непрерывной чередой актов производства и потребления туристских продуктов (рис. 2).

Во избежание перегрузки модели абстрагируемся от физического потока и сосредоточим внимание на движении денежных средств.

Рисунок 2 – Туризм как экономическая система[4]

Познание природы и функций разных элементов этой системы, а также существующих связей между ними позволяет понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования. На рис.2 слева расположен сектор потребителей. Они выступают в роли покупателей, предъявляющих туристский спрос. Расходуя средства, потебитель «голосует» денежными знаками за дальнейшее развитие туризма.

Потребителям противостоят продавцы (справа). Производители товаров и услуг формируют туристское предложение, приобретая ресурсы (трудовые, материальные, природные, финансовые) и комбинируя их в процессе производства туристских продуктов, они реализуют созданные блага потребителям, получая доход от продаж. Будучи потребленными, товары и услуги заканчивают свой кругооборот, за которым следует новый – как результат повторного использования имеющихся производственных факторов.

Расширение туристской деятельности требуют больших капитальных вложений. Как правило, крупные проекты финансируются из разных источников. В их реализации на долевой основе принимают участие государственные структуры, частные финансовые учреждения (национальные и зарубежные), международные организации и т.д.

Рост капитальных вложений и увеличение реального объема производства, вызванные повышением туристского спроса, являются признаками активизации экономической деятельности в силу наличия мультипликационного эффекта.

Таким образом, при рассмотрении туризма как социально-экономической системы необходимо учитывать тенденции развития современной экономики, где наметился переход от «общества рабочего времени» к «обществу свободного времени», от «рынка производителей туристских услуг» к «рынку потребителей туристских услуг».

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.152.232
Генерация страницы за: 0.007 сек.