КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Туризм как социально-экономическая система
Раздел 1 Концептуальные основы туристской деятельности Шахты 2012 Составитель: Шевцова Татьяна Викторовна Опорный конспект лекций
1.1 Туризм как социально-экономическая система 1.2 Регулирование туристской деятельности в Российской Федерации 1.3 Основные субъекты туристского рынка
Социально-экономическая система – это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов (институтов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Основными свойствами туризма как социально-экономической системы являются: 1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов в социально-экономической системе. 2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, туризм в России, может быть рассмотрен в качестве одного из элементов международного туризма. 3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей туристских услуг). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом. Возникновение туризма является объективным следствием эволюции человеческих потребностей. Одно из первых определений туризма, принятое Организацией Объединенных наций, трактовало его как «активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства»[1]. В 1992 году статистической комиссией ООН было предложено другое определение туризма, где он уже трактовался как «путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью»[2]. В настоящее время в Российской Федерации официально закреплено следующее определение туризма: «Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания»[3]. С развитием научного знания о туризме последний предстает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение, но несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы». Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, можно выделить концепцию профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов: 1) географический компонент; 2) туристы; 3) туристская индустрия. При этом географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион; регион туристской дестинации (рис.1).
- статические; - динамические. В статическуюгруппу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы, которые в первую очередь определяют привлекательность дестинаций для туристов. К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы. Туризм носит комплексный, системный характер. Как социально-экономическая система он стремится к устойчивости, равновесному состоянию. Однако его достижение осложняется двумя обстоятельствами: динамическим взаимодействием элементов системы и меняющимися условиями внешней среды. Поэтому ни одна система, в том числе туризм как социально-экономическая система не может постоянно находиться в состоянии полного равновесия. В ходе поступательного развития туризма прослеживаются циклично-волновые колебания, характеризующиеся нарушением и восстановлением экономического равновесия. Анализ процессов, происходящих в туризме как социально-экономической системе, возможно посредством циклической модели с непрерывной чередой актов производства и потребления туристских продуктов (рис. 2). Во избежание перегрузки модели абстрагируемся от физического потока и сосредоточим внимание на движении денежных средств. Рисунок 2 – Туризм как экономическая система[4] Познание природы и функций разных элементов этой системы, а также существующих связей между ними позволяет понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования. На рис.2 слева расположен сектор потребителей. Они выступают в роли покупателей, предъявляющих туристский спрос. Расходуя средства, потебитель «голосует» денежными знаками за дальнейшее развитие туризма. Потребителям противостоят продавцы (справа). Производители товаров и услуг формируют туристское предложение, приобретая ресурсы (трудовые, материальные, природные, финансовые) и комбинируя их в процессе производства туристских продуктов, они реализуют созданные блага потребителям, получая доход от продаж. Будучи потребленными, товары и услуги заканчивают свой кругооборот, за которым следует новый – как результат повторного использования имеющихся производственных факторов. Расширение туристской деятельности требуют больших капитальных вложений. Как правило, крупные проекты финансируются из разных источников. В их реализации на долевой основе принимают участие государственные структуры, частные финансовые учреждения (национальные и зарубежные), международные организации и т.д. Рост капитальных вложений и увеличение реального объема производства, вызванные повышением туристского спроса, являются признаками активизации экономической деятельности в силу наличия мультипликационного эффекта. Таким образом, при рассмотрении туризма как социально-экономической системы необходимо учитывать тенденции развития современной экономики, где наметился переход от «общества рабочего времени» к «обществу свободного времени», от «рынка производителей туристских услуг» к «рынку потребителей туристских услуг».
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 8430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |