КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные субъекты туристского рынка
Регулирование туристской деятельности в Российской Федерации Роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительным туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах федерального, региональных и муниципальных уровней. Так, на федеральном уровне в Федеральном законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства[5]. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.2011 г. № 644 определяет, что «в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации»[6]. Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Областная долгосрочная целевая программа развития туризма в Ростовской области на 2011 – 2016 годы, утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 187 (в редакции постановлений от 01.04.2011 № 158, от 06.09.2011 № 591) определяет, что «в Ростовской области туризм остается одной из стратегически значимых задач, для реализации которой применяется программно-целевой подход на региональном и муниципальном уровнях. С 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления получили полномочия по созданию условий для развития туризма в территориях, что позволяет им разрабатывать и принимать соответствующие муниципальные программы[7]. Реализация муниципальных программ и первой областной целевой программы «Развитие туризма в Ростовской области» на 2008 – 2010 годы пришлась на кризисный период, что и предопределило ее модернизацию. В целом в Российской Федерации и в ряде ее субъектов туризм позиционируется как отрасль (сектор) экономики, играющая важную роль в социально-экономическом развитии, что предопределяет деятельное участие государства в воздействии на данную сферу. Вместе с тем специалисты единодушно отмечают, что туристский потенциал страны используется недостаточно эффективно и туристская деятельность не приносит того результата, который можно было ожидать и который планировался в разрабатываемых и реализуемых в последнее десятилетие федеральных и региональных программах развития туризма. Из главы II Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» следует, что государство воздействует на сферу туризма посредством государственного регулирования[8]. В связи с этим совершенствование государственного регулирования в Российской Федерации в целом и в ее субъектах следует считать важнейшей задачей, решение которой позволит обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение заданных показателей. Основными направлениями государственного регулирования, на наш взгляд, являются развитие теории государственного регулирования применительно к сфере туризма и разработка методических положений и рекомендаций, обеспечивающих достижение целей государственного регулирования. Развитие теории государственного регулирования должно включать уточнение понятийно-категориального аппарата и научное обоснование системы и механизма государственного регулирования. К основным понятиям следует отнести само государственное регулирование, его формы и методы. Существуют разные подходы к определению сущности государственного регулирования. Вот один из них: «государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране»[9]. Вместе с тем в одном из экономических словарей регулирование трактуется как «функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров»[10]. Таким образом, государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития. В государственном регулировании туризма выделяют два основных уровня – федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами. Рассматривая форму как внешнее выражение содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация. Сущность этих форм, выраженная через деятельность органов государственной власти, представлена в таблице 1. Таблица 1 – Формы государственного регулирования туризма и их сущность
Правотворчество следует рассматривать как более широкое, чем законотворчество, понятие, поскольку законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из «Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации»[11]. Поддержка субъектов сферы туризма со стороны органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: - определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; - нормативного правового регулирования в сфере туризма; - разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; - содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; - защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; - содействия кадровому обеспечению в сфере туризма; - развития научных исследований в сфере туризма; - стандартизации и классификации объектов туристской индустрии; - формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также – реестр); - информационного обеспечения туризма; - создания благоприятных условий для развития туристской индустрии; - оказания государственных услуг в сфере туризма; - взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации[12].
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |