КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие
Однако человеку недостаточно отражать только отдельные свойства внеш- него мира, ему необходимо отражать мир предметно, то есть, как совокупность свойств. Это становиться возможным благодаря процессу восприятия. Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятия и ощуще- ния у человека тесно и неразрывно связаны. Восприятие как бы интегрирует ощущения и создают на их основе целостные образы предметов и явлений. Вос- приятия обладают рядом определённых свойств, а именно: предметностью, выражающейся в соотнесении образов внешнего мира с его реалиями; целостностью, заключающейся в том, что образы восприятия всегда цело- стны; константностью, состоящей в создании относительно постоянных образов предметов при существенном изменении условий восприятия; структурностью, заключающейся в способности отражать характеристику целого – структуру; избирательностью, состоящей в способности перестраивать субъектив- ный образ внешнего мира в зависимости от цели восприятия; осмысленностью, заключающейся в том, что все образы восприятия у че- ловека являются осмысленными. Восприятие зависит не только от объекта-раздражителя, но и от субъекта. Воспринимает не изолированный глаз или ухо, а человек, поэтому в воспри- ятии всегда проявляются особенности его личности. Зависимость восприятия от особенностей личности называется апперцеп- цией. Люди могут находиться в одной и той же ситуации, но воспринимать ее будут каждый по-своему. На процесс восприятия оказывают влияние следую- щие 3 группы факторов: • особенности субъекта восприятия, • особенности объекта восприятия, • особенности контекста. Когда человек (субъект) пытается интерпретировать то, что он видит, на это в значительной степени влияют особенности его личности. Личностные ха- рактеристики субъекта восприятия создают так называемую критериальную ос- нову, которая оказывает существенное воздействие на восприятие. Такую осно- ву составляют расположения, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания субъекта. Расположения – это устойчивая система отношений личности к окру- жающему миру, которая определяется основными компонентами структуры личности: темпераментом и характером, способностями, направленностью лич- ности. Расположения обычно проявляются в предпочтениях, которые отдает личность тем или иным условиям и обстоятельствам. Например, студент А. предпочитает малочисленные аудитории для заня- тий, так как он любит задавать множество u1074 вопросов преподавателю. Студент Б. наоборот, предпочитает большие аудитории, он редко задает вопросы и пред- почитает анонимность, которая возможна только при большом количестве лю- дей. Когда оба в начале семестра узнают, что будут заниматься в большом по- токе, их восприятие будет различным. Студент А – расстроен, а студент Б – рад. Они по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию, так как у них различ- ные представления относительно больших аудиторий. Мотивы. Неудовлетворенные потребности или мотивы стимулируют лич- ность и могут существенно сказаться на результатах восприятия. Например, ко- гда в эксперименте с голоданием люди-участники находились без пищи от 2 до 16 часов, то результаты восприятия ими стертых картинок были существенно разными – продолжительность голодания повлияла на интерпретацию изобра- жения. Чем дольше люди находились в состоянии голодания, тем чаще они воспринимали картинки за изображения пищи. Интересы. Личные интересы как бы сужают фокус восприятия. Например, пластический хирург с большей вероятностью обратит внимание на нос несо- вершенной формы, чем слесарь–сантехник. Прошлый опыт и знания. Предшествующий опыт как бы сужает фокус восприятия. Очень часто прошлый опыт как бы аннулирует интерес к объекту. То, что нам знакомо, менее интересно и привлекательно, чем что-то новое. Именно поэтому, когда в постоянной компании появляется новичок, он всегда привлекает к себе внимание. При этом внимание к нему обусловлено не его ис- ключительными достоинствами, а часто только тем, что он здесь новое, свежее лицо. В то же время прошлый опыт и знания могут существенно обогатить и расширить результаты восприятия. Чем больше человек знает об объекте, тем больше сторон, особенностей, нюансов он в нем способен увидеть. Например, если показать один и тот же объект – лист с фрагментом про- граммы для компьютера разным людям, то они по-разному дадут интерпрета- цию увиденному. Тот, кто не знает английского языка и языка программирова- ния – затруднится с ответом, тот, кто знает английский, но не знает языка про- граммирования - скажет, что узнает знакомые английские слова, знающий язык программирования даст ответ, что это фрагмент программы на языке “ПАС- КАЛЬ”, а опытный программист скажет, что это программа на языке “ПАС- КАЛЬ”, написанная начинающим программистом, так как порядок команд не- удачен. Ожидания. Зачастую люди видят то, что им хочется увидеть или услы- шать. На восприятие существенно влияют также эмоции и чувства, испытывае- мые субъектом. Положительные эмоции и чувства приводят к тому, что вос- принимающий видит только достоинства и не замечает недостатков (эффект “розовых очков”), а отрицательные – приводят к обратному результату (эффект “черной призмы”). Восприятие зависит также от стоящей перед человеком задачи или цели его деятельности. Например, когда мы просто слушаем музыку оркестра, мы воспринимаем музыку и мелодию в целом, не выделяя в ней звучание отдель- ных инструментов. Если же мы ставим перед собой задачи проследить партию того или иного инструмента, то восприятие звучания этого же оркестра станет существенно иным. Звук отслеживаемого инструмента как бы выделится, а все остальные звуки станут чем-то вроде фона. Существенным фактором, влияющим на процесс восприятия, является ус- тановка субъектов. Примером искажения восприятия под влиянием установки является сюжет комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Еще одной особенностью восприятия является то, что человек всегда дополняет воспринимаемую информацию чем-то своим, приносит в нее что-то субъективное. Например, если задать вопрос компьютеру “Какой номер телефона был у Пушкина?”, то компьютер потребует уточнения вопроса. Если же этот же во- прос адресовать аудитории, то в большинстве случаев мы получим ответ “У Пушкина не было телефона”. Такой ответ обусловлен тем, что человек допол- нил вопрос, привнес в него свое собственное суждение типа: поскольку в во- просе не называют, какого Пушкина имеют в виду, значит, речь идет обо всем известном Пушкине Александре Сергеевиче. Восприятие зависит также от особенностей объекта. Например, внешние особенности человека влияют на его восприятие. Люди с громким голосом или высокого роста заметнее, чем люди с тихим голосом или среднего роста. То же самое относится и к внешне привлекательным или внешне отталкивающим людям. Именно поэтому внешний вид панков, (представителей одного из моло- дежных движений) их прически, одежда и макияж есть не что иное, как средст- во привлечения к себе внимания, есть способ воздействия на восприятие. Движение, звуки, размер объекта и другие атрибуты также способствуют лучшему восприятию. Именно поэтому все женщины стремятся одеваться и выглядеть индивидуально и неповторимо. Они интуитивно понимают, что лю- бой атрибут внешности, отличающий их от других, способствует привлечению внимания и лучшему восприятию. Восприятие зависит также от контекста, то есть тех условий, в которых происходит процесс восприятия. Объекты чаще всего находятся не в изоляции, поэтому их восприятие всегда сопряжено с воздействием фона, это приводит к тому, что мы группируем схожие и близкие вещи. Именно поэтому справедливо отмечено, что в театре на сцене король не может играть сам себя, короля всегда играет свита. Объекты, которые находятся либо в пространственной, либо во временной близости друг к другу, имеют тенденцию быть воспринятыми вместе, а не раз- дельно. Например, в отделе одновременно увольняются несколько сотрудников. Оценивая ситуацию, мы склонны искать общую причину, хотя события могут быть никак не связаны. Влияние контекста на результаты восприятия хорошо иллюстрирует сле- дующая ситуация. Мы можем не обратить внимание на юную прелестницу в облегающем ве- чернем платье с ярким макияжем в ночном клубе в субботу, но она обязательно привлечет всеобщее внимание, если появится в таком виде в понедельник в ву- зовской аудитории. Все сказанное о факторах, влияющих на процесс восприятия, говорит о том, что восприятие – активный процесс, которым можно управлять. Закономерности восприятия проявляют себя во всех ситуациях, в том чис- ле при восприятии людьми друг друга. Например, первое впечатление о другом человеке формируется следующим образом. Существует несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека. Они в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнёра по этим схемам ино- гда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или системати- ческим ошибкам социального восприятия. Знания этих схем позволяет понять, как формируется первое впечатление о человеке. Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнёров в той или иной сфере. Ошибки неравенства про- являются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то па- раметру, существенному для них. В данном случае схема восприятия такова. При встрече с человеком, пре- восходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен, ес- ли же мы имеем дело с человеком, которого мы в чём-то превосходим, то мы его недооцениваем. При этом превосходство фиксируется по какому-то од-
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |