Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Однако человеку недостаточно отражать только отдельные свойства внеш-

него мира, ему необходимо отражать мир предметно, то есть, как совокупность

свойств. Это становиться возможным благодаря процессу восприятия.

Восприятие –это отражение в сознании человека предметов или явлений

при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятия и ощуще-

ния у человека тесно и неразрывно связаны. Восприятие как бы интегрирует

ощущения и создают на их основе целостные образы предметов и явлений. Вос-

приятия обладают рядом определённых свойств, а именно:

предметностью,выражающейся в соотнесении образов внешнего мира с

его реалиями;

целостностью,заключающейся в том, что образы восприятия всегда цело-

стны;

константностью, состоящей в создании относительно постоянных образов

предметов при существенном изменении условий восприятия;

структурностью,заключающейся в способности отражать характеристику

целого – структуру;

избирательностью, состоящей в способности перестраивать субъектив-

ный образ внешнего мира в зависимости от цели восприятия;

осмысленностью, заключающейся в том, что все образы восприятия у че-

ловека являются осмысленными.

Восприятие зависит не только от объекта-раздражителя, но и от субъекта.

Воспринимает не изолированный глаз или ухо, а человек, поэтому в воспри-

ятии всегда проявляются особенности его личности.

Зависимость восприятия от особенностей личности называется апперцеп-

цией. Люди могут находиться в одной и той же ситуации, но воспринимать ее

будут каждый по-своему. На процесс восприятия оказывают влияние следую-

щие 3 группы факторов:

• особенности субъекта восприятия,

• особенности объекта восприятия,

• особенности контекста.

Когда человек (субъект) пытается интерпретировать то, что он видит, на

это в значительной степени влияют особенности его личности. Личностные ха-

рактеристики субъекта восприятия создают так называемую критериальную ос-

нову, которая оказывает существенное воздействие на восприятие. Такую осно-



ву составляют расположения, мотивы, интересы, прошлый опыт и ожидания

субъекта.

Расположения– это устойчивая система отношений личности к окру-

жающему миру, которая определяется основными компонентами структуры

личности: темпераментом и характером, способностями, направленностью лич-

ности. Расположения обычно проявляются в предпочтениях, которые отдает

личность тем или иным условиям и обстоятельствам.

Например, студент А. предпочитает малочисленные аудитории для заня-

тий, так как он любит задавать множество u1074 вопросов преподавателю. Студент Б.

наоборот, предпочитает большие аудитории, он редко задает вопросы и пред-

почитает анонимность, которая возможна только при большом количестве лю-

дей. Когда оба в начале семестра узнают, что будут заниматься в большом по-

токе, их восприятие будет различным. Студент А – расстроен, а студент Б – рад.

Они по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию, так как у них различ-

ные представления относительно больших аудиторий.

Мотивы. Неудовлетворенные потребности или мотивы стимулируют лич-

ность и могут существенно сказаться на результатах восприятия. Например, ко-

гда в эксперименте с голоданием люди-участники находились без пищи от 2 до

16 часов, то результаты восприятия ими стертых картинок были существенно

разными – продолжительность голодания повлияла на интерпретацию изобра-

жения. Чем дольше люди находились в состоянии голодания, тем чаще они

воспринимали картинки за изображения пищи.

Интересы. Личные интересы как бы сужают фокус восприятия. Например,

пластический хирург с большей вероятностью обратит внимание на нос несо-

вершенной формы, чем слесарь–сантехник.

Прошлый опыт и знания.Предшествующий опыт как бы сужает фокус

восприятия. Очень часто прошлый опыт как бы аннулирует интерес к объекту.

То, что нам знакомо, менее интересно и привлекательно, чем что-то новое.

Именно поэтому, когда в постоянной компании появляется новичок, он всегда

привлекает к себе внимание. При этом внимание к нему обусловлено не его ис-

ключительными достоинствами, а часто только тем, что он здесь новое, свежее

лицо.

В то же время прошлый опыт и знания могут существенно обогатить и

расширить результаты восприятия. Чем больше человек знает об объекте, тем

больше сторон, особенностей, нюансов он в нем способен увидеть.

Например, если показать один и тот же объект – лист с фрагментом про-

граммы для компьютера разным людям, то они по-разному дадут интерпрета-

цию увиденному. Тот, кто не знает английского языка и языка программирова-

ния – затруднится с ответом, тот, кто знает английский, но не знает языка про-

граммирования - скажет, что узнает знакомые английские слова, знающий язык

программирования даст ответ, что это фрагмент программы на языке “ПАС-

КАЛЬ”, а опытный программист скажет, что это программа на языке “ПАС-

КАЛЬ”, написанная начинающим программистом, так как порядок команд не-

удачен.

Ожидания. Зачастую люди видят то, что им хочется увидеть или услы-

шать.

На восприятие существенно влияют также эмоции и чувства, испытывае-

мые субъектом. Положительные эмоции и чувства приводят к тому, что вос-

принимающий видит только достоинства и не замечает недостатков (эффект

“розовых очков”), а отрицательные – приводят к обратному результату (эффект

“черной призмы”).

Восприятие зависит также от стоящей перед человеком задачи или цели

его деятельности. Например, когда мы просто слушаем музыку оркестра, мы

воспринимаем музыку и мелодию в целом, не выделяя в ней звучание отдель-

ных инструментов. Если же мы ставим перед собой задачи проследить партию

того или иного инструмента, то восприятие звучания этого же оркестра станет

существенно иным. Звук отслеживаемого инструмента как бы выделится, а все

остальные звуки станут чем-то вроде фона.

Существенным фактором, влияющим на процесс восприятия, является ус-

тановка субъектов. Примером искажения восприятия под влиянием установки



является сюжет комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.

Еще одной особенностью восприятия является то, что человек всегда

дополняет воспринимаемую информацию чем-то своим, приносит в нее что-то

субъективное.

Например, если задать вопрос компьютеру “Какой номер телефона был у

Пушкина?”, то компьютер потребует уточнения вопроса. Если же этот же во-

прос адресовать аудитории, то в большинстве случаев мы получим ответ “У

Пушкина не было телефона”. Такой ответ обусловлен тем, что человек допол-

нил вопрос, привнес в него свое собственное суждение типа: поскольку в во-

просе не называют, какого Пушкина имеют в виду, значит, речь идет обо всем

известном Пушкине Александре Сергеевиче.

Восприятие зависит также от особенностей объекта. Например, внешние

особенности человека влияют на его восприятие. Люди с громким голосом или

высокого роста заметнее, чем люди с тихим голосом или среднего роста. То же

самое относится и к внешне привлекательным или внешне отталкивающим

людям. Именно поэтому внешний вид панков, (представителей одного из моло-

дежных движений) их прически, одежда и макияж есть не что иное, как средст-

во привлечения к себе внимания, есть способ воздействия на восприятие.

Движение, звуки, размер объекта и другие атрибуты также способствуют

лучшему восприятию. Именно поэтому все женщины стремятся одеваться и

выглядеть индивидуально и неповторимо. Они интуитивно понимают, что лю-

бой атрибут внешности, отличающий их от других, способствует привлечению

внимания и лучшему восприятию.

Восприятие зависит также от контекста, то есть тех условий, в которых

происходит процесс восприятия. Объекты чаще всего находятся не в изоляции,

поэтому их восприятие всегда сопряжено с воздействием фона, это приводит к

тому, что мы группируем схожие и близкие вещи.

Именно поэтому справедливо отмечено, что в театре на сцене король не

может играть сам себя, короля всегда играет свита.

Объекты, которые находятся либо в пространственной, либо во временной

близости друг к другу, имеют тенденцию быть воспринятыми вместе, а не раз-

дельно.

Например, в отделе одновременно увольняются несколько сотрудников.

Оценивая ситуацию, мы склонны искать общую причину, хотя события могут

быть никак не связаны.

Влияние контекста на результаты восприятия хорошо иллюстрирует сле-

дующая ситуация.

Мы можем не обратить внимание на юную прелестницу в облегающем ве-

чернем платье с ярким макияжем в ночном клубе в субботу, но она обязательно

привлечет всеобщее внимание, если появится в таком виде в понедельник в ву-

зовской аудитории.

Все сказанное о факторах, влияющих на процесс восприятия, говорит о

том, что восприятие – активный процесс, которым можно управлять.

Закономерности восприятия проявляют себя во всех ситуациях, в том чис-

ле при восприятии людьми друг друга. Например, первое впечатление о другом

человеке формируется следующим образом. Существует несколько типовых

схем, по которым строится образ другого человека. Они в той или иной степени

используются всеми людьми. Построение образа партнёра по этим схемам ино-

гда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или системати-

ческим ошибкам социального восприятия. Знания этих схем позволяет понять,

как формируется первое впечатление о человеке.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в

случае неравенства партнёров в той или иной сфере. Ошибки неравенства про-

являются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные

психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то па-

раметру, существенному для них.

В данном случае схема восприятия такова. При встрече с человеком, пре-

восходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его

несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен, ес-

ли же мы имеем дело с человеком, которого мы в чём-то превосходим, то мы

его недооцениваем. При этом превосходство фиксируется по какому-то од-

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ощущение | Мышление. Ному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим па-

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.