КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и разви- тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея- тельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стра- тегии взаимодействия. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совме- стный труд, учение, коллективную игру и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Общение представляет собой процесс взаимодействия человека с челове- ком, осуществляемый с помощью речевых и неречевых средств с целью дости- жения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и пове- денческой сферах у лиц – участников общения. В процессе общения люди обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами труда, но также и мыслями, идеями, планами, пе- реживаниями, чувствами. Человек учится общению в повседневной жизни под влиянием среды, в ко- торой он живет, и людей, с которыми он взаимодействует, обычно это происхо- дит стихийно, в житейском опыте. Следует _________сказать, что во многих случаях та- кого опыта бывает недостаточно. Многие профессии предполагают высокий уровень навыков и умений общения. И вообще, чтобы продуктивно и цивили- зованно общаться, нужно знать закономерности процессов общения, приобре- тать и совершенствовать навыки и умения их учета и использования. Общение – это сложный, многоплановый процесс, который обычно прояв- ляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуника- тивно-информационной, эмотивной и конативной. Каждая из них представляет собой следующее: • межличностная сторона отражает взаимодействие человека с другими людьми; • когнитивная сторона обеспечивает познание особенностей личности партнера по общению; • коммуникативно-информационная сторона представляет собой об- мен информацией; • эмотивная сторона связана с функционированием эмоций и чувств в ходе личных контактов партнеров; • конативная (поведенческая) сторона обеспечивает согласование внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Общение выполняет определенные функции, чаще всего выделяют сле- дующие из них: • прагматическая функция отражает его потребностно-мотивационные аспекты и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной дея- тельности. При этом достаточно часто само общение выступает самой важной потребностью; • функция формирования и развития отражает способность общения оказывать влияние на партнеров, и совершенствует их во всех отношениях пу- тем формирования и изменения их психических свойств и качеств; • функция подтверждения (самоутверждения) обеспечивает человеку возможность познать, утвердить и подтвердить себя в процессе общения с дру- гими людьми; • функция объединения – разъединения людей позволяет настроить людей на общие цели, намерения, задачи и тем самым соединить их в единое целое. Но иногда она может быть причиной дифференциации и изоляции лич- ностей в результате общения; • функция организации и поддерживания отношений служит интере- сам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей и отношений между людьми в интересах совместной деятельности; • внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь. построенную по типу диалога) и способствует развитию рефлексии. Существует множество видов общения, которые можно классифицировать по разным основаниям (см. рис. 6.4.) Другой подход к выделению видов общения показан на рис. 6.5. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем, реализация кото- рых осуществляется с использованием вербальных и невербальных средств. Вербальные средства общения – это речь в различных формах: устная, пись- менная и др. Невербальные средства общения – это все то, что дополняет вербальные средства, помогает регулировать течение процесса общения, создает психоло- гический контакт, выражает эмоции и т.д. К таким средствам относятся мими- ка, жесты, позы, взгляды, интонации, паузы и др. Рис. 6.4. Виды общения (по Р.С. Немову). Виды общения По содержанию По целям По средствам
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |