Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и разви-

тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея-

тельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стра-

тегии взаимодействия.

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совме-

стный труд, учение, коллективную игру и т.п.) и обеспечивает планирование,

осуществление и контроль их деятельности.

Общение представляет собой процесс взаимодействия человека с челове-

ком, осуществляемый с помощью речевых и неречевых средств с целью дости-

жения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и пове-

денческой сферах у лиц – участников общения.

В процессе общения люди обмениваются не только своими физическими

действиями или продуктами труда, но также и мыслями, идеями, планами, пе-

реживаниями, чувствами.

Человек учится общению в повседневной жизни под влиянием среды, в ко-

торой он живет, и людей, с которыми он взаимодействует, обычно это происхо-

дит стихийно, в житейском опыте. Следует _________сказать, что во многих случаях та-

кого опыта бывает недостаточно. Многие профессии предполагают высокий

уровень навыков и умений общения. И вообще, чтобы продуктивно и цивили-

зованно общаться, нужно знать закономерности процессов общения, приобре-

тать и совершенствовать навыки и умения их учета и использования.

Общение – это сложный, многоплановый процесс, который обычно прояв-

ляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуника-

тивно-информационной, эмотивной и конативной. Каждая из них представляет

собой следующее:

межличностная сторона отражает взаимодействие человека с другими

людьми;

когнитивная сторона обеспечивает познание особенностей личности

партнера по общению;

коммуникативно-информационная сторона представляет собой об-

мен информацией;

эмотивная сторона связана с функционированием эмоций и чувств в

ходе личных контактов партнеров;

конативная (поведенческая) сторона обеспечивает согласование

внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции, чаще всего выделяют сле-

дующие из них:

прагматическая функция отражает его потребностно-мотивационные

аспекты и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной дея-

тельности. При этом достаточно часто само общение выступает самой важной

потребностью;

функция формирования и развития отражает способность общения

оказывать влияние на партнеров, и совершенствует их во всех отношениях пу-

тем формирования и изменения их психических свойств и качеств;

функция подтверждения (самоутверждения) обеспечивает человеку

возможность познать, утвердить и подтвердить себя в процессе общения с дру-

гими людьми;

функция объединения – разъединения людей позволяет настроить

людей на общие цели, намерения, задачи и тем самым соединить их в единое

целое. Но иногда она может быть причиной дифференциации и изоляции лич-

ностей в результате общения;

функция организации и поддерживания отношений служит интере-

сам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей

и отношений между людьми в интересах совместной деятельности;

внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим

собой (через внутреннюю или внешнюю речь. построенную по типу диалога) и

способствует развитию рефлексии.

Существует множество видов общения, которые можно классифицировать

по разным основаниям (см. рис. 6.4.)

Другой подход к выделению видов общения показан на рис. 6.5.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем, реализация кото-

рых осуществляется с использованием вербальных и невербальных средств.

Вербальные средства общения – это речь в различных формах: устная, пись-

менная и др.

Невербальные средства общения – это все то, что дополняет вербальные

средства, помогает регулировать течение процесса общения, создает психоло-

гический контакт, выражает эмоции и т.д. К таким средствам относятся мими-

ка, жесты, позы, взгляды, интонации, паузы и др.

Рис. 6.4. Виды общения (по Р.С. Немову).

Виды общения

По содержанию По целям По средствам

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участников (переживаниями, симпатиями, антипатиями и т.п.). Психоло- | Мацией в ходе общения, ведущий к взаимному пониманию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.