КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология малой группы
Человек живет в обществе, среди других людей и находится с ними в оп- ределенных отношениях. Общество же само состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется психика входящих в них людей. Особый интерес представляет психологические явления, возникающие именно в малых группах, где прежде всего живут и работают люди. Возникновение малых групп обусловлено двумя причинами: обществен- но-экономическими, т.к. общество и его экономика создают для себя те пер- вичные «ячейки», в которых формируются начальные ценности (экономические и социальные); психологическими, т.к. каждый человек, находясь в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения. В конечном итоге на высшем уровне своего развития малая группа пре- вращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламента- ция жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, здоровый морально нравственный климат, сплоченность, отсутствие конфлик- тов и добропорядочные отношения между людьми. Именно в коллективе наи- более успешно и всесторонне происходит развитие человека. Малые группы – это небольшие по численности общности, члены кото- рых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредст- венном личном контакте (общении). Такие группы могут быть реальными либо условными. Условные груп- пы создают по какому-то общему признаку (полу, возрасту и т.п.), например, с целью социологического исследования. В реальных же группах люди посто- янно находятся и взаимодействуют в повседневной жизни и деятельности. Ре- альные группы могут быть естественными и лабораторными, первые – сфор- мировались и существуют самостоятельно, вторые – специально (искусственно) созданы в интересах научного изучения. Реальные группы различаются также принципом их организации. При этом можно выделить формальные группы, имеющие официально заданную извне структуру, и неформальные группы, которые образуются на основе личност- ных предпочтений. Сюда можно отнести также диффузионные группы, которые возникают случайно и u1089 существуют непродолжительное время, в которых люди объедине- ны лишь общими эмоциями и переживаниями. Реальные малые группы классифицируют также по уровню их развития. При этом выделяют слаборазвитые группы, которые находятся на начальном этапе своего существования, высокоразвитые группы, которые существуют долго и отличаются наличием единых целей и интересов, сплоченностью и вы- сокоразвитой системой отношений, и коллективы, представляющие собой высшую форму объединения людей, создающую наиболее благоприятные ус- ловия для совместной деятельности. По оказываемому влиянию на человека группы делятся на референт- ные (эталонные) и нереферентные (группы членства). Референтные группы – это такие, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях, нереферентные группы – это груп- пы, в которых люди реально взаимодействуют друг с другом. Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает в себя следующие компоненты: • композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально- психологических характеристик членов группы (количественный и качествен- ный состав, национальное и социальное происхождение, неформальные микро- группы, статус и позицию людей и т.п.); • подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление сово- купности реальных межличностных связей ее членов, и существующих между людьми симпатий и антипатий; • коммуникативную подструктуру, т.е. совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков внутри группы и в ее свя- зях с внешней средой; • подструктуру функциональных отношений, т.е. совокупность прояв- ления различных взаимосвязей в малой группе, являющихся следствием спо- собности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что группа пред- ставляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди по причине различия их индивидуально- и социально-психологических качеств занимают неодинаковое положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенные отношения друг к другу. Рассматривая малую группу как некоторый целостный организм (а именно таковым она и является), можно говорить о психологии малой груп- пы, которая не сводится в сумме проявлений индивидуально-психологических особенностей людей – членов группы. Рис. 6.8. Виды малых групп. Психология малой группы функционирует и существует в виде следующих психологических явлений: • взаимоотношений (межличностных отношений), т.е. связей между людьми, возникающих в результате их взаимодействия и сопровождаемых раз- личными эмоциональными реакциями индивидов, которые в них участвуют. Взаимоотношения обуславливают стимулы совместной деятельности и поведе- ния членов группы; Виды малых групп Условные Реальные Естественные Лабораторные Формальные Неформальные Диффузионные Высокоразвитые Коллективы Референтные Нереферентные Слаборазвитые По наличию либо отсут- ствию взаимодействия членов группы По принципам органи- зации По уровню развития По степени влияния на человека • групповых устремлений, т.е. целей, задач, потребностей и мотивов, лежащих в основе поведения и совместной деятельности членов группы; • групповых мнений, т.е. сложных эмоциональных состояний, совокуп- ности переживаний, овладевших в определенный период членами группы и в значительной мере определяющий направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы, а также отдельных ее членов; • групповых традиций, т.е. норм, правил и стереотипов поведения лю- дей в группе, которые сложились на основе длительного опыта совместной дея- тельности ее членов и соблюдение которых стало потребностью каждого члена группы. Структура основных компонентов, составляющих психологию малой группы, показана на рис. 6.9. Психология _________группы не представляет собой некоторую статичную систему, она динамична, постоянно изменяется и развивается в процессе существования группы. Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий: • на первой стадии люди знакомятся и осмысливают перспективы сбли- жения; • на второй стадии обычно появляются зачатки системы межличностных отношений, начинает формироваться групповое самосознание, зарождается ак- тив малой группы; • на третьей стадии отношения между членами группы приобретают стабильный характер, происходит интенсивный процесс формирования группо- вых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, появляется сплоченность и слаженность в действиях людей; • на четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», групповыми целями и интере- сами, которые все в группе поддерживают, появляется ценностно- ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты и т.д. Однако следует заметить, что названная последовательность этапов пред- ставляет собой некоторую идеальную модель развития малой группы. В реаль- ной жизни процесс образования и развития группы намного сложнее и проти- воречивее. Нередко развитие может задержаться на той или иной стадии, дале- ко не каждая группа достигает четвертой стадии развития, общая продолжи- тельность процесса и время нахождения на той или иной стадии развития опре- деляются условиями и обстоятельствами как внутренними, так и внешними. Тем не менее важно знать и правильно понимать те психологические про- цессы, которые могут происходить в малой группе в ходе ее образования и развития. Рис. 6.9. Психология малой группы (структура основных компонентов). Психология малой группы
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |