Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология малой группы

Человек живет в обществе, среди других людей и находится с ними в оп-

ределенных отношениях. Общество же само состоит из множества больших и

малых групп, внутри которых формируется психика входящих в них людей.

Особый интерес представляет психологические явления, возникающие именно

в малых группах, где прежде всего живут и работают люди.

Возникновение малых групп обусловлено двумя причинами: обществен-

но-экономическими, т.к. общество и его экономика создают для себя те пер-

вичные «ячейки», в которых формируются начальные ценности (экономические

и социальные); психологическими, т.к. каждый человек, находясь в обществе,

стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости,

престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для

самоутверждения.

В конечном итоге на высшем уровне своего развития малая группа пре-

вращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламента-

ция жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя,

здоровый морально нравственный климат, сплоченность, отсутствие конфлик-

тов и добропорядочные отношения между людьми. Именно в коллективе наи-

более успешно и всесторонне происходит развитие человека.

Малые группы – это небольшие по численности общности, члены кото-

рых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредст-

венном личном контакте (общении).

Такие группы могут быть реальными либо условными. Условные груп-

пы создают по какому-то общему признаку (полу, возрасту и т.п.), например, с

целью социологического исследования. В реальных же группах люди посто-

янно находятся и взаимодействуют в повседневной жизни и деятельности. Ре-

альные группы могут быть естественными и лабораторными, первые – сфор-

мировались и существуют самостоятельно, вторые – специально (искусственно)

созданы в интересах научного изучения.

Реальные группы различаются также принципом их организации. При этом

можно выделить формальные группы, имеющие официально заданную извне

структуру, и неформальные группы, которые образуются на основе личност-

ных предпочтений.

Сюда можно отнести также диффузионные группы, которые возникают

случайно и u1089 существуют непродолжительное время, в которых люди объедине-

ны лишь общими эмоциями и переживаниями.

Реальные малые группы классифицируют также по уровню их развития.

При этом выделяют слаборазвитые группы, которые находятся на начальном

этапе своего существования, высокоразвитые группы, которые существуют

долго и отличаются наличием единых целей и интересов, сплоченностью и вы-

сокоразвитой системой отношений, и коллективы, представляющие собой

высшую форму объединения людей, создающую наиболее благоприятные ус-

ловия для совместной деятельности.

По оказываемому влиянию на человека группы делятся на референт-

ные (эталонные) и нереферентные (группы членства). Референтные группы

это такие, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных

предпочтениях, симпатиях и антипатиях, нереферентные группы – это груп-

пы, в которых люди реально взаимодействуют друг с другом.

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая

включает в себя следующие компоненты:

композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-

психологических характеристик членов группы (количественный и качествен-

ный состав, национальное и социальное происхождение, неформальные микро-

группы, статус и позицию людей и т.п.);

подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление сово-

купности реальных межличностных связей ее членов, и существующих между

людьми симпатий и антипатий;

коммуникативную подструктуру, т.е. совокупность позиций членов

малой группы в системах информационных потоков внутри группы и в ее свя-

зях с внешней средой;

подструктуру функциональных отношений, т.е. совокупность прояв-

ления различных взаимосвязей в малой группе, являющихся следствием спо-

собности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные

обязанности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что группа пред-

ставляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди по причине

различия их индивидуально- и социально-психологических качеств занимают

неодинаковое положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с

конкретной ролью определенные отношения друг к другу.

Рассматривая малую группу как некоторый целостный организм (а

именно таковым она и является), можно говорить о психологии малой груп-

пы, которая не сводится в сумме проявлений индивидуально-психологических

особенностей людей – членов группы.

Рис. 6.8. Виды малых групп.

Психология малой группы функционирует и существует в виде следующих

психологических явлений:

взаимоотношений (межличностных отношений), т.е. связей между

людьми, возникающих в результате их взаимодействия и сопровождаемых раз-

личными эмоциональными реакциями индивидов, которые в них участвуют.

Взаимоотношения обуславливают стимулы совместной деятельности и поведе-

ния членов группы;

Виды малых групп

Условные

Реальные

Естественные Лабораторные

Формальные

Неформальные

Диффузионные

Высокоразвитые

Коллективы

Референтные

Нереферентные

Слаборазвитые

По наличию либо отсут-

ствию взаимодействия

членов группы

По принципам органи-

зации

По уровню развития

По степени влияния на

человека

групповых устремлений, т.е. целей, задач, потребностей и мотивов,

лежащих в основе поведения и совместной деятельности членов группы;

групповых мнений, т.е. сложных эмоциональных состояний, совокуп-

ности переживаний, овладевших в определенный период членами группы и в

значительной мере определяющий направленность, ориентацию и характер

всех проявлений психологии группы, а также отдельных ее членов;

групповых традиций, т.е. норм, правил и стереотипов поведения лю-

дей в группе, которые сложились на основе длительного опыта совместной дея-

тельности ее членов и соблюдение которых стало потребностью каждого члена

группы.

Структура основных компонентов, составляющих психологию малой

группы, показана на рис. 6.9.

Психология _________группы не представляет собой некоторую статичную систему,

она динамична, постоянно изменяется и развивается в процессе существования

группы.

Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько

стадий:

• на первой стадии люди знакомятся и осмысливают перспективы сбли-

жения;

• на второй стадии обычно появляются зачатки системы межличностных

отношений, начинает формироваться групповое самосознание, зарождается ак-

тив малой группы;

• на третьей стадии отношения между членами группы приобретают

стабильный характер, происходит интенсивный процесс формирования группо-

вых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, появляется

сплоченность и слаженность в действиях людей;

• на четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится

общностью с ярко выраженным чувством «Мы», групповыми целями и интере-

сами, которые все в группе поддерживают, появляется ценностно-

ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты и т.д.

Однако следует заметить, что названная последовательность этапов пред-

ставляет собой некоторую идеальную модель развития малой группы. В реаль-

ной жизни процесс образования и развития группы намного сложнее и проти-

воречивее. Нередко развитие может задержаться на той или иной стадии, дале-

ко не каждая группа достигает четвертой стадии развития, общая продолжи-

тельность процесса и время нахождения на той или иной стадии развития опре-

деляются условиями и обстоятельствами как внутренними, так и внешними.

Тем не менее важно знать и правильно понимать те психологические про-

цессы, которые могут происходить в малой группе в ходе ее образования и

развития.

Рис. 6.9. Психология малой группы (структура основных компонентов).

Психология малой группы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная перцепция | Озные и др
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.