КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная перцепцияСоциальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов (людей и социальных групп). Данный процесс представляет собой специфиче- ское социально-психологическое явление, имеющее свои особенности. Важ- нейшие из них состоят в следующем: 1) Субъект социальной перцепции всегда активен, т.е., он не безразли- чен и не пассивен по отношению к воспринимаемому (это проявляется в том, что восприятие других людей отличается от восприятия неодушевленных предметов). Здесь и объект и субъект восприятия воздействуют друг на друга, стремятся изменить представления о себе в благоприятную сторону. 2) Целостность воспринимаемого заключается в том, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия. 3) Мотивированность субъекта социальной перцепции, проявляется в том, что восприятие социальных объектов характеризуется огромным совпаде- нием его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к вос- принимаемому, очевидной зависимостью восприятия от мотивационно- смысловой ориентированности воспринимающего. На практике социальная перцепция обычно осуществляется как: 1. Восприятие членами группы: а) друг друга; б) членов другой группы. 2. Восприятие человеком: а) самого себя; б) другого человека; ) своей группы; в) другой группы. 3. Восприятие группой: а) своего человека; б) чужого человека; в) членов другой группы. Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность субъекта по оценке внешнего облика, действий и поступков, психологических особенно- стей воспринимаемого объекта (человека или группы), в результате которой у него складывается конкретное отношение к данному объекту и формируются определенные представления о возможном его поведении. На основании этих представлений он прогнозирует свои отношения к объекту и свое поведение при взаимодействии с ним. Социальная перцепция обеспечивает выполнение следующих функций: • познание самого себя; • познание партнера по общению; • установление эмоциональных отношений; • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания. Механизмы, с помощью которых реализуется процесс социальной перцеп- ции, представлены на рисунке 6.7. В процессе социальной перцепции проявляется несколько специфических эффектов межличностного восприятия. Их знание и правильное понимание имеет важное практическое значение. К числу таких эффектов можно отнести: Эффект стереотипизации, который заключается в использовании специ- альных стереотипов. Под социальным стереотипом понимают устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное пред- ставителям той или иной социальной группы. Когда человек усвоил стереотипы своей группы, они позволяют ему «экономить» психологические ресурсы в ре- зультате упрощения и сокращения процесса восприятия других людей. При этом стереотипы наиболее часто используются при восприятии людей опреде- ленной национальности, профессии, определенного возраста. Положительный результат использования стереотипов заключается в сокращении и упрощении процесса восприятия. Однако следует иметь ввиду и возможный отрицатель- ный результат, который состоит в том, что в условиях дефицита информации стереотипы могут быть ложными, неадекватными, и тем самым осложнять общение. Рис. 6.7. Механизмы социальной перцепции. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ (механизмы) ИДЕНТИФИКАЦИЯ (познание другого человека на основе представления себя на его месте). ЭМПАТИЯ (эмоциональное сочувствие и сопереживание другому человеку). Механизмы по- знания и понима- ния людьми друг друга РЕФЛЕКСИЯ (самопознание в про- цессе взаимодействия на основе способ- ности человека представлять все то, как он воспринимается партнером по обще- нию) КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (интерпре- тация поступков и чувств другого челове- ка, направленная на определение причин и мотивов поведения партнера по обще- нию) АТТРАКЦИЯ (познание другого человека на основе формирования устойчивого по- зитивного отношения к нему: привязан- ности, дружбы, любви). Механизмы по- знания самого се- бя в общении Механизмы про- гнозирования по- ведения партнера по общению ЛИЧНОСТНАЯ АТРИБУЦИЯ (в любой ситуации причина произо- шедшего приписы- вается конкретному человеку). СТИМУЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (причина происхо- дящего видится в предмете, на кото- рое было направле- но действие). СИТУАТИВНАЯ АТРИБУЦИЯ (склонность связы- вать причину слу- чившегося с об- стоятельствами). Эффект проекции, который заключается в том, что приятному собеседни- ку мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному свои собственные недостатки. Эффект средней ошибки, который проявляется в ситуациях, когда мы снижаем оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону средних показателей. Эффект ореола, который заключается в том, что человека начинают счи- тать выдающимся во всем после первой удачи, или наоборот во всем ущербным после первой неудачи. Эффект порядка поступления информации, который состоит в том, что на формирование представления о человеке оказывает влияние порядок посту- пления информации о нем.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |