Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная перцепция

Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов

(людей и социальных групп). Данный процесс представляет собой специфиче-

ское социально-психологическое явление, имеющее свои особенности. Важ-

нейшие из них состоят в следующем:

1) Субъект социальной перцепции всегда активен, т.е., он не безразли-

чен и не пассивен по отношению к воспринимаемому (это проявляется в том,

что восприятие других людей отличается от восприятия неодушевленных

предметов). Здесь и объект и субъект восприятия воздействуют друг на друга,

стремятся изменить представления о себе в благоприятную сторону.

2) Целостность воспринимаемого заключается в том, что внимание

субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах

порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на

смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.

3) Мотивированность субъекта социальной перцепции, проявляется в

том, что восприятие социальных объектов характеризуется огромным совпаде-

нием его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к вос-

принимаемому, очевидной зависимостью восприятия от мотивационно-

смысловой ориентированности воспринимающего.

На практике социальная перцепция обычно осуществляется как:

1. Восприятие членами группы:

а) друг друга;

б) членов другой группы.

2. Восприятие человеком:

а) самого себя;

б) другого человека;

) своей группы;

в) другой группы.

3. Восприятие группой:

а) своего человека;

б) чужого человека;

в) членов другой группы.

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность субъекта

по оценке внешнего облика, действий и поступков, психологических особенно-

стей воспринимаемого объекта (человека или группы), в результате которой у

него складывается конкретное отношение к данному объекту и формируются

определенные представления о возможном его поведении. На основании этих

представлений он прогнозирует свои отношения к объекту и свое поведение

при взаимодействии с ним.

Социальная перцепция обеспечивает выполнение следующих функций:

• познание самого себя;

• познание партнера по общению;

• установление эмоциональных отношений;

• организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.

Механизмы, с помощью которых реализуется процесс социальной перцеп-

ции, представлены на рисунке 6.7.

В процессе социальной перцепции проявляется несколько специфических

эффектов межличностного восприятия. Их знание и правильное понимание

имеет важное практическое значение. К числу таких эффектов можно отнести:

Эффект стереотипизации, который заключается в использовании специ-

альных стереотипов. Под социальным стереотипом понимают устойчивый

образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное пред-

ставителям той или иной социальной группы. Когда человек усвоил стереотипы

своей группы, они позволяют ему «экономить» психологические ресурсы в ре-

зультате упрощения и сокращения процесса восприятия других людей. При

этом стереотипы наиболее часто используются при восприятии людей опреде-

ленной национальности, профессии, определенного возраста. Положительный

результат использования стереотипов заключается в сокращении и упрощении

процесса восприятия. Однако следует иметь ввиду и возможный отрицатель-

ный результат, который состоит в том, что в условиях дефицита информации

стереотипы могут быть ложными, неадекватными, и тем самым осложнять

общение.

Рис. 6.7. Механизмы социальной перцепции.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

(механизмы)

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (познание другого

человека на основе представления себя на

его месте).

ЭМПАТИЯ (эмоциональное сочувствие и

сопереживание другому человеку).

Механизмы по-

знания и понима-

ния людьми друг

друга

РЕФЛЕКСИЯ (самопознание в про-

цессе взаимодействия на основе способ-

ности человека представлять все то, как

он воспринимается партнером по обще-

нию)

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (интерпре-

тация поступков и чувств другого челове-

ка, направленная на определение причин

и мотивов поведения партнера по обще-

нию)

АТТРАКЦИЯ (познание другого человека

на основе формирования устойчивого по-

зитивного отношения к нему: привязан-

ности, дружбы, любви).

Механизмы по-

знания самого се-

бя в общении

Механизмы про-

гнозирования по-

ведения партнера

по общению

ЛИЧНОСТНАЯ

АТРИБУЦИЯ

(в любой ситуации

причина произо-

шедшего приписы-

вается конкретному

человеку).

СТИМУЛЬНАЯ

АТРИБУЦИЯ

(причина происхо-

дящего видится в

предмете, на кото-

рое было направле-

но действие).

СИТУАТИВНАЯ

АТРИБУЦИЯ

(склонность связы-

вать причину слу-

чившегося с об-

стоятельствами).

Эффект проекции, который заключается в том, что приятному собеседни-

ку мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному

свои собственные недостатки.

Эффект средней ошибки, который проявляется в ситуациях, когда мы

снижаем оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону

средних показателей.

Эффект ореола, который заключается в том, что человека начинают счи-

тать выдающимся во всем после первой удачи, или наоборот во всем ущербным

после первой неудачи.

Эффект порядка поступления информации, который состоит в том, что

на формирование представления о человеке оказывает влияние порядок посту-

пления информации о нем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативные барьеры | Психология малой группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.