КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и методы обучения
Контроль качества усвоения знаний и формирования умений и Закрепление и совершенствования первично воспринятой инфор- Осмысление нового материала. Постановка обучающим цели и осознание обучающимися позна- вательных задач (объявление темы, постановка вопросов, формулировка про- блемы). 3. Восприятие обучаемыми нового материала. На этом этапе исполь- зуются разные методы и приемы изложения информации. мации (повторение ее, первичное обобщение и установление связей с имею- щейся информацией). 6. Применение нового материала (выполнение упражнений, решение задач, работа над проблемными и эвристическими учебными заданиями). навыков (как средство обратной связи в процессе обучения). 8. Коррекция процесса обучения (когда требуется изменение методик либо средств обучения по результатам контроля). 9. Обобщение изученной информации (систематизация знаний по предмету, установление внутрипредметных и межпредметных связей). В конкретных условиях в зависимости от цели учебного занятия эти звенья могут присутствовать не все, а иногда и не в строго перечисленной последова- тельности. Учебный процесс подчиняется многим законам, из которых вытекают принципы обучения, то есть руководящие исходные положения, имеющие нормативный характер, относящиеся по всему учебному процессу в целом и позволяющие обеспечить его эффективную организацию. Принципы обучения сложились главным образом как результат исторического развития и обобще- ния практического опыта. Они в равной мере распространяются на все виды учебного процесса. На сегодняшний день нет основания утверждать, что в педагогике сложи- лась система принципов обучения, поскольку разные авторы выделяют различ- ное количество принципов (от 4 до 14), располагая их в разном порядке и соче- тании. Тем не менее, в современной дидактике можно выделить следующие принципы обучения: • сознательности, активности и самостоятельности в обучении, что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их по- знавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в про- цессе учебной работы; • наглядности и доступности обучения, что требует в учебном про- цессе единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, нагляд- но-образного и др.), научного и эмпирического, а также учета индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых; • систематичности, последовательности и комплексности в обуче- нии, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новый материал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения, четко планировать учебные занятия, соблюдать логическую связь и последова- тельность изучения материала; • обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспита- ние у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудно- стей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определен- ных усилий в процессе учебной работы; • прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что пред- полагает разъяснения обучаемым u1079 значения изучаемого материала для их прак- тической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоми- нание, систематически организованное повторение и применение учебного ма- териала в практической деятельности, ведение систематического контроля за усвоением изученного материала; • группового и индивидуального подхода в обучении, что предпола- гает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учеб- ных группах благоприятного психологического климата; • гуманистической направленности обучения, что требует формиро- вания всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и соци- альных условий; • научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся, что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучения теоретического материала с практически- ми занятиями, где показывается практическое приложение теоретических зна- ний; • преемственности и перспективности в обучении, что предполагает использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с уче- том перспективы, т.е. подготовки учеников к восприятию более трудного мате- риала. В настоящее время процесс развития принципов обучения продолжается в связи с разработкой новых направлений дидактики, новых теорий, систем и технологий обучения. Дидактические принципы (принципы обучения) проявляются во взаимной связи. Они реализуются через соответствующие приемы и правила обучения и обеспечивают хорошие результаты учебного процесса. Правила обучения не являются исходными руководящими положениями, а формируются в виде кон- кретных предписаний и рекомендаций. Они вытекают из принципов обучения и их соблюдение способствует успешной реализации тех или иных принципов. При этом одно и то же правило может обеспечивать реализацию нескольких принципов обучения, а каждый принцип обеспечивается через соблюдение многих правил. В процессе обучения обучающая u1076 деятельность педагога неотделима от дея- тельности учащихся по усвоению (пониманию, запоминанию и применению) учебного материала. В истории педагогики имели место различные концеп- ции соотношения роли учителя и ученика: традиционная (доминирующую роль играет учитель), педоцентрическая (главная роль отводится не препода- ванию, а учению), и современная концепция, согласно которой для достиже- ния успеха одинаково значимыми являются как преподавание, так и учение. Учение как деятельность предполагает наличие сознательной цели освоить оп- ределенные знания, умения, навыки. Основными условиями эффективности обучения являются обеспечение достаточной мотивации, соответствие методов и содержания обучения возможностями обучаемых, позитивное взаимодейст- вие учителя и ученика. Метод – это способ осуществления деятельности, обеспечивающий дости- жение поставленной цели. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно- воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обу- чения: образовательной, которая обеспечивает приобретение обучающимися научных знаний, умений и навыков и на их основе формирует научное миро- воззрение; воспитательной, которая целенаправленно формирует определен- ную систему эмоционально-ценностных отношений личности (субъекта) к ок- ружающему миру (трудовых, правовых, эстетических, патриотических, нацио- нально-этических, экологических и др.); развивающей, которая стимулирует интересы и другие мотивы обучаемых к учению; организующей, которая свя- зывает в единую систему цель, содержание и организацию учебного процесса с учетом особенностей и интеллектуального уровня развития обучаемых, мастер- ства педагога, материально-технического обеспечения процесса обучения. При выборе методов необходимо учитывать цели и задачи обучения; осо- бенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обу- чаемого в отдельности; возможность использования разнообразных организа- ционных форм обучения; умения и навыки преподавателя, его личный опыт.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |