Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и методы обучения

Контроль качества усвоения знаний и формирования умений и

Закрепление и совершенствования первично воспринятой инфор-

Осмысление нового материала.

Постановка обучающим цели и осознание обучающимися позна-

вательных задач (объявление темы, постановка вопросов, формулировка про-

блемы).

3. Восприятие обучаемыми нового материала. На этом этапе исполь-

зуются разные методы и приемы изложения информации.

мации (повторение ее, первичное обобщение и установление связей с имею-

щейся информацией).

6. Применение нового материала (выполнение упражнений, решение

задач, работа над проблемными и эвристическими учебными заданиями).

навыков (как средство обратной связи в процессе обучения).

8. Коррекция процесса обучения (когда требуется изменение методик

либо средств обучения по результатам контроля).

9. Обобщение изученной информации (систематизация знаний по

предмету, установление внутрипредметных и межпредметных связей).

В конкретных условиях в зависимости от цели учебного занятия эти звенья

могут присутствовать не все, а иногда и не в строго перечисленной последова-

тельности.

Учебный процесс подчиняется многим законам, из которых вытекают

принципы обучения, то есть руководящие исходные положения, имеющие

нормативный характер, относящиеся по всему учебному процессу в целом и

позволяющие обеспечить его эффективную организацию. Принципы обучения

сложились главным образом как результат исторического развития и обобще-

ния практического опыта. Они в равной мере распространяются на все виды

учебного процесса.

На сегодняшний день нет основания утверждать, что в педагогике сложи-

лась система принципов обучения, поскольку разные авторы выделяют различ-

ное количество принципов (от 4 до 14), располагая их в разном порядке и соче-

тании. Тем не менее, в современной дидактике можно выделить следующие

принципы обучения:

сознательности, активности и самостоятельности в обучении, что

предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения

обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их по-

знавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в про-

цессе учебной работы;

наглядности и доступности обучения, что требует в учебном про-

цессе единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, нагляд-

но-образного и др.), научного и эмпирического, а также учета индивидуальных

уровней развития и творческих способностей обучаемых;

систематичности, последовательности и комплексности в обуче-

нии, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новый

материал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения,

четко планировать учебные занятия, соблюдать логическую связь и последова-

тельность изучения материала;

обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспита-

ние у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудно-

стей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определен-

ных усилий в процессе учебной работы;

прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что пред-

полагает разъяснения обучаемым u1079 значения изучаемого материала для их прак-

тической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоми-

нание, систематически организованное повторение и применение учебного ма-

териала в практической деятельности, ведение систематического контроля за

усвоением изученного материала;

группового и индивидуального подхода в обучении, что предпола-

гает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учеб-

ных группах благоприятного психологического климата;

гуманистической направленности обучения, что требует формиро-

вания всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и соци-

альных условий;

научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся,

что требует соответствия содержания образования современным научным

представлениям, сочетание изучения теоретического материала с практически-

ми занятиями, где показывается практическое приложение теоретических зна-

ний;

преемственности и перспективности в обучении, что предполагает

использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с уче-

том перспективы, т.е. подготовки учеников к восприятию более трудного мате-

риала.

В настоящее время процесс развития принципов обучения продолжается в

связи с разработкой новых направлений дидактики, новых теорий, систем и

технологий обучения.

Дидактические принципы (принципы обучения) проявляются во взаимной

связи. Они реализуются через соответствующие приемы и правила обучения и

обеспечивают хорошие результаты учебного процесса. Правила обучения не

являются исходными руководящими положениями, а формируются в виде кон-

кретных предписаний и рекомендаций. Они вытекают из принципов обучения и

их соблюдение способствует успешной реализации тех или иных принципов.

При этом одно и то же правило может обеспечивать реализацию нескольких

принципов обучения, а каждый принцип обеспечивается через соблюдение

многих правил.

В процессе обучения обучающая u1076 деятельность педагога неотделима от дея-

тельности учащихся по усвоению (пониманию, запоминанию и применению)

учебного материала. В истории педагогики имели место различные концеп-

ции соотношения роли учителя и ученика: традиционная (доминирующую

роль играет учитель), педоцентрическая (главная роль отводится не препода-

ванию, а учению), и современная концепция, согласно которой для достиже-

ния успеха одинаково значимыми являются как преподавание, так и учение.

Учение как деятельность предполагает наличие сознательной цели освоить оп-

ределенные знания, умения, навыки. Основными условиями эффективности

обучения являются обеспечение достаточной мотивации, соответствие методов

и содержания обучения возможностями обучаемых, позитивное взаимодейст-

вие учителя и ученика.

Метод – это способ осуществления деятельности, обеспечивающий дости-

жение поставленной цели.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и

обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. В

дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-

воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обу-

чения: образовательной, которая обеспечивает приобретение обучающимися

научных знаний, умений и навыков и на их основе формирует научное миро-

воззрение; воспитательной, которая целенаправленно формирует определен-

ную систему эмоционально-ценностных отношений личности (субъекта) к ок-

ружающему миру (трудовых, правовых, эстетических, патриотических, нацио-

нально-этических, экологических и др.); развивающей, которая стимулирует

интересы и другие мотивы обучаемых к учению; организующей, которая свя-

зывает в единую систему цель, содержание и организацию учебного процесса с

учетом особенностей и интеллектуального уровня развития обучаемых, мастер-

ства педагога, материально-технического обеспечения процесса обучения.

При выборе методов необходимо учитывать цели и задачи обучения; осо-

бенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обу-

чаемого в отдельности; возможность использования разнообразных организа-

ционных форм обучения; умения и навыки преподавателя, его личный опыт.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс обучения как целостная система | Выделяют методы общие и частные. Общие разрабатывает дидактика,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.