Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс обучения как целостная система

Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и со-

ставляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица»

процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы

средства и другие атрибуты учебной деятельности.

Обучение представляет собой искусственно организованную познава-

тельную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуального психиче-

ского развития и овладения познанными закономерностями окружающего ми-

ра.

Методологической основой процесса обучения в современной дидактике

является научная теория познания. Процесс познания идет от живого созерца-

ния к абстрактному мышлению и от него к практике. Усваивая знания, обучае-

мые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является

разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют

для учебного процесса методологическое значение.

Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоре-

чив. Его движущими силами являются противоречия – источники развития и

совершенствования, которые могут быть внешними и внутренними. Первые

это те, что возникают вне личности, хотя касаются ее развития, вторые, возни-

кающие внутри процесса обучения, связанные с его участниками.

В качестве примера таких противоречий можно назвать следующие:

• между постоянно возрастающими требованиями общества к образова-

нию, которые диктуются социально-экономическим прогрессом, и возможно-

стями процесса обучения в данных условиях. Это противоречие – важнейший

источник совершенствования самого учебного процесса, содержания образова-

ния, форм и методов обучения;

• между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом

обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между

знанием и незнанием).

Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия стано-

вятся движущими силами учебного процесса, а именно:

а) раскрытие значимости знаний как для обучаемого, так и для общества в

целом;

б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллекта обу-

чаемых;

в) умелая организация познавательной деятельности учащихся; концентра-

ция внимания на главном.

Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания – к знанию,

от знания неполного – к знанию полному.

Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о

высшей неровной деятельности человека. Для дидактики особое значение име-

ет учение о пластичности нервной системы, динамическом стереотипе, сиг-

нальных системах, задатках и способностях человека. Учение о типах нервной

деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обуче-

ния, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбу-

ждения и торможения) –правильно организовать его.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную,

воспитательную и развивающую.

Образовательная функция - основная, определяющая. Главное назначе-

ние обучения – вооружение знаниями, формирование специальных и общена-

учных умений и навыков. С философской точки зрения знание – это результат

познания действительности, представленный в виде фактов, выводов, законо-

мерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно об-

новляются, их объем быстро растет. Они должны удовлетворять требованиям

полноты, систематичности, осознанности, действенности.

Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения

обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представле-

ний, а также убеждений, принципов, взглядов и т.п.

Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования лично-

сти, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотива-

ционную сферы.

Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплексного

планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности

обучаемого с использованием разнообразных форм, средств и методов обуче-

ния.

Процесс обучения имеет определенную структуру, она состоит из сле-

дующих элементов: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учи-

тель) и принципы, методы, средства, формы обучения.

Цель обучения – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответ-

ствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. В процессе

обучения есть цель учителя и цель ученика. Они не одинаковы и имеют свою

специфику. Заказ же уточняется с учетом типов школ и уровня классов.

Содержание обучения – это часть социального опыта (социальной куль-

туры), которую должен усвоить обучаемый. Содержание в процессе обучения

имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в

котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Во-

вторых, для преподавателя и для учащихся – это объект учебной деятельно-

сти. Преподаватель его «обрабатывает» и транслирует (передает) учащимся

так, чтобы они его усвоили. Для учащихся – это объект, который необходимо

переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В-

третьих, для преподавателя содержание представляет собой и средство обуче-

ния, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воз-

действует на их умы, чувства, нравственную и иную культуру.

Рис. 9.1. Структура процесса обучения.

Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса

обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного ма-

териала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Конечно, все это

он делает на основе целей и содержания обучения, которые определяются об-

ществом в виде «социального заказа». Он сам организует учебную работу обу-

чаемых, создавая для этого благоприятные условия. Таким образом, учитель

руководит процессом обучения.

Ученик – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою актив-

ность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству.

Такова структура процесса обучения. Взаимодействие ее элементов и со-

ставляет данный процесс.

Процесс обучения характеризуется многими закономерностями, наиболее

важные из которых следующие:

1. Процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных

и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и го-

сударства.

2. Процесс обучения является основной частью комплексного учебно-

воспитательного процесса учебного заведения.

О Б Щ Е С Т В О

Цели и содержания

обучения

Принципы, ме-

тоды, формы,

средства обуче-

ния

Обу-

чающий

Знания,

умения,

навыки,

качества,

отноше-

ния

Обучае-

мый

3. Процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образова-

тельная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и пред-

ставляют собой единое целое.

4. Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особен-

ностей обучаемых.

5. Процесс обучения закономерно зависит от материальных условий

учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и

др.).

6. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при созна-

тельной активности познавательной деятельности обучаемых.

Таким образом, специфика процесса обучения состоит в следующих мо-

ментах:

• обучение протекает под руководством педагога;

• источником знаний являются не только излагаемый преподавателем

материал, но и книги, средства массовой информации (кино, радио и

телепередачи, газеты, журналы), информация, полученная от других людей в

процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.;

• обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном _________и

систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-

понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;

• практика является средством совершенствования знаний и источником

новых знаний;

• в единстве с обучением и на его основе формируется научное миро-

воззрение и нравственные принципы обучающихся;

• в процессе обучения развиваются умственные способности обучае-

мых;

• теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный

характер.

Процесс обучения включает в себя последовательно повторяющиеся этапы

или звенья:

1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний (установ-

ление делового контакта, оценка психологической атмосферы и уровня готов-

ности, актуализация имеющихся знаний).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дидактика как теория образования и обучения | Принципы и методы обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.