КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс обучения как целостная система
Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и со- ставляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица» процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы средства и другие атрибуты учебной деятельности. Обучение представляет собой искусственно организованную познава- тельную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуального психиче- ского развития и овладения познанными закономерностями окружающего ми- ра. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является научная теория познания. Процесс познания идет от живого созерца- ния к абстрактному мышлению и от него к практике. Усваивая знания, обучае- мые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют для учебного процесса методологическое значение. Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоре- чив. Его движущими силами являются противоречия – источники развития и совершенствования, которые могут быть внешними и внутренними. Первые это те, что возникают вне личности, хотя касаются ее развития, вторые, возни- кающие внутри процесса обучения, связанные с его участниками. В качестве примера таких противоречий можно назвать следующие: • между постоянно возрастающими требованиями общества к образова- нию, которые диктуются социально-экономическим прогрессом, и возможно- стями процесса обучения в данных условиях. Это противоречие – важнейший источник совершенствования самого учебного процесса, содержания образова- ния, форм и методов обучения; • между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием). Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия стано- вятся движущими силами учебного процесса, а именно: а) раскрытие значимости знаний как для обучаемого, так и для общества в целом; б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллекта обу- чаемых; в) умелая организация познавательной деятельности учащихся; концентра- ция внимания на главном. Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания – к знанию, от знания неполного – к знанию полному. Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей неровной деятельности человека. Для дидактики особое значение име- ет учение о пластичности нервной системы, динамическом стереотипе, сиг- нальных системах, задатках и способностях человека. Учение о типах нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обуче- ния, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбу- ждения и торможения) –правильно организовать его. Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция - основная, определяющая. Главное назначе- ние обучения – вооружение знаниями, формирование специальных и общена- учных умений и навыков. С философской точки зрения знание – это результат познания действительности, представленный в виде фактов, выводов, законо- мерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно об- новляются, их объем быстро растет. Они должны удовлетворять требованиям полноты, систематичности, осознанности, действенности. Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представле- ний, а также убеждений, принципов, взглядов и т.п. Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования лично- сти, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотива- ционную сферы. Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплексного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, средств и методов обуче- ния. Процесс обучения имеет определенную структуру, она состоит из сле- дующих элементов: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учи- тель) и принципы, методы, средства, формы обучения. Цель обучения – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответ- ствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. В процессе обучения есть цель учителя и цель ученика. Они не одинаковы и имеют свою специфику. Заказ же уточняется с учетом типов школ и уровня классов. Содержание обучения – это часть социального опыта (социальной куль- туры), которую должен усвоить обучаемый. Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Во- вторых, для преподавателя и для учащихся – это объект учебной деятельно- сти. Преподаватель его «обрабатывает» и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащихся – это объект, который необходимо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В- третьих, для преподавателя содержание представляет собой и средство обуче- ния, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воз- действует на их умы, чувства, нравственную и иную культуру. Рис. 9.1. Структура процесса обучения. Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного ма- териала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Конечно, все это он делает на основе целей и содержания обучения, которые определяются об- ществом в виде «социального заказа». Он сам организует учебную работу обу- чаемых, создавая для этого благоприятные условия. Таким образом, учитель руководит процессом обучения. Ученик – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою актив- ность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству. Такова структура процесса обучения. Взаимодействие ее элементов и со- ставляет данный процесс. Процесс обучения характеризуется многими закономерностями, наиболее важные из которых следующие: 1. Процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и го- сударства. 2. Процесс обучения является основной частью комплексного учебно- воспитательного процесса учебного заведения. О Б Щ Е С Т В О Цели и содержания обучения Принципы, ме- тоды, формы, средства обуче- ния Обу- чающий Знания, умения, навыки, качества, отноше- ния Обучае- мый 3. Процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образова- тельная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и пред- ставляют собой единое целое. 4. Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особен- ностей обучаемых. 5. Процесс обучения закономерно зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.). 6. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при созна- тельной активности познавательной деятельности обучаемых. Таким образом, специфика процесса обучения состоит в следующих мо- ментах: • обучение протекает под руководством педагога; • источником знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (кино, радио и телепередачи, газеты, журналы), информация, полученная от других людей в процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.; • обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном _________и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно- понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль; • практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний; • в единстве с обучением и на его основе формируется научное миро- воззрение и нравственные принципы обучающихся; • в процессе обучения развиваются умственные способности обучае- мых; • теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер. Процесс обучения включает в себя последовательно повторяющиеся этапы или звенья: 1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний (установ- ление делового контакта, оценка психологической атмосферы и уровня готов- ности, актуализация имеющихся знаний).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |