КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактика как теория образования и обучения
Теоретическими и прикладными u1087 проблемами образования и обучения за- нимается дидактика, которая является одним из важнейших и наиболее разра- ботанных разделов педагогики. Это относительно самостоятельная наука, кото- рая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы. Термин «дидактика» заимствован из греческого языка (“didaktikas”- озна- чает «поучающий»). Впервые он был введен в научный оборот немецким педа- гогом Вольфгангом Ратке (1571 - 1635), который назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Под дидакти- кой он понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обу- чения. Фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки, стала выдающаяся работа чешского ученого-педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), опубликованная в 1657 году в Амстердаме «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внес швейцар- ский педагог-демократ И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) и выдающийся русский педагог – демократ К.Д.Ушинский (1824 – 1870). Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассмат- ривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что процесс обучения должен строиться на основе учета возрастных и психологических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принци- пы обучения как посильность, последовательность, наглядность, осмыслен- ность, прочность, повторение, системность. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, он рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения. Дидактические идеи К.Ушинского развивали такие его последователи как П. Коптерев, В.Бехтерев, В.Водовозов, Н.Левицкий и др. Они создали методи- ческую систему первоначального обучения, равной которой не было в мировой педагогике. Во второй половине XIX в. в Западной Европе были известны также рабо- ты по дидактике немецкого педагога и общественного деятеля А. Дистервега (1790 – 1866). Он, как и К.Ушинский, выдвигал прогрессивные дидактические идеи и выступал за народную школу. В начале XX в. мировая дидактика развивалась на основе прагматизма. Американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859 – 1952) создал педагогическую теорию педоцентризма (руководства практическим опытом на основе детской и учительской самодеятельности). Достойный вклад в развитие дидактики в 50-60-х годах внес В.Сухомлинский. В своих работах он показал образцы дидактического подхо- да к обучению. Особое внимание он уделял идее умственного развития детей, а также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической дея- тельности. В 50-80-х годах в дидактику внесли свой вклад такие известные теоретики, как М. Скаткин, М.Данилов, Ю. Бабанский, Л. Занков. Большое значение для разработки проблем дидактики имеет практическая деятельность учителей-новаторов, развивающих направление «педагогики со- трудничества», таких как И.Волков, Е.Ильин, С. Лысенкова, В. Шаталов, Н. Гузик и др. Современная отечественная дидактика стремится выйти на мировые пози- ции. Она изучает и разрабатывает новые технологии, формы и методы обуче- ния. Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики «воспитание», «образование», «педагогическая деятельность» и др. В тоже время как теория образования и обучения, она имеет свои специфиче- ские понятия, которыми являются «обучение», «преподавание», «учение», «по- знавательная деятельность», «содержание образования», «метод обучения» и др. Рассмотрим важнейшие из них. Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и по- знания. Оно представляет собой процесс овладения знаниями, передачи и ус- воения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельно- сти. В процессе обучения реализуются цели образования. Это процесс двусто- ронний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодейст- вии. Обучение всегда носит воспитательный характер, поскольку в его процес- се формируется мировоззрение, развиваются познавательные способности, мышление, память, творчество, инициатива, самостоятельность и др. Учение - это и деятельность ученика (обучаемого) и процесс усвоения им содержания образования как части общечеловеческой культуры (овладения знаниями, умениями, навыками). Оно проводится, как правило, непосредст- венно под руководством обучающего (учителя) или же опосредованно, в виде самообразования ученика после инструктажа и под контролем результатов учи- телем. Преподавание – это планомерное руководство обучающим учебной дея- тельностью ученика: определение содержание учения, его объема, форм и ме- тодов, последовательности, темпа, контроля качества усвоения и т.п. Процессы учения и преподавания представляют собой единый процесс взаимодействия ученика и учителя (обучаемого и обучающего) – процесс обу- чения. Активная познавательная деятельность – характерная черта учебной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик обу- чаемого на процесс познания, его живое участие в процессе обучения, в выпол- нении индивидуальных и общих заданий, его интерес к деятельности препода- вателя и сокурсников. Активность в познавательной деятельности ведет к фор- мированию важных личностных качеств, которые способствуют развитию лич- ности в целом. Содержание образования – специально отобранная и признанная общест- вом (или государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфе- ре. Она представляет собой систему научных знаний, умений и навыков, овла- дение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения, осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельно- сти. Содержание образования – это один из компонентов процесса обучения. Знания – это целостная система научных понятий о законах развития при- роды и общества, накопленных человечеством в процессе активной преобра- зующей деятельности, направленной на дальнейшее познание и изменение объ- ективного мира. Умения – это возможность успешного осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями, это владение способом осуществления практической деятельности, возможность творческого применения знаний. К умениям относятся, например, трудовые умения, умение решать математиче- ские задачи, чертить чертежи, набирать и редактировать тексты на компьютере и т.п. Навыки – это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выпол- нения действий. В дидактике различают навыки индивидуальные (анализ, син- тез, обобщение, абстрагирование), практические (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литерату- рой и др.). Навыки входят в состав умений, причем один и тот же навык может быть элементом различных умений. Кроме этого, отдельные умения после их много- кратного повторения (после упражнений) могут стать автоматизированными действиями, т.е. превратиться в навыки. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека. Исследуя закономерности процесса обучения, дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и орга- низации обучения. Основными задачами дидактики являются: • определение _________цели образования и обучения (Для чего учить?); • определение содержания образования и обучения (Чему учить?); • определение форм, методов, средств и организации учебной работы (Как учить?).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |