Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактика как теория образования и обучения





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Теоретическими и прикладными u1087 проблемами образования и обучения за-

нимается дидактика, которая является одним из важнейших и наиболее разра-

ботанных разделов педагогики. Это относительно самостоятельная наука, кото-

рая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные

формы.

Термин «дидактика» заимствован из греческого языка (“didaktikas”- озна-

чает «поучающий»). Впервые он был введен в научный оборот немецким педа-

гогом Вольфгангом Ратке(1571 - 1635), который назвал свой курс лекций

«Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Под дидакти-

кой он понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обу-

чения. Фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки,

стала выдающаяся работа чешского ученого-педагога Яна Амоса Коменского

(1592 - 1670), опубликованная в 1657 году в Амстердаме « Великая дидактика,

представляющая универсальное искусство обучения всех всему».

Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внес швейцар-

ский педагог-демократ И.Г.Песталоцци(1746 – 1827) и выдающийся русский

педагог – демократ К.Д.Ушинский(1824 – 1870). Так, К. Ушинский в своих

педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассмат-

ривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что процесс

обучения должен строиться на основе учета возрастных и психологических

особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принци-

пы обучения как посильность, последовательность, наглядность, осмыслен-

ность, прочность, повторение, системность. Критикуя рутину в проведении

уроков и учитывая быструю утомляемость детей, он рекомендовал перемену

занятий и разнообразие методов обучения.

Дидактические идеи К.Ушинского развивали такие его последователи как

П. Коптерев, В.Бехтерев, В.Водовозов, Н.Левицкий и др. Они создали методи-

ческую систему первоначального обучения, равной которой не было в мировой

педагогике.



Во второй половине XIX в. в Западной Европе были известны также рабо-

ты по дидактике немецкого педагога и общественного деятеля А. Дистервега

(1790 – 1866). Он, как и К.Ушинский, выдвигал прогрессивные дидактические

идеи и выступал за народную школу.

В начале XX в. мировая дидактика развивалась на основе прагматизма.

Американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи(1859 – 1952) создал

педагогическую теорию педоцентризма (руководства практическим опытом на

основе детской и учительской самодеятельности).

Достойный вклад в развитие дидактики в 50-60-х годах внес

В.Сухомлинский. В своих работах он показал образцы дидактического подхо-

да к обучению. Особое внимание он уделял идее умственного развития детей, а

также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической дея-

тельности.

В 50-80-х годах в дидактику внесли свой вклад такие известные теоретики,

как М. Скаткин, М.Данилов, Ю. Бабанский, Л. Занков.

Большое значение для разработки проблем дидактики имеет практическая

деятельность учителей-новаторов, развивающих направление «педагогики со-

трудничества», таких как И.Волков, Е.Ильин, С. Лысенкова, В. Шаталов, Н.

Гузики др.

Современная отечественная дидактика стремится выйти на мировые пози-

ции. Она изучает и разрабатывает новые технологии, формы и методы обуче-

ния.

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями

педагогики «воспитание», «образование», «педагогическая деятельность» и др.

В тоже время как теория образования и обучения, она имеет свои специфиче-

ские понятия, которыми являются «обучение», «преподавание», «учение», «по-

знавательная деятельность», «содержание образования», «метод обучения» и

др. Рассмотрим важнейшие из них.

Обучение– это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в

ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого,

усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и по-

знания. Оно представляет собой процесс овладения знаниями, передачи и ус-

воения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельно-

сти. В процессе обучения реализуются цели образования. Это процесс двусто-

ронний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодейст-

вии. Обучение всегда носит воспитательный характер, поскольку в его процес-

се формируется мировоззрение, развиваются познавательные способности,

мышление, память, творчество, инициатива, самостоятельность и др.

Учение- это и деятельность ученика (обучаемого) и процесс усвоения им

содержания образования как части общечеловеческой культуры (овладения

знаниями, умениями, навыками). Оно проводится, как правило, непосредст-

веннопод руководством обучающего (учителя) или же опосредованно,в виде

самообразования ученика после инструктажа и под контролем результатов учи-

телем.

Преподавание– это планомерное руководство обучающим учебной дея-

тельностью ученика: определение содержание учения, его объема, форм и ме-

тодов, последовательности, темпа, контроля качества усвоения и т.п.

Процессы учения и преподавания представляют собой единый процесс

взаимодействия ученика и учителя (обучаемого и обучающего) – процесс обу-

чения.

Активная познавательная деятельность– характерная черта учебной

деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик обу-

чаемого на процесс познания, его живое участие в процессе обучения, в выпол-

нении индивидуальных и общих заданий, его интерес к деятельности препода-

вателя и сокурсников. Активность в познавательной деятельности ведет к фор-

мированию важных личностных качеств, которые способствуют развитию лич-

ности в целом.

Содержание образования– специально отобранная и признанная общест-

вом (или государством) система элементов объективного опыта человечества,

усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфе-

ре. Она представляет собой систему научных знаний, умений и навыков, овла-



дение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных способностей

обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения,

осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельно-

сти. Содержание образования – это один из компонентов процесса обучения.

Знания– это целостная система научных понятий о законах развития при-

роды и общества, накопленных человечеством в процессе активной преобра-

зующей деятельности, направленной на дальнейшее познание и изменение объ-

ективного мира.

Умения– это возможность успешного осознанного выполнения действий

на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в

соответствии с заданными условиями, это владение способом осуществления

практической деятельности, возможность творческого применения знаний. К

умениям относятся, например, трудовые умения, умение решать математиче-

ские задачи, чертить чертежи, набирать и редактировать тексты на компьютере

и т.п.

Навыки– это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выпол-

нения действий. В дидактике различают навыки индивидуальные (анализ, син-

тез, обобщение, абстрагирование), практические (трудовые) и учебные (работа

с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литерату-

рой и др.).

Навыки входят в состав умений, причем один и тот же навык может быть

элементом различных умений. Кроме этого, отдельные умения после их много-

кратного повторения (после упражнений) могут стать автоматизированными

действиями, т.е. превратиться в навыки.

Предметом дидактикиявляется обучение как средство образования и

воспитания человека. Исследуя закономерности процесса обучения, дидактика

устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает

рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и орга-

низации обучения.

Основными задачами дидактики являются:

• определение _________цели образования и обучения (Для чего учить?);

• определение содержания образования и обучения (Чему учить?);

• определение форм, методов, средств и организации учебной работы (Как

учить?).

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.