Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для построения системы светского образования




Данный период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и

положениями, которые содержались в древних философских системах. Много

ОБЩЕСТВО

ЧЕЛОВЕК

таких идей можно найти в трудах древнегреческих философов Гераклита (530

– 470 гг. до н.э.), Демокрита (460 – 480 гг. до н.э.), Сократа (469 – 399 гг. до

н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) и др.

Сам термин “педагогика” тоже ведет свое происхождение из античной

Греции, также как и многие другие понятия и термины, например, “школа”,

“гимназия”, “лицей” и др.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он учил

своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал

своих учеников последовательно развивать спорное положение и приводил их к

осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем своими вопроса-

ми наталкивал на правильный путь и подводил к выводам. Такой метод поиска

истины и обучения получил название “сократовский”.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где чи-

тал ученикам лекции. Он считал, что познание должно приносить радость, по-

этому важно делать учебный процесс приятным и полезным во всех отношени-

ях.

Продолжателем _________педагогического наследия Платона стал его ученик Ари-

стотель, который создал тоже свою школу и написал трактаты по философии,

психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству

поэзии и риторике, педагогике. В своей школе он стремился повышать общую

культуру человека. Он много внес в педагогику: ввел возрастную периодиза-

цию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал,

что школы должны быть государственными и все граждане должны получать

единое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как

части целого. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспита-

нию, при этом он рассматривал воспитание как единство физического, нравст-

венного и умственного.

Мысли о воспитании человека, формировании его личности находили свое

место также в философских трудах ученых других стран, например, у Конфу-

ция (Древний Китай) и Квинтилиана (Древний Рим) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были

пронизаны церковной догматикой. В это время античная идея о всестороннем

развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей

в тот период идеологией в воспитании проповедовался религиозный аскетизм,

умерщвление плоти и духовное порабощение личности.

Вновь идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала

разрабатываться в эпоху Возрождения (XIV – XVI века) в работах философов

раннего социализма-утопизма и в произведениях писателей того времени.

Виднейшие деятели той эпохи – итальянский гуманист Витторино да

Фельтре, испанский философ и педагог Хуан Вивес, нидерландский мысли-

тель Эразм Роттердамский, французский философ Мишель Монтень и дру-

гие – выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени

педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механиче-

скую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к

детям, за освобождение личности от основ феодального угнетения и религиоз-

ного аскетизма.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII в. анг-

лийским философом Ф. Бэконом, который в труде “О достоинстве и приумно-

жении наук”, перечисляя существующие науки, назвал педагогику как отдель-

ную от философии науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с именем чеш-

ского ученого Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), который в своем знамени-

том труде “Великая дидактика” разработал основные вопросы теории и органи-

зации учебной работы с детьми, создал стройную педагогическую систему,

прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. В своих трак-

татах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содер-

жания, принципов, форм и методов обучения. Он научно обосновал классно-

урочную систему обучения, которую сразу стали широко применять в школах

России, Белоруссии, Украины и других стран и используют до сих пор.

Многое из того, что есть в современной школе, выросло из дидактики Ко-

менского, к этому можно отнести: всеобщее образование (без различий нацио-

нальностей, класса, пола), метод наглядного обучения, индивидуальный под-

ход, режим и порядок школьного образования, значение физических упражне-

ний, обязательность музыки среди школьных предметов, чередование занятий и

отдыха, предметные кабинеты, сад или площадку при школе и множество дру-

гих практических вещей. Большое внимание этот выдающийся мыслитель-

гуманист уделял нравственному воспитанию детей, а в книге “Материнская

школа” детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протя-

жении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и

воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии –

высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также “школы зрелого возраста”.

Важна и актуальна до сих пор его идея давать ученикам не отдельные разроз-

ненные знания, а систему знаний, стремясь сделать учащегося универсально

образованным человеком. Большинство идей, высказанных Я. Коменским, на-

много опередили свое время, они актуальны и полезны и в наши дни.

В период развития капитализма педагогические концепции разрабатывали

ученые разных стран: во Франции – Жан Жак Руссо (1712 - 1778), в Англии –

Джон Локк (1632 - 1704), в Швейцарии – Генрих Песталоцци (1746 - 1827), в

Германии – Адольф Дистервег (1790 - 1866).

Джон Локк в своем труде “Мысли о воспитании ” уделял большое внима-

ние психологическим основам воспитания, а также нравственному формирова-

нию личности. Он отрицал наличие врожденных качеств у детей, уподоблял

ребенка “чистой доске”, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан Жак Руссо, наоборот, исходил из идеи природного совершенства де-

тей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершен-

ства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь

к их склонностям и интересам. Свои педагогически воззрения он изложил в

книге “Эмиль, или О воспитании”, где критикуя книжный, оторванный от жиз-

ни характер обучения, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы

тот был сам активен в процессе обучения и воспитания.

Идеи Руссо получили свое дальнейшее развитие и практическое воплоще-

ние в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци, который утвер-

ждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоническом развитии

всех сил и способности человека. Его главная заслуга состоит в разработке ди-

дактики начального обучения. Согласно теории Песталоцци, элементарное об-

разование должно включать умственное, нравственное, физическое и трудовое

воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в

итоге получить гармонично развитого человека. В своем сочинении “Лингард и

Гертруда” Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитании, доб-

рожелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательно-

сти к людям как основы их нравственного развития. В практической педагоги-

ческой деятельности он пытался соединить обучение и воспитание детей с ор-

ганизацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского

сообщества (коллектива) для нравственного формирования своих воспитанни-

ков.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую

теорию немецкий педагог Адольф Дистервег. Он был последователем Песта-

лоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность,

культуросообразность и самодеятельность.

Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков

ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию, под куль-

турносообразностью – учет в воспитании не только природы ребенка, но и

уровня культуры данного времени и страны. Самодеятельность же Дистервег

считал решающем фактором, определяющим личность и все поведение челове-

ка. Его идея активизации учебной деятельности учащихся, усиление их само-

стоятельной работы является особенно полезной.

Активно разрабатывались идеи воспитания и в России, Белоруссии, Ук-

раине.

Немало выходцев из Белоруссии обучались в университетах Польши, Че-

хии, Франции, Италии, где преподавание осуществлялось на латинском языке.

Поэтому латинский язык со второй половины XVI века стал одним из наиболее

употребляемых письменных языков. Это позволило приобщиться к ценностям

античности, которые сыграли значительную роль в просвещении и школьном

образовании Белоруссии. В то время в частных собраниях, в школьных и мона-

стырских библиотеках хранились многие книги на древнегреческом и латин-

ском языках, такие, как сочинения Платона, Аристотеля, Софокла, Вергилия,

Овидия, Цицерона, Плутарха и др. В это время стал известен рукописный бело-

русско-латинский _________словарь Порфирия Семенникова, появились рукописные пе-

реводы “Александрии”, “Повести о Трое”.

Большую роль в развитии белорусской культуры в XVI веке сыграл вы-

дающийся ученый, переводчик, основоположник восточно-славянского книго-

печатания Франциск Скорина.

Передовые педагогические идеи получили практическое применение в

учебно-воспитательной деятельности братских школ, которые вслед за Вильно

открываются в Минске, Пинске, Бресте, Могилеве, Орше и других городах.

Сеть братских школ, обучение на дому, при церквях и монастырях охватили по

тем временам значительную часть молодежи. Учебно-воспитательная деятель-

ность определялась уставами братских школ. В Виленской и Могилевской

братских школах обучение было бесплатным. В Виленской братской школе в

1617 – 1619 гг. учащиеся подразделялись на пять групп (классов), а название

класса определялось основным предметом, который в нем изучали.

Учебной и воспитательной работой в братских школах занимались и выдаю-

щиеся деятели культуры, науки и просвещения того времени. Учителем Брест-

ской, а затем Виленской братской школы был Лаврентий Зизаний, автор “Аз-

буки” и “Грамматики славянской”. К числу выдающихся учителей Виленской

школы принадлежал Мелетий Смотрицкий, автор “ Грамматики славянской ”,

изданной в 1616 г. Этот учебник был одним из лучших в свое время, недаром

М.В. Ломоносов называл его “вратами учености”.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность

выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В России в 1667

году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевича Алексея,

Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон

Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинский академии, которая была

открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее

образование в Российском государстве. Симеон Полоцкий считал главными

факторами воспитания пример родителей и учителей, а _________также окружающую

среду. Он выступал против теории “врожденных идей”, которыми якобы

определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию,

которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и

разумБао лчьешлоевйе квак.л ад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.

Ломоносов (1711 – 1765). Он создал ряд учебных книг: “Риторику” (1748),

“Российскую грамматику” (1755) и другие.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744 –

1818). Он создал первый в России журнал “Детское чтение для сердца и разу-

ма” и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал,

что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и состра-

дание к людям, а в одной из своих статей впервые в русской педагогической

литературе объявил педагогику наукой.

В XVIII веке начинается профессиональная подготовка учителей, в 1779

году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском

университете, а с 1804 года начинается открытие в России педагогических ин-

ститутов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой науч-

ной дисциплины, а в 1840 году в главном педагогическом институте была соз-

дана первая кафедра педагогики.

Основоположником научной педагогики в России является Константин

Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он разработал цельную педагогиче-

скую (дидактическую) систему, стержнем которой стали требования демокра-

тизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания твор-

ческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский говорил:

“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она

должна прежде узнать его во всех отношениях”, при этом он показал, что знать

человека во всех отношениях – это значит изучить его физические и психиче-

ские особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не

только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде “Человек как

предмет воспитания. Опыт _________педагогической антропологии” (1868 - 1869) он дал

анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения,

эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обуче-

ния. Особое внимание он обратил на влияние непреднамеренного воспитания,

влияние общественной среды, “духа времени”, его культуры и передовых об-

щественных идеалов. По мнению Ушинского, цель воспитания – формирование

активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умст-

венному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль ре-

лигии в формировании общественной морали положительной, он в то же время

выступал за ее независимость от науки и школы.

Этот период характеризуется также педагогическими идеями А. Герцена,

В. Белинского, М. Добролюбова, Н. Чернышевского, Л. Толстого и др.

III период – становление и развитие современной педагогики как науч-

ной системы, методологической основой которой стал диалектический подход

к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний

подход к формированию личности. Этот период представлен трудами таких из-

вестных педагогов и психологов, как С.Т. Шацкий (1878 - 1934) А.П. Пинке-

вич (1883 - 1939), А.С. Макаренко (1888 - 1939), П.П. Блонский (1884 - 1941),

В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) и др.

Исследуя проблему “среда и школа”, С.Т. Шацкий пришел к выводу, что

школа, работающая на научных основах, не может пройти мимо социальных

явлений среды, непосредственно окружающей ребенка. С.Т. Шацкий предло-

жил создавать центры педагогической работы, которые должны изучать ту сре-

ду, в которой происходят педагогические явления, накапливать и обрабатывать

педагогические материалы, пропагандировать новые идеи и руководить педаго-

гической работой. Он также разработал модель педагога – систему требований

к личности педагога и его профессиональной компетентности, целостную кон-

цепцию гуманизации и демократизации воспитания, где подошел к изучению

ребенка не со стороны отдельных психических функций, а как к целостной

личности.

А.П. Пинкевич одним из первых откликнулся на требование времени дать

учителям – практикам и учащимся педагогических учебных заведений система-

тизированный курс педагогических знаний. Его перу принадлежат такие учеб-

ники, как “Педагогика”, “Краткий очерк по истории педагогики”, “Хрестоматия

по истории педагогики”.

А.С. Макаренко – один из виднейших советских педагогов, всю свою на-

учную деятельность соединял с практической воспитательной работой в коло-

нии для малолетних преступников, которую преобразовал в коммуну (этот свой

педагогический опыт он описал в литературных произведениях “Педагогиче-

ская поэма” и “Флаги на башнях”).

Макаренко создал теорию воспитательного коллектива как формы педаго-

гического процесса, в котором формируются присущие объединению людей

нормы, стиль жизни, отношения. Он разработал вопросы строения и организа-

ции коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознатель-

ной дисциплины, создание воспитывающих традиций, особо подчеркивая ре-

шающие влияния социальной среды, условий труда, отдыха и быта на форми-

рование мировоззрения и нравственности личности. Главной задачей воспита-

тельной работы он считал воспитание личности в коллективе и через коллек-

тив. По его мнению, одним из важнейших элементов воспитания является тру-

довое воспитание.

Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания, в

том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. В “Книге

для родителей” он показал, что семья является первичным коллективом, где все

являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями. По-

ведение родителей в семье определяют успех воспитания детей. Личный при-

мер родителей, их поступки, отношения к труду, к вещам, их отношения между

собой – все это влияет на ребенка, формирует его как личность.

Большое влияние на педагогов двадцатых годов XX столетия оказал П.П.

Блонский, которого часто называют “советским Песталоцци”. Он сформировал

целый ряд основополагающих педагогических идей: обучение и воспитание

должны осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка;

уважения личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннего

развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудо-

вого). Его исследования основывались на двух главных принципах: идее разви-

тия и целостном подходе к изучению ребенка. В своих работах Блонский дал

представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним

особенностей воспитания и обучения, сформировал принцип индустриализации

– тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучени-

ем.

Крупнейшим педагогом XX столетия является В.А. Сухомлинский, его

работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически

все аспекты теории и практики обучения и воспитания. Сухомлинский был не

только выдающимся теоретиком, но и талантливым практиком, он всю жизнь

проработал в сельской школе.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего

поколения гражданственности. Продолжая развитие учения о воспитательном

процессе в коллективе, он разработал методику работы с отдельным учеником в

коллективе, рассмотрел вопросы воспитательного воздействия традиций,

фольклора, природы.

В книге “Сердце отдаю детям” Сухомлинский ярко показал, что успех ра-

боты воспитателя, направленный на гармоническое развитие детей, возможен

только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого

ребенка.

В 50-е – 60-е годы прошлого столетия в области педагогической науки

произошли значительные изменения, рамки ее существенно раздвинулись. пе-

дагогика к этому времени превратилась в развитую дисциплину, располагаю-

щую солидными теоретическими работами и разветвленной практикой экспе-

риментальных исследований, что позволило сформулировать ряд новых теорий

воспитания и обучения. Так, Л.Н. Ланда сформулировал теорию алгоритмиза-

ции программированного обучения, М.И. Махмутов разработал целостную

систему проблемного обучения, С.Л. Рубинштейн дал развернутую характери-

стику учения как усвоения знаний, теория развивающего обучения нашла от-

ражение в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова. П.Я. Галь-

перин разработал теорию поэтапного формирования умственных действий,

развитие которой нашло свое отражение в трудах С.С. Костюка, А.М. Ма-

тюшкина, Н.А. Менчинской и др.

Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-

новаторы В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили и

др. Они выдвинули идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе

обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учаще-

гося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучение с

опережением, большими блоками, новые формы работы, формирование интел-

лектуального фона класса на основе дифференциации и индивидуализации

обучения исходя из того, что каждый обучающийся – личность, индивидуаль-

ность со своими возможностями и задатками.

Таким образом, в своем развитии педагогика опирается:

• на педагогическое наследие прошлого (многие идеи ученых прошлых ве-

ков актуальны и сегодня);

• на современные педагогические исследования (они обогащают педагоги-

ческую мысль новыми идеями);

• на передовой педагогический опыт (это дает возможность выявить опре-

деленные закономерности, выдвинуть новые теории, концепции).

В современной зарубежной педагогике в настоящее время можно отметить

существование пяти основных парадигм:

1) традиционалистическая, или парадигма “знаний”: главная цель обуче-

ния и воспитания – дать человеку глубокие, прочные, разносторонние

академические знания;

2) технократическая ________прагматическая парадигма: главная задача образо-

вания – дать человеку знания и навыки, которые практически будут полезны и

необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека в современ-

ном обществе, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой

и пр.

3) бихевиоральная (поведенческая) парадигма: главная цель системы обу-

чения и воспитания – сформировать правильные формы социального поведения

людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдение норм морали и

правил поведения в обществе.

4) гуманистическая парадигма: главная цель педагогического процесса –

способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его

духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализа-

ции.

5) теологическая парадигма: основное направление педагогического про-

цесса – развитие религиозных чувств и нравственных основ человека.

В настоящее время системы образования и воспитания разных стран опи-

раются на ту или иную из названных парадигм.

Следует заметить, что и зарубежные, и отечественные ученые считают, что

в настоящее время система образования не удовлетворяет современным требо-

ваниям и вследствие этого находится в состоянии кризиса, суть которого со-

стоит в обращении сложившейся системы образования в прошлое, ориентиро-

ванности ее на прошлый опыт, отсутствие ориентации на будущее (так назы-

ваемое “поддерживающее обучение”).

Нынешнее состояние общества и тенденции его развития требуют новой

системы образования, которое формировало бы у обучаемых способность к

проективной детерминации будущего, ответственности за него, веру в себя и

свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Новейшие концепции образования показывают, что научные истоки новой

образовательной политики следует искать в трех сферах: в философии образо-

вания, в науках о человеке и обществе и в “теории практики”.

Философия образования должна дать новое представление о месте челове-

ка в современном мире, о смысле его жизни, о социальной роли образования в

решении важнейших проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология, социология и др.) нужны, чтобы

иметь современное научное представление о закономерностях поведения и раз-

вития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образо-

вательной системы, а также самой системы образования – с обществом.

“Теория практики”, включающая современную педагогику, социальное

проектирование, менеджмент образования и др., позволяют определить цели и

структуру системы образования, принципы ее организации и управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.