КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История и перспективы развития педагогики
Основные понятия и категории педагогики Педагогика как наука использует свои понятия - основные единицы мыс- лительной деятельности. Их достаточно много, весь понятийно- терминологический аппарат педагогики включает более тысячи понятий, с ко- торыми можно познакомиться в специальных толковых словарях (например, "Краткий педагогический словарь пропагандиста" под общ. ред. М.И. Кондако- ва, А.С. Вишнякова, М.: Политиздат, 1988). Наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, пронизы- вающие все научные знания и связывающие их в целостную систему, называют категориями. В педагогике ими являются: " воспитание ", " развитие ", " образо- вание ", " обучение ", " воспитательные отношения ", " самовоспитание ", " са- мообразование ". Рассмотрим эти категории более подробно. Развитие человека - это непрерывный, необратимый и закономерный процесс изменения его качеств и свойств, становления его личности под воз- действием различных факторов. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т. д.), психическое (эмоций, интеллекта, способно- стей, характера и т. п.), духовное (всего внутреннего u1084 мира человека) и соци- альное (человека как члена общества). Воспитание - целенаправленное создание социальных условий (матери- альных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общест- венно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педа- гогике. Характеризуя объем этого понятия, выделяют воспитание в широком смысле (как воздействие на личность общества в целом) и воспитание в узком смысле (как целенаправленную деятельность, призванную сформировать сис- тему качеств личности, ее взглядов и убеждений). Воспитание - это целенаправленное развитие личности на основе форми- рования: • определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира; • мировоззрения; • поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и т. п. Развитие каждого человека обес- печивается через воспитание. Образование - процесс и результат усвоения определенного уровня обще- человеческой культуры в виде системы знаний, умений, навыков, отношений путем воспитания и обучения. Данный процесс осуществляется в специально организованной системе внешних условий, создаваемых в обществе для разви- тия человека. Такая образовательная система включает в себя учебно- воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподго- товки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, которая и обеспечивает управление развитием человека. Обучение - познавательный процесс, осуществляющийся в особых, специ- ально созданных условиях при взаимодействии обучающего (учителя) и обу- чаемого (ученика), в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности. Оно представляет собой процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений u1087 при взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание ( деятельность педагога ), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в опре- деленные отношения, которые называют воспитательными. Воспитательные отношения -это одна из разновидностей отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспита- ния, образования, обучения. Однако человек - это не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он способен сам приобретать этот опыт и создавать что-то новое. Поэтому основ- ными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразова- ние, самообучение. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествую- щих поколений посредством собственных внутренних факторов, обеспечиваю- щих развитие. Он представляет собой целенаправленную, активную личную деятельность людей, способствующую формированию и развитию у них поло- жительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требования- ми общества и деятельности. Самообразование - это целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Реальные явления, содержание которых отражают основные категории пе- дагогики, а именно "развитие", "воспитание", "образование", "обучение", "са- мовоспитание", "самообразование" имеют процессуальный характер, т. е. пред- ставляют собой процессы, развернутые во времени. Кроме этого они связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Чтобы лучше представить эту взаимосвязь, рассмотрим процесс развития конкретного человека (индивида). Развитие – это универсальное свойство мате- рии, живой и неживой природы: непрерывное, необратимое, закономерное. Од- нако процесс развития человека имеет свои особенности. Они связаны с тем, что человек сам является системой и одновременно с этим входит в другие бо- лее крупные системы (общество и природу). В каждой из названных систем формируется группа факторов, которые и влияют на процесс развития челове- ка. Из приведенной схемы (рис. 8.1) видно, что воспитание и образование – это процессы целенаправленного (управляемого) формирования и развития личности в соответствии с требованиями общества. Для осуществления процесса образования в обществе создана специальная система образования, позволяющая обеспечить дошкольное образование (дет- ские ясли, сад); общее образование трех ступеней: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее в школах, гимназиях, лицеях; дополнительное образование (музыкальные, художественные и т.п. школы); среднее профес- сиональное (техникумы, колледжи) и высшее профессиональное (ВУЗы). Государственная политика при построении системы образования строится на принципах: ПРИРОДА • автономности образования, что означает относительную самостоятель- ность учреждений образования, возможность иметь свой учебный план, про- граммы и т.п.; • адаптированности образования, т.е. приспособленности системы обра- зования к уровням и особенностям воспитанников; • демократизации образования, т.е ликвидации монополии государства на образование; единства культурного и образовательного пространства, что означает учет местных уровней социально-экономического и культурного развития. ФАКТОРЫ: особенности физиологии ВНД, биологические анатомо-физиологические (природные) особенности, задатки образование, общественные воспитание, РАЗВИТИЕ (социальные) трудовая деятельность, ЛИЧНОСТИ общение самообразование, психологические (личностные) самовоспитание Рис. 8.1. Факторы, определяющие развитие личности. В системе развития педагогических знаний можно выделить три периода развития педагогики как науки. I период – педагогические знания донаучного периода, представляющие собой обобщенный, систематизированный и воплощенный в форму народной мудрости поколений эмпирический опыт воспитания и образования. Сейчас систему таких знаний относят к народной педагогике, основой которой являют- ся семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная муд- рость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, заповедях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа. II период – возникновение теоретических педагогических концепций
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |