Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и перспективы развития педагогики




Основные понятия и категории педагогики

Педагогика как наука использует свои понятия - основные единицы мыс-

лительной деятельности. Их достаточно много, весь понятийно-

терминологический аппарат педагогики включает более тысячи понятий, с ко-

торыми можно познакомиться в специальных толковых словарях (например,

"Краткий педагогический словарь пропагандиста" под общ. ред. М.И. Кондако-

ва, А.С. Вишнякова, М.: Политиздат, 1988).

Наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, пронизы-

вающие все научные знания и связывающие их в целостную систему, называют

категориями. В педагогике ими являются: " воспитание ", " развитие ", " образо-

вание ", " обучение ", " воспитательные отношения ", " самовоспитание ", " са-

мообразование ". Рассмотрим эти категории более подробно.

Развитие человека - это непрерывный, необратимый и закономерный

процесс изменения его качеств и свойств, становления его личности под воз-

действием различных факторов. Различают развитие физическое (организма в

целом, отдельных мышц и т. д.), психическое (эмоций, интеллекта, способно-

стей, характера и т. п.), духовное (всего внутреннего u1084 мира человека) и соци-

альное (человека как члена общества).

Воспитание - целенаправленное создание социальных условий (матери-

альных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общест-

венно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и

производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педа-

гогике. Характеризуя объем этого понятия, выделяют воспитание в широком

смысле (как воздействие на личность общества в целом) и воспитание в узком

смысле (как целенаправленную деятельность, призванную сформировать сис-

тему качеств личности, ее взглядов и убеждений).

Воспитание - это целенаправленное развитие личности на основе форми-

рования:

• определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;

• мировоззрения;

• поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Можно выделить следующие виды воспитания: умственное, физическое,

трудовое, нравственное, эстетическое и т. п. Развитие каждого человека обес-

печивается через воспитание.

Образование - процесс и результат усвоения определенного уровня обще-

человеческой культуры в виде системы знаний, умений, навыков, отношений

путем воспитания и обучения. Данный процесс осуществляется в специально

организованной системе внешних условий, создаваемых в обществе для разви-

тия человека. Такая образовательная система включает в себя учебно-

воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподго-

товки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в

систему образования, которая и обеспечивает управление развитием человека.

Обучение - познавательный процесс, осуществляющийся в особых, специ-

ально созданных условиях при взаимодействии обучающего (учителя) и обу-

чаемого (ученика), в результате чего достигается образование и происходит

общее развитие личности. Оно представляет собой процесс непосредственной

передачи и приема опыта поколений u1087 при взаимодействии педагога и учащихся.

Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание ( деятельность

педагога ), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений,

опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через

его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в опре-

деленные отношения, которые называют воспитательными.

Воспитательные отношения -это одна из разновидностей отношений

людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспита-

ния, образования, обучения.

Однако человек - это не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он

способен сам приобретать этот опыт и создавать что-то новое. Поэтому основ-

ными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразова-

ние, самообучение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествую-

щих поколений посредством собственных внутренних факторов, обеспечиваю-

щих развитие. Он представляет собой целенаправленную, активную личную

деятельность людей, способствующую формированию и развитию у них поло-

жительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требования-

ми общества и деятельности.

Самообразование - это целеустремленная работа человека по расширению

и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению

новых навыков и умений.

Реальные явления, содержание которых отражают основные категории пе-

дагогики, а именно "развитие", "воспитание", "образование", "обучение", "са-

мовоспитание", "самообразование" имеют процессуальный характер, т. е. пред-

ставляют собой процессы, развернутые во времени. Кроме этого они связаны,

взаимодействуют и влияют друг на друга.

Чтобы лучше представить эту взаимосвязь, рассмотрим процесс развития

конкретного человека (индивида). Развитие – это универсальное свойство мате-

рии, живой и неживой природы: непрерывное, необратимое, закономерное. Од-

нако процесс развития человека имеет свои особенности. Они связаны с тем,

что человек сам является системой и одновременно с этим входит в другие бо-

лее крупные системы (общество и природу). В каждой из названных систем

формируется группа факторов, которые и влияют на процесс развития челове-

ка.

Из приведенной схемы (рис. 8.1) видно, что воспитание и образование –

это процессы целенаправленного (управляемого) формирования и развития

личности в соответствии с требованиями общества.

Для осуществления процесса образования в обществе создана специальная

система образования, позволяющая обеспечить дошкольное образование (дет-

ские ясли, сад); общее образование трех ступеней: начальное общее, основное

общее и среднее (полное) общее в школах, гимназиях, лицеях; дополнительное

образование (музыкальные, художественные и т.п. школы); среднее профес-

сиональное (техникумы, колледжи) и высшее профессиональное (ВУЗы).

Государственная политика при построении системы образования строится

на принципах:

ПРИРОДА

автономности образования, что означает относительную самостоятель-

ность учреждений образования, возможность иметь свой учебный план, про-

граммы и т.п.;

адаптированности образования, т.е. приспособленности системы обра-

зования к уровням и особенностям воспитанников;

демократизации образования, т.е ликвидации монополии государства

на образование;

единства культурного и образовательного пространства, что означает

учет местных уровней социально-экономического и культурного развития.

ФАКТОРЫ:

особенности физиологии ВНД,

биологические анатомо-физиологические

(природные) особенности,

задатки

образование,

общественные воспитание, РАЗВИТИЕ

(социальные) трудовая деятельность, ЛИЧНОСТИ

общение

самообразование,

психологические

(личностные) самовоспитание

Рис. 8.1. Факторы, определяющие развитие личности.

В системе развития педагогических знаний можно выделить три периода

развития педагогики как науки.

I период – педагогические знания донаучного периода, представляющие

собой обобщенный, систематизированный и воплощенный в форму народной

мудрости поколений эмпирический опыт воспитания и образования. Сейчас

систему таких знаний относят к народной педагогике, основой которой являют-

ся семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная муд-

рость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, заповедях, сказках,

пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.

II период – возникновение теоретических педагогических концепций




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.