Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В настоящее время применяются следующие методы контроля зна-


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Проверка и оценка знаний (контроль) выполняет следующие основ-

ные функции:

• контролирующую, которая состоит в определении качества и объема

знаний как у отдельных учащихся, так и у всей группы для определения воз-

можности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в

тоже время служит средством контроля эффективности как преподавания, так и

учения;

• обучающую, которая заключается в повторении и более глубоком ус-

воении знаний, развитии самоконтроля (слушая ответы своих товарищей, каж-

дый может сопоставить свои знания со знаниями отвечающих, расширить, уг-

лубить и откорректировать их);

• воспитывающую, которая заключается в приучении обучающихся к

систематической учебной работе, в их дисциплинировании, выработке волевых

качеств, формировании _________личностных качеств ( самооценки, уровня притязаний и

др.), воспитании ответственности и культуры труда;

• развивающую, которая состоит в том, что при правильной организа-

ции и проведении контроля, он способствует развитию мышления, формирова-

нию волевых, нравственных и других качеств личности.

Проверка и оценка результата обучения осуществляется с использованием

различных методов контроля.

Методы контроля- способы получения обратной информации о содер-

жании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащих-

ся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результатив-

ность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса.

ний, умений и навыков:

• устный опрос (индивидуальный, комбинированный и фронтальный);

• проверка письменных, графических и практических работ;

• программированный, стандартизированный (безмашинный, машин-

ный) контроль;

• тестовая проверка;

• систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе;

Коротко охарактеризуем перечисленные методы контроля.

Устный опрос– самый распространенный и эффективный метод контроля

знаний, который применяется при изучении почти всех предметов и на всех



этапах процесса обучения. Суть его состоит в том, что педагог в прямом кон-

такте (общении) с учащимся выявляет уровень его знаний путем разных форм

опроса (фронтального, индивидуального или группового).

Индивидуальный опроспредусматривает основательную проверку зна-

ний, умений и навыков отдельных учащихся. Его недостаток – пассивность ос-

тальных обучающихся. Поэтому в практику вводится комбинированный опрос,

когда один обучаемый отвечает у доски, а другие выполняют либо индивиду-

альные, либо групповые индивидуальные задания.

Фронтальный опрос(когда вопросы адресуются сразу всей группе) по-

зволяет педагогу в относительно короткий срок проверить знания у большого

количества учащихся, побуждает их к высокой активности, способствует обоб-

щению, систематизации и повторению проверяемого материала.

Важнейшими элементами опроса являются содержание и характер прове-

рочных вопросов. По содержанию выделяют репродуктивные, реконструктив-

ные и творческие вопросы и задания.

Репродуктивные вопросы предполагают выявление определенных знаний,

умений и навыков, реконструктивные – применение знаний в несколько изме-

ненных ситуациях, творческие – раскрытие знаний и умений в нестандартных

условиях, на основе сложных мыслительных действий, в зависимости от кон-

кретного материала.

Проверка письменных и графических работ(текущих и контрольных).

Письменные работы могут быть кратковременными (10-15 мин) и продолжи-

тельными (45-90 мин). Они предназначены для выявления знаний фактического

материала, а также понимания сущности изучаемых предметов, явлений, зако-

номерностей, умения обучаемых мыслить самостоятельно. Письменные кон-

трольные работы дают возможность более эффективно, объективно и опера-

тивно проверить знания студентов, они также представляют собой полезные

упражнения, в процессе которых обучаемый самостоятельно выполняет инди-

видуальные задания. Контрольные работы составляются на основе учебных

программ и учебников. При их разработке тщательно анализируется учебный

материал, намечаются вопросы, в которые включаются и такие, что могут пока-

зать способность обучающихся применять знания на практике.

Программированный опрос. Его сущность состоит в предъявлении всем

обучающимся стандартных (одинаковых) требований, т.е., в ходе такого опроса

применяются одинаковые по количеству и сложности контрольные задания или

вопросы. Для оценивания знаний используются количественные характеристи-

ки. Такой контроль может проводиться как в машинном, так и в безмашинном

виде. По результатам контроля даются рекомендации о ходе дальнейшего про-

цесса обучения.

Тестовый контроль. Данный метод является весьма эффективным, об-

ласть его применения в настоящее время расширяется. Он позволяет быстро

выявить уровень усвоения знаний у большого количества обучаемых. Метод

предполагает использование специальных тестов, обычно это серия контроль-

ных вопросов и заданий по проверяемой теме (разделу, предмету) с вариантами

ответов. В этом смысле задания внешне похожи на программированный кон-

троль. Отличие состоит в том, что тест имеет в виду установить качество зна-

ний, умений и навыков, но не дает ученику (и учителю) никаких указаний, как

поступать дальше, надо ли дополнительно учить что-либо по теме, а если надо,

то что именно. Тест только замеряет и фиксирует уровень усвоения материала,

который проверяется.

В отличие от экзаменов, где учащийся отвечает из всего количества во-

просов лишь на 2-3, серия или батарея тестов каждым учеником выполняется

полностью. Например, в средних классах школы США батарея тестов по физи-

ке насчитывает более 160 вопросов и заданий, которые все без исключения

должен выполнить каждый ученик.

Для того чтобы контроль результатов обучения был действительно эффек-

тивным и в полной мере обеспечивал выполнение своих функций, он должен

обязательно сопровождаться оценкой.



Оценка учебно-познавательной деятельностивыражается в оценочных

суждениях и заключениях педагога, которые могут быть сделаны в устной или

письменной форме.

Оценка – это определение степени усвоения обучающимся знаний, умений

и навыков в соответствии с требованиями программы обучения и руководящих

документов образования.

Проверяя знания, умения и навыки обучаемых, учитель все время оценива-

ет их. При этом оценка может выражаться в различных формах:

• в форме эмоционального отношения;

• в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порица-

ния);

• в форме отметки («отлично», «хорошо», и др.), которая фиксируется в

документах;

• 5 баллов или «отлично», когда обучаемый u1075 глубоко изучает учебный

материал и литературу по теме (разделу, предмету), последовательно и пра-

вильно отвечает на поставленные вопросы, а для практических занятий – когда

задание выполнено правильно и в установленное нормативное время;

• 4 балла или «хорошо», когда обучаемый твердо знает материал и от-

вечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а для

практических занятий – когда задание выполнено правильно;

• 3 балла или «удовлетворительно», когда обучаемый знает лишь основ-

ной материал, путается в литературе по проблеме, на вопросы отвечает недос-

таточно четко и полно, а для практических занятий – когда задание выполнено,

но допускаются ошибки, не отразившиеся на конечном результате;

• 2 балла или «неудовлетворительно», когда обучаемый не может доста-

точно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литера-

туры по проблеме, а для практических занятий – когда задание не сделано или

допущены ошибки, влияющие на полученный результат.

В настоящее время у нас в республике наряду с традиционной пятибалль-

ной системой оценок используется также десятибалльная.

Наряду с бальной системой для выявления качества знаний, умений и на-

выков применяется рейтинговая система. Ее суть состоит в том, что обучае-

мые получают определенное количество баллов за различные виды работ, кото-

рые суммируются и определяют уровень знаний, умений и навыков обучаемых.

При этом обучающиеся знают, сколько баллов и за что выставляется. Рейтинго-

вые оценки активизируют учебную деятельность, способствуют творческой ра-

боте; проявлению инициативы, вызывают интерес к учебе.

Оценка как и контроль учебно-познавательной деятельности имеет образо-

вательное и воспитательное значение. Для того чтобы это реализовать в полной

мере, оценка должна отвечать следующим требованиям:

• быть объективной и справедливой, ясной и понятной обучаемым;

• выполнять стимулирующую функцию;

• __________быть всесторонней.

При оценке знаний нужно учитывать:

• объем знаний по вопросу (теме, предмету);

• понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в

излагаемом;

• степень систематизации и глубины знаний;

• умение применять знания для решения практических задач.

При оценке умений и навыков нужно учитывать:

• содержание умений и навыков;

• точность, прочность и гибкость умений и навыков;

• возможность применять умения и навыки на практике;

• наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выделяют методы общие и частные. Общие разрабатывает дидактика, | Организационные формы и системы обучения

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. D. -наступило время, когда понукание и запугивание исчерпали свои возможности в деле повышения эффективности работы фирм
  2. II. Системы и процесс стратегического контроля.
  3. V. Объективно (настоящее состояние больного)
  4. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
  5. Адаптивные методы кодирования формы речевого сигнала
  6. Административно-контрольные методы УООС. Виды экологического лицензирования. Экологический контроль. Основные формы государственного экологического контроля.
  7. Административно-правовые методы менеджмента
  8. Административно-правовые методы менеджмента
  9. Административно-правовые методы управления
  10. Административные (организационно-распорядительные) методы управления
  11. Административные методы менеджмента
  12. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.