КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В настоящее время применяются следующие методы контроля зна-
Проверка и оценка знаний (контроль) выполняет следующие основ- ные функции: • контролирующую, которая состоит в определении качества и объема знаний как у отдельных учащихся, так и у всей группы для определения воз- можности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в тоже время служит средством контроля эффективности как преподавания, так и учения; • обучающую, которая заключается в повторении и более глубоком ус- воении знаний, развитии самоконтроля (слушая ответы своих товарищей, каж- дый может сопоставить свои знания со знаниями отвечающих, расширить, уг- лубить и откорректировать их); • воспитывающую, которая заключается в приучении обучающихся к систематической учебной работе, в их дисциплинировании, выработке волевых качеств, формировании _________личностных качеств (самооценки, уровня притязаний и др.), воспитании ответственности и культуры труда; • развивающую, которая состоит в том, что при правильной организа- ции и проведении контроля, он способствует развитию мышления, формирова- нию волевых, нравственных и других качеств личности. Проверка и оценка результата обучения осуществляется с использованием различных методов контроля. Методы контроля - способы получения обратной информации о содер- жании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащих- ся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результатив- ность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса. ний, умений и навыков: • устный опрос (индивидуальный, комбинированный и фронтальный); • проверка письменных, графических и практических работ; • программированный, стандартизированный (безмашинный, машин- ный) контроль; • тестовая проверка; • систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе; Коротко охарактеризуем перечисленные методы контроля. Устный опрос – самый распространенный и эффективный метод контроля знаний, который применяется при изучении почти всех предметов и на всех этапах процесса обучения. Суть его состоит в том, что педагог в прямом кон- такте (общении) с учащимся выявляет уровень его знаний путем разных форм опроса (фронтального, индивидуального или группового). Индивидуальный опрос предусматривает основательную проверку зна- ний, умений и навыков отдельных учащихся. Его недостаток – пассивность ос- тальных обучающихся. Поэтому в практику вводится комбинированный опрос, когда один обучаемый отвечает у доски, а другие выполняют либо индивиду- альные, либо групповые индивидуальные задания. Фронтальный опрос (когда вопросы адресуются сразу всей группе) по- зволяет педагогу в относительно короткий срок проверить знания у большого количества учащихся, побуждает их к высокой активности, способствует обоб- щению, систематизации и повторению проверяемого материала. Важнейшими элементами опроса являются содержание и характер прове- рочных вопросов. По содержанию выделяют репродуктивные, реконструктив- ные и творческие вопросы и задания. Репродуктивные вопросы предполагают выявление определенных знаний, умений и навыков, реконструктивные – применение знаний в несколько изме- ненных ситуациях, творческие – раскрытие знаний и умений в нестандартных условиях, на основе сложных мыслительных действий, в зависимости от кон- кретного материала. Проверка письменных и графических работ (текущих и контрольных). Письменные работы могут быть кратковременными (10-15 мин) и продолжи- тельными (45-90 мин). Они предназначены для выявления знаний фактического материала, а также понимания сущности изучаемых предметов, явлений, зако- номерностей, умения обучаемых мыслить самостоятельно. Письменные кон- трольные работы дают возможность более эффективно, объективно и опера- тивно проверить знания студентов, они также представляют собой полезные упражнения, в процессе которых обучаемый самостоятельно выполняет инди- видуальные задания. Контрольные работы составляются на основе учебных программ и учебников. При их разработке тщательно анализируется учебный материал, намечаются вопросы, в которые включаются и такие, что могут пока- зать способность обучающихся применять знания на практике. Программированный опрос. Его сущность состоит в предъявлении всем обучающимся стандартных (одинаковых) требований, т.е., в ходе такого опроса применяются одинаковые по количеству и сложности контрольные задания или вопросы. Для оценивания знаний используются количественные характеристи- ки. Такой контроль может проводиться как в машинном, так и в безмашинном виде. По результатам контроля даются рекомендации о ходе дальнейшего про- цесса обучения. Тестовый контроль. Данный метод является весьма эффективным, об- ласть его применения в настоящее время расширяется. Он позволяет быстро выявить уровень усвоения знаний у большого количества обучаемых. Метод предполагает использование специальных тестов, обычно это серия контроль- ных вопросов и заданий по проверяемой теме (разделу, предмету) с вариантами ответов. В этом смысле задания внешне похожи на программированный кон- троль. Отличие состоит в том, что тест имеет в виду установить качество зна- ний, умений и навыков, но не дает ученику (и учителю) никаких указаний, как поступать дальше, надо ли дополнительно учить что-либо по теме, а если надо, то что именно. Тест только замеряет и фиксирует уровень усвоения материала, который проверяется. В отличие от экзаменов, где учащийся отвечает из всего количества во- просов лишь на 2-3, серия или батарея тестов каждым учеником выполняется полностью. Например, в средних классах школы США батарея тестов по физи- ке насчитывает более 160 вопросов и заданий, которые все без исключения должен выполнить каждый ученик. Для того чтобы контроль результатов обучения был действительно эффек- тивным и в полной мере обеспечивал выполнение своих функций, он должен обязательно сопровождаться оценкой. Оценка учебно-познавательной деятельности выражается в оценочных суждениях и заключениях педагога, которые могут быть сделаны в устной или письменной форме. Оценка – это определение степени усвоения обучающимся знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программы обучения и руководящих документов образования. Проверяя знания, умения и навыки обучаемых, учитель все время оценива- ет их. При этом оценка может выражаться в различных формах: • в форме эмоционального отношения; • в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порица- ния); • в форме отметки («отлично», «хорошо», и др.), которая фиксируется в документах; • 5 баллов или «отлично», когда обучаемый u1075 глубоко изучает учебный материал и литературу по теме (разделу, предмету), последовательно и пра- вильно отвечает на поставленные вопросы, а для практических занятий – когда задание выполнено правильно и в установленное нормативное время; • 4 балла или «хорошо», когда обучаемый твердо знает материал и от- вечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а для практических занятий – когда задание выполнено правильно; • 3 балла или «удовлетворительно», когда обучаемый знает лишь основ- ной материал, путается в литературе по проблеме, на вопросы отвечает недос- таточно четко и полно, а для практических занятий – когда задание выполнено, но допускаются ошибки, не отразившиеся на конечном результате; • 2 балла или «неудовлетворительно», когда обучаемый не может доста- точно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литера- туры по проблеме, а для практических занятий – когда задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на полученный результат. В настоящее время у нас в республике наряду с традиционной пятибалль- ной системой оценок используется также десятибалльная. Наряду с бальной системой для выявления качества знаний, умений и на- выков применяется рейтинговая система. Ее суть состоит в том, что обучае- мые получают определенное количество баллов за различные виды работ, кото- рые суммируются и определяют уровень знаний, умений и навыков обучаемых. При этом обучающиеся знают, сколько баллов и за что выставляется. Рейтинго- вые оценки активизируют учебную деятельность, способствуют творческой ра- боте; проявлению инициативы, вызывают интерес к учебе. Оценка как и контроль учебно-познавательной деятельности имеет образо- вательное и воспитательное значение. Для того чтобы это реализовать в полной мере, оценка должна отвечать следующим требованиям: • быть объективной и справедливой, ясной и понятной обучаемым; • выполнять стимулирующую функцию; • __________быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: • объем знаний по вопросу (теме, предмету); • понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом; • степень систематизации и глубины знаний; • умение применять знания для решения практических задач. При оценке умений и навыков нужно учитывать: • содержание умений и навыков; • точность, прочность и гибкость умений и навыков; • возможность применять умения и навыки на практике; • наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |