КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы и системы обучения
Содержание образования, его цели и задачи методы обучения реализуют в тех или иных организационных формах обучения. В дидактике форма означает способ организации обучения. По определению Б.Т.Лихачева, «форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспита- тельного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся». Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Она представляет со- бой как бы внешнюю сторону структуры учебного процесса, отображающую внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К общим структурным элементам взаимосвязи форм и методов обучения следует от- нести учебно-воспитательную цель, содержание, средства и методы работы преподавателя с обучаемыми, их количество и место обучения. Каждая организационная форма обучения характеризуется своей структу- рой, принципом упорядочения элементов, имеет свои признаки. Например, для семинарского занятия как формы обучения такими признаками являются: ди- дактическая цель, задачи, объем работы, состав и количество обучаемых, виды работ, вопросы для обсуждения, регламентированное время, место проведения и т.п. Формы обучения создают специфические условия для осуществления этого процесса. Все они исходят из дидактической цели, определяются содержанием и методами учебной работы. В настоящее время основной формой обучения яв- ляется классно-урочная система, единицей которой является урок – более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства. В своем историческом развитии классно-урочная система обучения прошла сложный и длинный путь. Она пришла на смену индивидуальному обучению, которое применялось во времена древнего мира и средневековья. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель проводил занятия с одним учеником либо у себя дома, либо в доме ученика. Положительными сторонами в этой форме организации обучения являются: • высокий уровень самостоятельности; • возможность регулировать темп работы; • эффективность при овладении углубленными знаниями, умениями и навыками; • систематический контроль и возможность подбора дифференцирован- ных заданий. Такая форма обучения позволяется также более полно учитывать особен- ности развития ученика. Недостатки индивидуальной формы обучения заключаются в том, что она требует больших материальных затрат, кроме этого обучающиеся не общаются друг с другом, не видят положительного примера, не приобретают опыта со- трудничества. Уже в XVI в. индивидуальное обучение подвергалось критике, однако его элементы сохранялись долгое время, до XIX в. включительно. Мно- гие дворянские дети получали вначале домашнее образование. Сегодня инди- видуальное обучение применяется в виде репетиторства, дополняя коллектив- ное, а также рекомендуется отдельным ученикам по медицинским показаниям. В средние века на смену индивидуальному пришло индивидуально- групповое обучение. При этом группы не были постоянными, обучающиеся были разного возраста и с разным уровнем знаний. В школах такого типа уча- щиеся зазубривали материал, а учитель, вызывая их индивидуально, требовал точного повторения. В 20-х-30-х годах XVI в., когда стали развиваться города, торговля, про- мышленность, возникли зачатки классно-урочной системы в так называемых братских школах в Чехии, Польше. Венгрии, Саксонии, а также в Украине и Белоруссии. Дошедшие до нас Уставы братских школ предусматривали органи- зацию обучения по урочной системе. Теоретическое обоснования и разработка важнейших вопросов классно- урочной системы принадлежит великому чешскому ученому-педагогу Я.А.Коменскому. Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он разработал новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые ис- пользуются и в наши дни: учащиеся принимаются в школу один раз в году: де- лятся на классы с постоянным составом; классные занятия должны проводиться ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними; каждый урок должен иметь свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время; учитель должен работать со всем классом. Классно-урочная система выдержала почти 500-летнее испытание време- нем и является основной формой обучения в школах многих стран. Существен- ный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги Г. Песталоцци, А. Дис-
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |