Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы и системы обучения

Содержание образования, его цели и задачи методы обучения реализуют в

тех или иных организационных формах обучения. В дидактике форма означает

способ организации обучения. По определению Б.Т.Лихачева, «форма обучения

представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно

насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспита-

тельного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся».

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной

организации содержания, обучающих средств и методов. Она представляет со-

бой как бы внешнюю сторону структуры учебного процесса, отображающую

внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К общим

структурным элементам взаимосвязи форм и методов обучения следует от-

нести учебно-воспитательную цель, содержание, средства и методы работы

преподавателя с обучаемыми, их количество и место обучения.

Каждая организационная форма обучения характеризуется своей структу-

рой, принципом упорядочения элементов, имеет свои признаки. Например, для

семинарского занятия как формы обучения такими признаками являются: ди-

дактическая цель, задачи, объем работы, состав и количество обучаемых, виды

работ, вопросы для обсуждения, регламентированное время, место проведения

и т.п.

Формы обучения создают специфические условия для осуществления этого

процесса. Все они исходят из дидактической цели, определяются содержанием

и методами учебной работы. В настоящее время основной формой обучения яв-

ляется классно-урочная система, единицей которой является урок – более или

менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие

педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства.

В своем историческом развитии классно-урочная система обучения прошла

сложный и длинный путь. Она пришла на смену индивидуальному обучению,

которое применялось во времена древнего мира и средневековья. Сущность

индивидуального обучения заключалась в том, что учитель проводил занятия

с одним учеником либо у себя дома, либо в доме ученика. Положительными

сторонами в этой форме организации обучения являются:

• высокий уровень самостоятельности;

• возможность регулировать темп работы;

• эффективность при овладении углубленными знаниями, умениями и

навыками;

• систематический контроль и возможность подбора дифференцирован-

ных заданий.

Такая форма обучения позволяется также более полно учитывать особен-

ности развития ученика.

Недостатки индивидуальной формы обучения заключаются в том, что она

требует больших материальных затрат, кроме этого обучающиеся не общаются

друг с другом, не видят положительного примера, не приобретают опыта со-

трудничества. Уже в XVI в. индивидуальное обучение подвергалось критике,

однако его элементы сохранялись долгое время, до XIX в. включительно. Мно-

гие дворянские дети получали вначале домашнее образование. Сегодня инди-

видуальное обучение применяется в виде репетиторства, дополняя коллектив-

ное, а также рекомендуется отдельным ученикам по медицинским показаниям.

В средние века на смену индивидуальному пришло индивидуально-

групповое обучение. При этом группы не были постоянными, обучающиеся

были разного возраста и с разным уровнем знаний. В школах такого типа уча-

щиеся зазубривали материал, а учитель, вызывая их индивидуально, требовал

точного повторения.

В 20-х-30-х годах XVI в., когда стали развиваться города, торговля, про-

мышленность, возникли зачатки классно-урочной системы в так называемых

братских школах в Чехии, Польше. Венгрии, Саксонии, а также в Украине и

Белоруссии. Дошедшие до нас Уставы братских школ предусматривали органи-

зацию обучения по урочной системе.

Теоретическое обоснования и разработка важнейших вопросов классно-

урочной системы принадлежит великому чешскому ученому-педагогу

Я.А.Коменскому. Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он

разработал новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые ис-

пользуются и в наши дни: учащиеся принимаются в школу один раз в году: де-

лятся на классы с постоянным составом; классные занятия должны проводиться

ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними; каждый урок должен иметь

свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время; учитель должен

работать со всем классом.

Классно-урочная система выдержала почти 500-летнее испытание време-

нем и является основной формой обучения в школах многих стран. Существен-

ный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги Г. Песталоцци, А. Дис-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В настоящее время применяются следующие методы контроля зна- | Тервег, К.Д. Ушинский
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.