КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и формы воспитания
Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реали- зовываться в различных формах, которые используются с целью создания усло- вий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, нацио- нального самосознания, гуманистической направленности личности. В широком понимании форма – это способ организации, а метод – способ достижения результатов деятельности. Формы воспитания представляют собой внешнее выражение содержания воспитания, способов организации и взаимо- связи его отдельных элементов. Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита- ния, каждая из которых имеет свою специфику. Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников. К ним относятся конференции, те- матические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др. Групповые формы отличаются продолжительностью и постоянством в опреде- ленной группе. Такими формами являются диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскур- сии и т.д. Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятель- ную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание. Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, по- вышения эффективности организации форм. А. Макаренко, указывая на гуманистическую направленность воспитания, отмечал, что метод воспитания – это инструмент прикосновения к личности. Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитате- лей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, - это способ взаимосвя- занной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач. Методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства и поведение воспитуемых, направленных на выработку у них убежде- ний и навыков поведения. Основными механизмами воздействия в воспитании являются: • убеждение – логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитуемых; • внушение – воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации вну- шаемого содержания; • заражение – бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональ- ному воздействию воспитателя; • подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение воспи- туемыми опыта воспитателя. Методы воспитания включают в себя приемы (совокупности конкретных действий в структуре метода), среди которых выделяют созидающие (похвала, просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.). В современной педагогике принято выделять несколько групп методов, положив в основу классификации важнейшие этапы целостной структуры дея- тельности. К первой группе относятся методы формирования сознания личности. К ним относятся метод убеждения, основными формами реализации которого являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др. (не надо путать с формами воспитания) и метод положительного примера, т.е. целенаправ- ленного и систематического воздействия воспитателя на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни (пример товарищей, примеры из литературы, искусства, жизнь выдающихся людей). Во вторую группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются необходимые умения, вырабатываются требуемые привычки и навыки, создающие условия для осуществления положительных внутриколлективных взаимоотношений. К ним относятся: • метод упражнений (или метод приучения), заключающийся в органи-
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |