Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и формы воспитания

Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реали-

зовываться в различных формах, которые используются с целью создания усло-

вий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития

коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, нацио-

нального самосознания, гуманистической направленности личности.

В широком понимании форма – это способ организации, а метод – способ

достижения результатов деятельности. Формы воспитания представляют собой

внешнее выражение содержания воспитания, способов организации и взаимо-

связи его отдельных элементов.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита-

ния, каждая из которых имеет свою специфику. Так, массовые формы работы

характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и

значительным количеством их участников. К ним относятся конференции, те-

матические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.

Групповые формы отличаются продолжительностью и постоянством в опреде-

ленной группе. Такими формами являются диспуты, коллективные творческие

дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскур-

сии и т.д. Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятель-

ную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно

переходящую в самовоспитание.

Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, по-

вышения эффективности организации форм.

А. Макаренко, указывая на гуманистическую направленность воспитания,

отмечал, что метод воспитания – это инструмент прикосновения к личности. Ю.

Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитате-

лей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, - это способ взаимосвя-

занной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение

воспитательных задач.

Методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, волю,

чувства и поведение воспитуемых, направленных на выработку у них убежде-

ний и навыков поведения.

Основными механизмами воздействия в воспитании являются:

убеждение – логически аргументированное воздействие воспитателя на

рациональную сферу сознания воспитуемых;

внушение – воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем

снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации вну-

шаемого содержания;

заражение – бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональ-

ному воздействию воспитателя;

подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение воспи-

туемыми опыта воспитателя.

Методы воспитания включают в себя приемы (совокупности конкретных

действий в структуре метода), среди которых выделяют созидающие (похвала,

просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).

В современной педагогике принято выделять несколько групп методов,

положив в основу классификации важнейшие этапы целостной структуры дея-

тельности.

К первой группе относятся методы формирования сознания личности. К

ним относятся метод убеждения, основными формами реализации которого

являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др. (не надо путать

с формами воспитания) и метод положительного примера, т.е. целенаправ-

ленного и систематического воздействия воспитателя на воспитуемых силой

личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов

для подражания, идеала в жизни (пример товарищей, примеры из литературы,

искусства, жизнь выдающихся людей).

Во вторую группу входят методы организации и формирования опыта

общественного поведения, с помощью которых формируются необходимые

умения, вырабатываются требуемые привычки и навыки, создающие условия

для осуществления положительных внутриколлективных взаимоотношений.

К ним относятся:

метод упражнений (или метод приучения), заключающийся в органи-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; | Ленные условия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.