КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Та міжнародної торгівлі. Українського державного університету фінансів
Українського державного університету фінансів Харківський інститут фінансів Глава 14. Физическое воспитание в основной период трудовой I I I I лосложения; повышение уровня работоспособности; положительное влияние на психику человека. Создаваемое водной средой физическое, механическое, температурное возлействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких. Отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе, при этом в организме активизируется обмен веществ. В результате расходуется в несколько раз больше энергии, чем при той же работе на суше, что приводит к уменьшению жировых отложений. Человек в воде почти полностью теряет свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное воздействие воды как своеобразного массажера. Кроме оздоровительной направленности, аквааэробика служит средством реабилитации после травм. Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н.Стрельниковой. Это система дыхания К.П.Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу о том, что «чем меньше глубина дыхания, тем здоровее человек, моложе и т.д.», и многие другие системы дыхательной гимнастики, созданные на Западе и Востоке. Общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, за исключением создателей парадоксальных систем, следующие: — дыхание должно быть ритмичным, равномерным; — дыхание должно быть глубоким; — дышать желательно через нос, хотя при беге или других фи — ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом — темп дыхания зависит от степени подготовленности занима — ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходны — при выполнении дыхательных упражнений необходимо сле — чем больше возраст занимающегося физическими упражне Обычное дыхание человека весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в кровь кислорода. Дыхательные упражнения имеют три главных назначения (Е.П.Журавлев, 1977). 1. Улучшить дыхание во время выполнения упражнений: про 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на 3. Выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем Основой дыхательных движений является правильная последовательность наполнения легких воздухом при вдохе и, главное, освобождения их от воздуха, обедненного кислородом, при выдохе. Этим обеспечивается: а) равномерное участие в дыхании всех долей легких, что позволяет избежать застойных явлений в отдельных их частях; б) волнообразность дыхания, оказывающая благотворное влияние на внутренние органы своим массирующим воздействием. При полном и равномерном использовании всех долей легких удается избежать некоторых заболеваний, а также преждевременного наступления старческой предрасположенности к атрофии бездействующих частей легочной ткани. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но вдыхать глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в 1 мин в спокойном состоянии юти не должны превышать 40 полных дыхательных актов за то же время в процессе напряженной физической работы. Дышать надо ритмично и в основном через нос. За основу правильного дыхания берется полное дыхание йогов. Делается оно так. Стоя или сидя прямо, с развернутой грудью, сделать выдох до конца, а затем усилием диафрагмы, направленным вниз, выдвинуть живот вперед, насколько получается. Потом, не отпуская живота, вдыхая воздух, раздвинуть средние ребра. Затем расширить верхние ребра вплоть до ключичных (поднимая ключицы кверху). Теперь легкие наполнены воздухом хорошо. Но чтобы он попал в самые окраинные легочные клетки, надо, задержав (на конце вдоха) дыхание, втягивать живот — сколько можно. Тогда от движения снизу вверх легкие еще «раздуются», раздвигая и грудную клетку. Несколько секунд — и, не опуская диафрагмы, сделать медленный выдох. Нужно сосредотачивать внимание на каждом акте дыхания. На вдохе представить, как жизненные силы из воздуха устремляются в легкие; на паузе после вдоха они как бы распространяются по всему организму, и каждая его клеточка и орган получают заряд энергии и бодрости. На выдохе представить, как из организма с потоком воздуха выходят все «шлаки» и недуга. Дыхание идет в определенном, ненапряженном ритме. На начальном этапе рекомендуется дышать так: вдох — 8 с, задержка дыхания — 4 с, выдох — 8 с, задержка — 4 с. В ходьбе можно синхронизировать дыхание с количеством шагов или биением пульса. Для здорового человека достаточно 10—15-минутного полного дыхания в день. Полное дыхание оказывает на организм очень разнообразное воздействие: укрепляются и оздоравливаются все органы дыхания, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуется кровяное давление. Положительно оно влияет и на нервную систему: улучшает настроение, снимает чувство тревоги, придаст уверенность в себе. Очищающее дыхание. Сделав медленно полный вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щек. Кончик языка прижать к нижним резцам, но не напрягать его. Сила толчков при этом должна быть затухающей. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. На первых порах можно выполнять не более трех актов очищающего дыхания. Это дыхание выветривает задержавшийся в легких остаточный воздух, углекислоту. Оно эффективно при усталости. Энергетизирующее дыхание — «задувание свеч». Сделать полный вдох и задержать дыхание, сколько приятно. Сложить губы трубочкой и выдохнуть весь воздух за три резких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу. С первым выдохом воздух выходит из живота, со вторым — из груди, с третьим — из верхушек легких. Голова и туловище держатся прямо. Упражнение выполняется сильно, с задором. Стимулирующее шипящее дыхание. Полный вдох, задержка и растянутый выдох через рот. Воздух выходит последовательно из живота, груди, верхушек легких как можно медленнее и весь, издавая свистящий звук, как при произнесении звука «с». Сопротивление выходящему воздуху создает язык. Упражнения на дыхание лучше всего включать в подготовительную и заключительную части занятий физическими упражнениями. Наиболее выраженный эффект вызывают те программы, в которых предполагается оптимальное сочетание частоты, продолжительности и интенсивности занятии. Желаеягьте результаты можно получить только после долгих недель тренировок, программы продолжительностью 8—10 недель вызывают лишь незначительные изменения в организме. 24.4. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой Основной целью оздоровительной тренировки является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце — самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается. Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб. Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс. По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин — отлично, реже 65 — хорошо, 65—75 — удовлетворительно, выше 75 — плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше. Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин — отлично, меньше 120 — хорошо, меньше 140 — удовлетворительно, выше 140 — плохо. Проба с приседаниями. Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отличным, на 25—50% — хорошим, на 50—75% — удовлетворительным и свыше 65% — плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано. Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5— 6 см. Затем снова сосчитать пульс. Оценки такие же, как и в пробе с приседаниями. Оценка реакции организма на дозированную нагрузку в процессе занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью осуществляется по показателям ЧСС (пульс), артериального давления, дыхания, жизненной емкости легких (спирометрия), мышечной силы, массы тела, а также по результатам в контрольных упражнениях (тестах). Важным показателем является быстрота восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки. Если частоту пульса, зафиксированную в первые 10 с после нагрузки, принять за 100%, то хорошей реакцией восстановления считается снижение пульса через 1 мин на 20%, через 3 мин — на 30%, через 5 мин — на 50%, а через 10 мин — на 70— 75% от этого наивысшего пульса. Проба с приседанием. Подсчитать пульс в покое за 10 с, затем сделать 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс. Продолжать подсчитывать его каждые 10 с вплоть до возвращения к первоначальным цифрам. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5—7 ударов, а возвращение к исходным цифрам происходит в течение 1,5—2,5 мин, при хорошей тренированности — за 40—60 с. Учащение пульса свыше 5—7 ударов и задержка восстановления больше чем на 2,5— 3 мин служит показателем нарушения тренировочного процесса или заболевания. Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела (ортоста-тическая и клиностатическая пробы). Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10—14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 — неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки. Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4—10 уд./мин. Большее замедление — признак тренированности. Важным показателем, характеризующим функцию сердечнососудистой системы, является уровень артериального давления (АД), который измеряется специальными приборами. На уровень АД влияют масса и рост, возраст, ЧСС, характер питания, занятия физическими упражнениями. Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам: мужчины: АДСИС1 = 109 + 0,5 х возраст + ОД ж масса тела; АД = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела; женщины: АДС11С1 = 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела; АДшас1 = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела. Зная цифры артериального давления и пульса, можно подсчитать, конечно приблизительно, минутный объем крови. Делается это так: из максимального значения артериального давления вычитается минимальное. Разница умножается на частоту пульса. В норме минутный объем крови равен 2600. При утомлении и перетренировке этот показатель возрастает. По формуле Кваса можно вычислить коэффициент выносливости: частота пульса умножается на 10 и результат делится на величину пульсового давления (разность максимального и минимального артериального давления). Нормальным считается коэффициент, равный 16. Его возрастание — признак ослабления деятельности сердечно-сосудистой системы. Важнейшим показателем, характеризующим функциональные возможности легких, или так называемого внешнего дыхания, является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального глубокого вдоха. У здорового мужчины эта величина равна обычно 3—5 л, у женщин — 2—3 л, у детей 1,2—3,2 л. Под влиянием систематических занятий (особенно если в оздоровительных тренировках выполняется много упражнений на выносливость) она увеличивается на 1—2 л, отражая возросшие функциональные возможности дыхательного аппарата. Чтобы оценить фактическую величину ЖЕЛ, ее необходимо сравнить с должной для конкретного человека величиной ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по формуле Людвига (в мл): а) должная ЖЕЛ (для мужчин) = (40 х рост в см) + (30 х вес б) должная ЖЕЛ (для женщин) = (40 х рост в см) + (10 х вес Пример. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах ±15%. Оценивается из соотношения ЖЕЛ фактическая х 100% ЖЕЛ должная Предположим, что у занимающегося физическими упражнениями ЖЕЛ равна 4200 мл, а должная — 4100 мл. Подставив эти значения в указанное соотношение, получим 4200 х 100% 4100 = 102,4%. Превышение фактической величины ЖЕЛ относительно должной характерно для лиц, занимающихся, например, бегом, лыжами, и указывает на высокое функциональное развитие легких. Снижение ЖЕЛ более чем на 15% может указывать на патологию легких. В процессе занятий физическими упражнениями важно следить за частотой дыхания. В покое она составляет 10—! 6 раз в мин. Таблица 58 Дневник самоконтроля
* Выбираются самими занимающимися оздоровительной физической культурой. Под влиянием физической нагрузки число дыханий увеличивается: при умеренных нагрузках — до 25—30 в 1 мин, при более высоких — до 30—40 в I мин. Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3—5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безусловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала состоянию организма. Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спинку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и задержать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с — отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворительно и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности. Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообращения, а также занимающимся лицам пожилого возраста. Для предварительного и последующего контроля тренированности занимающихся физическими упражнениями используются и специальные контрольные упражнения (см. табл. 26, 27, 55, 57). Выбор различных функциональных проб и контрольных упражнений обусловлен состоянием здоровья, возрастом, полом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Следует отметить, что только комплекс самых разных показателей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тренированности организма. Поэтому псем занимающимся оздоровительной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля. Медицинское освидетельствование с использованием лабораторных исследований (компьютерная диагностика) и различных функциональных проб поможет сделать более объективные выводы о состоянии здоровья, тренированности, внести коррективы в тренировочный режим и образ жизни. Кроме врачебного контроля занимающимся физическими упражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице 58. В дневнике самоконтроля фиксируются: Самочувствие. Отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние центральной нервной системы. При регулярной и правильно проводимой тренировке само- чувствие, как правило, хорошее. Если занимающийся физическими упражнениями перегружает себя во время тренировок или строит занятия без учета условий труда, быта, состояния здоровья и многих других факторов, то у него отмечается плохое самочувствие, утомление, отсутствие желания тренироваться, пониженная работоспособность. Самочувствие фиксируется в дневнике самоконтроля как: хорошее, удовлетворительное, плохое. Настроение. Отражает психическое состояние занимающегося. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным — при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным:, когда человек растерян, подавлен. Аппетит. Усиленный расход энергии, вызываемый занятиями физической культурой, увеличивает потребность организма в пище. Улучшение аппетита свидетельствует об усилении процессов обмена веществ. При самоконтроле следует учитывать состояние аппетита утром. Если утром через 30—40 мин после пробуждения ощущается потребность в приеме пищи, то это вполне нормальное явление, Если утром (в течение 2—3 часов и более) отсутствует желание принимать пищу, то это указывает на нарушение нормальной функции организма. В дневнике самоконтроля даются следующие оценки аппетита: повышенный, хороший, умеренный, пониженный, отсутствие аппетита. Сон. Если сон наступает быстро и дает утром чувство бодрости и отдыха, то он считается хорошим. Плохой сон характеризуется длительным засыпанием, пробуждением среди ночи, отсутствием ощущения бодрости, отдыха после сна. В дневнике самоконтроля отмечают длительность сна, его качество, время засыпания и пробуждения, нарушения (бессонница, прерывистый и беспокойный сон и т.д.). Работоспособность. Это один из показателей, характеризующих те изменения в организме, которые произошли под влиянием занятий. В дневнике самоконтроля дается следующая оценка работоспособности: хорошая, удовлетворительная, пониженная. Желание заниматься физическими упражнениями. Желание заниматься отмечают в дневнике следующими словами: «большое», «безразличное», «нет желания». Если нет желания тренироваться, а иногда ощущается и отвращение к занятиям физическими упражнениями, то это является признаком явного переутомления. Болевые ощущения. Боли в мышцах возникают довольно часто после первых занятий физическими упражнениями, а также при возобновлении их после длительного перерыва. Они могут возникнуть при выполнении новых упражнений, требующих функционирования мышц, ранее не участвующих в работе, а также при форсированном увеличении физических нагрузок. Держатся боли несколько дней, вызывая некоторый дискомфорт у занимающихся. Они не опасны и связаны со скоплением недоокислен- ных продуктов обмена. При этом появляется чувство тяжести, ско~ ванности движений, ухудшается эластичность мышц, они становятся тверже, хуже расслабляются. Физическую нагрузку в этот период нужно несколько снизить. В дневнике самоконтроля необходимо отмечать, при каких упражнениях (или после каких упражнений) появляются боли, их сила, длительность и т.п. Особенно серьезно надо относиться к появлению неприятных ощущений или болей в области сердца. Пульс. Дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения. Кроме этого, следует фиксировать пульс до тренировки (за 3—5 мин) и сразу после занятий физическими упражнениями. Если перед каждым занятием наблюдается примерно одинаковая величина пульса, это говорит о хорошем восстановлении организма. Резкое учащение пульса в сравнении с предыдущими показателями — признак переутомления. Дыхание. При хорошем функциональном состоянии организма легкие работают более рационально, дыхание глубокое и ритмичное. Жизненная емкость легких (ЖЕ/Т). Показатели ЖЕЛ после легкой тренировки повышаются в среднем на 100—200 см3, а после напряженной и утомительной тренировки снижаются на 200— 300 см3. Последовательное снижение ЖЕЛ свидетельствует об утомлении. ЖЕЛ определяют с помощью спирометра, который имеется в любом кабинете врачебного контроля. Артериальное давление (АД). Самоконтроль за артериальным давлением особенно необходим тем занимающимся, у кого оно повышено или повышается иногда. Оно измеряется с помощью электронного тонометра с выводом показателей систолического и диа-столического давления на дисплей как в домашних условиях, так и во время тренировок, чтобы оценить реакцию сердечнососудистой системы на задаваемую нагрузку. Своевременная коррекция тренировочных нагрузок позволяет предупредить нежелательные реакции организма и добиться большего оздоровительного эффекта. Измеряется давление до приема пищи 2—3 раза с интервалом не менее минуты. Первое измерение считается случайным, при последующих показатели обычно несколько ниже. Самая малая величина АД записывается в дневник. Масса тела (вес). Наблюдение за массой тела является важным моментом самоконтроля. В первые дни тренировок в течение 2— 3 недель вес тела обычно снижается, в основном у людей полных. Снижение веса происходит за счет уменьшения в организме ко- личества воды и жира. В дальнейшем вес незначительно повышается (за счет увеличения мышечной массы) и становится стабильным. Вес тела может изменяться в течение дня, поэтому необходимо взвешиваться в одно и то же время (лучше утром), в одной и той же одежде, после освобождения кишечника и мочевого пузыря. Функциональные пробы. Позволяют занимающимся самостоятельно определять состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Некоторые функциональные пробы подробно описаны в начале данного раздела. Контрольные упражнения (тесты)- Позволяют определить уровень тренированности занимающихся физическими упражнениями. Некоторые контрольные упражнения приведены в табл. 26, 27, 55, 57. Ведение дневника самоконтроля дает возможность занимающимся регулярно следить за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями. Использованная литература 1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ* 2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — M.J
3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической] 4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Уче( 5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов? 6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред«| 7. Определение физической подготовленности школьников /| 8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для 9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов|
10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед-| 11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для| J2. Физическая культура: Примерная учебная программа для] высших учебных заведений. — М., 1994. Рекомендуемая литература Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика про подавания: Учеб. пособие. — М., 1999. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб, пособие. — М., 2000. Железняк Ю.Д., Портиов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000. Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. — М., 2000. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К.Холодова. — М., 1997. Оглавление От авторов.................................................................................................................... 3 ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4 Глава). Общая характеристика теории и методики физического воспитания................................................................................................... 4 1.1. Сущность и причины возникновения физического 1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации....... 10 2.1. Система физического воспитания, ее основы............................... 10 2.2. Цель и задачи физического воспитания......................................... \Ъ\ 2.3. Общие социально-педагогические принципы системы Глава 3. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания....................................................................... 19 \ 3.1. Связь различных видов воспитания в процессе 3.2. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту.................................................... 21 Глава 4. Средства и методы физического воспитания................................... 32 4.1. Средства физического воспитания.................................................. 32 4.1.1. Физические упражнения........................................................... 32 4.1.2. Оздоровительные силы природы.......................................... 391 4.1.3. Гигиенические факторы........................................................... 40 4.2. Методы физического воспитания.................................................... 40 4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения......... 42 4.2.2. Игровой метод...................................................................... 4.2.3. Соревновательный метод.....................................,......,.-> 4.2.4. Обшепедагогические методы, используемые в физическом воспитании......................................................... 47, Глава 5. Общеметодические и специфические принципы физического воспитания.................................................................. 5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 521 5.2. Общеметодические принципы........................................................... 54
5.2.1. Принцип сознательности и активности............................... 54 5.2.2. Принцип наглядности............................................................... 56 5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации...................... 57 j 5.3. Специфические принципы физического воспитания.................. 58, 5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического 5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха........................................................................................ 59 5.3.3. Принцип постепенного наращивания 5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования
5.3.5. Принцип циклического построения занятий...................... 63 5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений Глава 6. Основы теории и методики обучения двигательным действиям.................................................................................................... 64 6.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании............................................... *.«.............. 64 6.2. Основы формирования двигательного навыка............................ 67 6.3. Структура процесса обучения и особенности его этапов............................................................................... -.............. 71 Глава 7. Теоретико- практические основы развития физических качеств................................................................................. 74 7.1. Понятие о физических качествах...................................................... 74 7.2. Сила и основы методики ее воспитания......................................... 76
7.2.1. Средства воспитания силы...................................................... 81 7.2.2. Методы воспитания силы........................................................ 83 7.2.3. Методики воспитания силовых способностей,................. 88 7.2.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения 7.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания........................................................................................ 92 7.3.1. Средства воспитания скоростных способностей............. 96 7.3.2. Методы воспитания скоростных способностей................ 97 7.3.3. Методики воспитания скоростных способностей............ 98 7.3.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения 7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания..................... 103 7.4.1. Средства воспитания выносливости.................... „.„...„.. 106 7.4.2. Методы воспитания выносливости......... .-......... «,.■______ 109 7.4.3. Методика воспитания обшей выносливости................... 112 7.4.4. Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека............................. 115 7.4.5. Особенности воспитания специфических типов 7.4.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения 7.5. Гибкость и основы методики ее воспитания............................... 121 7.5.1. Средства и методы воспитания гибкости......................... 123 7.5.2. Методика развития гибкости................................................ 124 7.5.3. Контрольные упражнения (тесты) для определения 7.6. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания................... 130 7.6.1. Средства воспитания координационных способностей 133 7.6.2. Методические подходы и методы воспитания 7.6.3. Методика совершенствования пространственной, 7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения Глава_£. Формы построения занятий в физическом воспитании............. 143 8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 143 8.2. Характеристика форм занятий физическими
8.2.1. Урочные формы занятий....................................................... 145 8.2.2. Неурочные формы занятий................................................. 146 Глава 9. Планирование и контроль в физическом воспитании................. 148 " }М. Планирование в физическом воспитании.................................... 148 9.2. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании................................................................ 154 Глава 10. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста...................................................................... 157 10.1. Значение и задачи физического воспитания детей 10.2. Возрастные особенности физического раннего и дошкольного возраста.................................................. 160 Глава П. Физическое воспитание детей школьного возраста.................... 169 11.1. Социально-педагогическое значение и задачи 11.2. Возрастание особенностей физического развития и возраста 172 11.3. Средства физического воспитания детей школьного 11.4. Физическое воспитание детей младшего школьного 11.5. Физическое воспитание детей среднего школьного П.6. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста................................................................................................ 198 11.7. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем............................................................................................. 203 11.8. Формы организации физического воспитания школьников 206 11.8.1. Формы организации физического воспитания в школе........................................................................................ 206 11.8.2. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений.................................. 208 П.8.3. Формы физического воспитания в семье.......................... 209 11.9. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений.............................. 210 II. 10. Урок — основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение.......................... 213 11.11. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры...........................,..... „................... 237 Глава 12. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию............................................................. 242 12.1. Обший план работы по физическому воспитанию................. 243 12.2. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию........................................................... 243 12.3. Поурочный рабочий (тематический) план на четверть 249 12.4. План-конспект урока....................................................................... 260 Глава 13. Физическое воспитание студенческой молодежи...................... 266 13.1. Значение и задачи физического воспитания студентов....266 13.2. Содержание программы физического воспитания студентов 267 13.3. Возрастные особенности контингента обучающихся в вузе.......................................................................... 270 J3.4. Методические основы физического воспитания в вузе.... 27] 13.5. Особенности методики занятий по физическому 13.6. Методика занятии со студентами, имеющими по адаптивной физической культуре........................................... 276 13.7. Формы организации физического воспитания студентов 278 деятельности..... „....а-....™.,.__........_ *..................... ^,.................. 279 14.1. Социальное значение и задачи физического воспитания 14.2. Особенности физического развития и физической 14.3. Физическая культура в режиме трудового дня........................ 283 14.4. Физическая культура в быту трудящихся................................. 286 14.5. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью Глава 15. Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте......... 294 15.1. Старение и задачи направленного физического 15.2. Содержание и организационно-методические основы Глава 16. Профессионально-прикладная физическая подготовка.......... 301 16.1. Назначение и задачи профессионально-прикладной 16.2. Построение и основы методики ППФП...................................... 306 ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА..............,.,„,„^.мЧ1.............................. 31 Глава 17. Общая характеристика спорта................... -..—..«........................... 311 17.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. 17.2. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения................................................ 315 17.3. Характеристика системы тренировочно- 17.4. Спортивные достижения и тенденции их развития................ 327 Глава 18. Основы спортивной тренировки...................................................... 333 18.1. Цели и задачи спортивной тренировки........... ^........................ 333 18.2. Средства спортивной тренировки............................................... 335 18.3. Методы спортивной тренировки.................................................. 339 18.4. Принципы спортивной тренировки............................................. 343 18.5. Основные стороны спортивной тренировки............................ Ъ57
18.5.1. Спортивно-техническая подготовка....,,..„...,.....„.......... 352 18.5.2. Спортивно-тактическая подготовка..„.......,.„„...,........... 361 18.5.3. Физическая подготовка.................... -,..™.«—................... 364 18.5.4. Психическая подготовка...................................................... 365 18.6. Тренировочные и соревновательные нагрузки........................ 369 Глава 19. Основы построения процесса спортивной подготовки............. 377 19.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура..................................................................................... 377 19.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах).... 385 19.3. Построение тренировки в средних циклах 19.4. Построение тренировки в больших циклах Глава 20. Технология планирования в спорте..„«,..-.«««..*.:....................... 394 20.1. Общие положения технологии планирования в спорте....394 20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних 20.3. Планирование тренировочно-соревновательного 20.4. Оперативное планирование.......................................................... 406 Глава 21. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена.......................................................................... <....,«*........... 406 21.1. Контроль за соревновательными и тренировочными 21.2. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена................................................................... .г.................................. 410 21.3. Контроль за факторами внешней среды.............„..................... 412 21.4. Учет в процессе спортивной тренировки................................... 412 Глава 22. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.......... 415 47S ЧАСТЬ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- Глава 23. Общая характеристика оздоровительной физической культуры........................................................................... 430 23.1. Оздоровительная направленность как важнейший 23.2. Содержательные основы оздоровительной физической Глава 24. Теоретике-методические основы оздоровительной физической культуры........................................................................... 436 24.1. Основы построения оздоровительной тренировки................. 436 24.2. Характеристика средств специально оздоровительной 24.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем................................................................................ 454 24.4. Оценка состояния здоровья и физической Использованная литература............................................................................... Ml Рекомендуемая литература................................................................................. 472
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |