Концепции
| Представители
| Понятие культуры
|
Рационалистическая модель культуры
(Начало теоретической разработки проблем культуры: вторая половина XVIII в.)
| Дж.Вико, Вольтер, И.Г.Гердер (1744-1803), Г.Гегель (1770-1831)
| Культура – мир разума(осмысление действительности, исходя из рациональных представлений о мире).
Гердер: культура есть способ реализации человеческого гения, развитие духовных ценностей через язык и речь.
Гегель: считал культуру характеристикой развития разума человека.
|
Этические концепции
| И.Кант, А.Швейцер, М.Ганди
| Критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом.
Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль и нравственность. Культура – цель и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Нравственность – категорический императив.
|
Этнологические концепции:
- культурная,
- социальная,
- структурная антропология
| Э.Тайлор, Л.Леви-Брюль, Ф.Боас, А.Кребер, А.Радклифф-Браун, Б.Малиновский, К.Леви-Строс
| Культура – процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов (А.Тайлор, основоположник культурной антропологии).
Культура – совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологических) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей (Б.Малиновский, основатель социальной антропологии).
Культура – совокупность знаковых систем, скрытым механизмом действий которой выступало «коллективное бессознательное» (правила, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием) (К.Леви-Строс, основатель структурной антропологии)
|
Натуралистическое направление
| Объединяло медиков, психологов, биологов
| Культура – такое же приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.
|
К нему примыкают:
|
|
|
Фрейдизм
| З.Фрейд (1856- 1939), основоположник теории психоанализа
| Культура – сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Культура строится на «принуждении и запрете влечений», которые являются содержанием подсознания человека.
Направляющая сила поведения – либидо (стихийные влечения, среди которых основной – инстинкт к продолжению рода, половой инстинкт). Энергия аффективных (страстных) влечений либидо находит выход в преобразованном виде в общественной деятельности и культурном творчестве.
|
Этология(изучает поведение, нравы и психику животных)
| К.Лоренц (р.1903), И.Тинберген (р.1907), К.фон Фриш (1886-1982)
| Этологи отождествляли инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (стереотипы поведения животных соответствовали культурным нормам человека)
|
функциональная теория культуры
| Б.К.Малиновский (1884-1942), основатель социальной антропологии (см.выше)
| Одна из задач культуры, которая первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности, развитие и передача потомкам вторичных потребностей (социального опыта). Различия между культурами – различия в способах удовлетворения вторичных потребностей.
Основное условие существования цивилизации – «равновесие», гармония социальных институтов.
|
Социологическая концепция
| Т.С.Элиот (1888-1965),
П.А.Сорокин (1889-1968),
А.Вебер (1868-1958),
М.Вебер,
Э.Дюркгейм,
К.Манхейм
| Истоки культуры – в общественной природе и организации.
В центре внимания – общество, его структура и социальные институты.
Цель социального института – организовать деятельность людей в определенной сфере общества, обеспечить системность и устойчивость общества.
Культура – позволяет достичь этой цели, поэтому она - социальный институт.
Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми он строит свое поведение в самых разных областях.
|
Аксиологическая концепция
| В.Виндельбанд,
Г.Риккерт
| Культура – мир ценностей (организованная система смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества).
Следовательно, культура воплощает все самое важное с точки зрения сообщества людей (что поддерживается и сохраняется для будущих поколений).
|
Символическая концепция
| Э.Кассирер (1874-1945), Юнг, Хайдеггер
| Культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами.
|
Деятельностная концепция
| В.Межуев, Н.Злобин, Э.Маркарян
| Культура – совокупность «технологий» (способов совершения действий).
Культура рассматривается как многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта.
|
Игровая концепция
| Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе, Э.Берн
| Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая к игре деятельность.
|
Семиотическая концепция
| Ю.Лотман, Ю.Успенский, Р.Барт
| Культура – небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Для расшифровки культуры нужно знать коды знаковых систем (например, один из кодов – язык).
|