Отражение кризиса гуманизма.
Возрождение восхищалось человеком и его бытием.
Барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Отсюда пышность, декоративность, смешение фантазии и реальности.
Дворцовые и парковые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись, скульптура, парадный портрет.
Самые знаменитые представители этого стиля: Ф.Борромини (1599-1667), Л.Бернини (1598-1680).
Классицизм
В противовес барокко: ориентировался на античное наследие как норму и образец, подражал классическим образцам, основан на идеях рационализма и разумной закономерности мира.
Идеолог классицизма во Франции
Р. Декарт (1596-1650)
Признавал критерием истинности познания ясность и отчетливость идей.
Главные темы классицизма
конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания
драматургия П.Корнеля (1606-1684), Ж.Расина (1639-1699), комедии Мольера (1622-1673), поэзия Ж.Лафонтена (1621-1695), Н. Буало (1636-1711), музыка Ж.Б.Люлли (1632-1687), картины Н.Пуссена (1594-1665).
Архитектура классицизма
четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор
Садово-парковые ансамбли Западной Европы (пример: ансамбль Версаля).
Реализм:
Ориентация на идеалы Возрождения
Голландия
Живопись
Ф.Халс (ок.1580-1666), Якоб ван Рейсдал (1628-1682), Рембрандт ван Рейн (1606-1669, Голландия).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640, Фландрия).
Испания
Драматурги
Лопе де Вега (1562-1635), М.Сервантес (1547-1616).
XVII век - «золотой век» живописи:
Эль Греко (1541-1614), Х.Рибера (1591-1652), Ф.Сурбаран (1598-1664), Д. Веласкес (1599-1660).
XVIII век – век Просвещения
Основные идеи эпохи
Разум и просвещение.
Человек – часть природы, продукт природы. Он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности бога. Результат собственно человеческого творчества – мир культуры (законы, воспитание, мораль, искусство и т.д.).
Попытки анализа культуры:И.Г.Гердер (1744-1803)
(«Идеи к философии истории человечества»):
- попытка систематизации данных истории, психологии, этнографии, естественных наук с целью создания целостной картины эволюции культуры.
- Идеи национальной самобытности искусства, равноценности различных эпох культуры.
Французское Просвещение
На первом плане – социальная проблематика
Немецкая классическая философия
Возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания (познание явлений действительности в их развитии и самодвижении)
Художественная культура: основная черта
Обмирщение, светский характер
Искусство:
Стиль рококо (фр. rocaille – декоративный мотив в виде раковины)
Связано с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологических, пасторальных, салонно-эротических сюжетов, заимствование китайских мотивов.
Воплощение в прикладном искусстве (изящные и причудливые мелкие формы, филигранный, сильно стилизованный орнамент).
Буржуазное просветительство
Научное знание выходит за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждения литераторов в светских салонах Лондона и Парижа.
Сентиментализм (фр. sentiment — чувство).
Течение в литературе и искусстве (не имело собственной стилистической формы)
Отразил разочарование результатами научно-технического развития, сомнения в установлении «царства разума». Идеал для сентиментализма – самоценность душевного состояния (в центре внимания – душевный мир человека).
Технический прогресс и наука.
В основе научно-технического прогресса – две духовные посылки западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение); вера в активную роль его разума (Просвещение).
«Золотой век» науки
Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины: М.Ф.Фарадей, Д.Масквелл (электромагнитные исследования), П.Кюри и М.Склодовская-Кюри (исследование радиоактивного излучения), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов), Г.Мендель (теория генетической наследственности), И.П.Павлов (теория условных рефлексов), Ч.Дарвин (эволюционная теория)
Особенность научного знания
Сциентизм (абсолютизируется роль науки в системе культуры, прежде всего – роль естественных наук, математики).
Картина мира, создаваемая наукой
Сомнения в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла и др. (кризис христианского мировоззрения и морали).
Природа – универсальная кладовая, неисчерпаемый источник материалов и энергий, всеобщая мастерская.
Появление различных школ, течений и теорий в философии
Неокантианство, позитивизм, интуитивизм и др.:
Наука имеет неограниченные возможности, в том числе и в преобразовании общественной жизни, способна к бесконечному развитию.
Характерные черты искусства XIX в.
- Отсутствие единой эстетической доминанты (род, вид, жанр).
- Начало складывания «децентрализованного», полицентрического типа художественной культуры (асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений): романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
Романтизм:
«Динамический синтез искусств» (объединил различные направления и виды искусства и литературы).
Отображение мучительного разлада между идеалом и действительностью, противопоставление реального и воображаемого мира, ретроспекция, бегство от прозы жизни.
Вера в силу красоты, искусства, которые призваны влиять на человека, изменять окружающий мир.
- Стремление к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности со всеми ее противоречиями,
- поиск правды жизни, развенчание иллюзии, мечтательности, идеализации внутреннего и внешнего мира, свойственные сентиментализму и романтизму,
- точное отображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах».
Декаданс (фр. – упадок).
Направления: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм.
Термин употреблялся для обозначения кризисных явлений в духовной культуре рубежа XIX-XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.
Значение культурных процессов XVII-XIX вв.:
- Формирование нового, индустриального типа общества
- появление естественно-правовых теорий.
- развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса
- признание ценности образования, знания (XVIII век - век Просвещения)
- ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской
- принципиальное изменение библейской картины мироздания, создание нового образа Вселенной. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца,
- повышение авторитета философии, стремление в философии опираться не на веру, а на разум, логику, факты
- мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не Божественным провидением
- научная революция XVII-XVIII вв. – формирование основ современной науки
- XIX век – век классической науки
- наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки
- многоязычность (вместо латыни), многонациональность европейской культуры, аккультурация (взаимодействие национальных культур)
- появление новых форм организации науки: научные общества, Академии наук, в т.ч. Лондонское королевское общество, Парижская естественно-научная академия
- утверждение буржуазной этики.
Русская культура (IX-XX вв.)
Исторические особенности русской культуры
- «Восток – Запад».
- Мессианское сознание – представление об особом великом предназначении России в мировой истории.
- Христианско-православное начало культуры: духовно-религиозная независимость от католической Европы; духовная объединяющая сила; консерватизм по отношению к новому в сочетании с противопоставлением Западу.
- Особая роль государственности в объединении и сохранении русского народа. Единство народа держалось на централизованной власти, а не на единстве культуры.
- Культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой.
- Разрыв между этнической и национальной культурой.
- Культурная революция в Советской России.
- Унификация и изоляция советской культуры.
- Крах советской культуры и ломка прежних исторически сложившихся стереотипов.
Традиционные установки русской культуры
- Коллективизм как культурная норма, сложившаяся в условиях крестьянской общины.
- Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к накопительству.
- Культ государства, вера в «царя-батюшку», власть в ответе за все.
- Русский патриотизм (соединение любви к Родине, родной земле с любовью к отечеству, государству).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление