Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление национальных школ в искусстве, основных художественных стилей




Барокко (ит. - вычурный, причудливый)   Отражение кризиса гуманизма. Возрождение восхищалось человеком и его быти­ем. Барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Отсюда пышность, декоративность, смешение фантазии и реальности. Дворцовые и парковые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись, скульптура, парадный портрет. Самые знаменитые представители этого стиля: Ф.Борромини (1599-1667), Л.Бернини (1598-1680).
Классицизм   В противовес барокко: ориентировался на античное наследие как норму и образец, подражал классическим образцам, основан на идеях рационализма и разумной закономерности мира.  
Идеолог классицизма во Франции Р. Декарт (1596-1650) Признавал критерием истинности познания ясность и отчетливость идей.  
Главные темы классицизма конфликт общества и лично­сти, долга и чувства, стремление изобразить и выразить геро­ические возвышенные чувства и переживания   драматургия П.Корнеля (1606-1684), Ж.Расина (1639-1699), комедии Мольера (1622-1673), поэзия Ж.Лафонтена (1621-1695), Н. Буало (1636-1711), музыка Ж.Б.Люлли (1632-1687), картины Н.Пуссена (1594-1665).
Архитектура классицизма четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и ко­лонны, сдержанный декор Садово-парковые ансамбли Западной Европы (пример: ансамбль Версаля).  
Реализм: Ориентация на идеалы Возрождения  
Голландия Живопись Ф.Халс (ок.1580-1666), Якоб ван Рейсдал (1628-1682), Рембрандт ван Рейн (1606-1669, Голландия). Питер Пауль Рубенс (1577-1640, Фландрия).
Испания Драматурги Лопе де Вега (1562-1635), М.Сервантес (1547-1616).
  XVII век - «золотой век» живописи: Эль Греко (1541-1614), Х.Рибера (1591-1652), Ф.Сурбаран (1598-1664), Д. Веласкес (1599-1660).

 

XVIII век – век Просвещения  
Основные идеи эпохи Разум и просвещение. Человек – часть природы, продукт природы. Он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности бога. Результат собственно человеческого творчества – мир культуры (законы, воспитание, мораль, искусство и т.д.).
Крупнейшие представители Просвещения Дж.Локк (Англия), Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескьё, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро (Франция), Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гёте, И.Кант, Ф.Гегель (Германия), Т.Джефферсон, Б.Франклин (США).
Попытки анализа культуры:И.Г.Гердер (1744-1803) («Идеи к философии истории человечества»): - попытка систематизации данных истории, психологии, этнографии, естественных наук с целью создания целостной картины эволюции культуры. - Идеи национальной самобытности искусства, равноценности различных эпох культуры.
Французское Просвещение На первом плане – социальная проблематика
Немецкая классическая философия Возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания (познание явлений действительности в их развитии и самодвижении)

 

 

Художественная культура: основная черта Обмирщение, светский характер
Искусство: Стиль рококо (фр. rocaille – декоративный мотив в виде раковины) Связано с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологических, пасторальных, салонно-эротических сюжетов, заимствование китайских мотивов. Воплощение в прикладном искусстве (изящные и причуд­ливые мелкие формы, филигранный, сильно стилизованный орнамент).
Буржуазное просветительство Научное знание выходит за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждения литераторов в светских салонах Лондона и Парижа.
Сентиментализм (фр. sentiment — чувство). Течение в литературе и искусстве (не имело собственной стилистической формы) Отразил разочарование результатами научно-технического развития, сомнения в установлении «царства разума». Идеал для сентиментализма – самоценность душевного состояния (в центре внимания – душевный мир человека).
Литература: С.Ричардсон (1689-1761), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Т.Грей (1716-1771), А.Ф.Прево (1697-1763).
Живопись: Ж.Б.Грез (1725-1805), О.Фрагонар (1732-1806), Ж.Б.С.Шарден (1699-1779)
Музыка: развитие светского музыкального жанра – оперы И.С.Бах (1685-1750), В.А. Моцарт (1756-1791)
Театр (XVIII век – «золотой век» театра). П.О.Бомарше (1732-1799) Атрибуты театра: социальный контекст, противопоставление истинных ценностей (любовь, дружба, честность, ум, талант) мнимым ценностям, навязанным обществом

 

XIX век  
Главная ценность индустриальной цивилизации Технический прогресс и наука. В основе научно-технического прогресса – две духовные посылки западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение); вера в активную роль его разума (Просвещение).
«Золотой век» науки Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины: М.Ф.Фарадей, Д.Масквелл (электромагнитные исследования), П.Кюри и М.Склодовская-Кюри (исследование радиоактивного излучения), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов), Г.Мендель (теория генетической наследственности), И.П.Павлов (теория условных рефлексов), Ч.Дарвин (эволюционная теория)
Особенность научного знания Сциентизм (абсолютизируется роль науки в системе культуры, прежде всего – роль естественных наук, математики).
Картина мира, создаваемая наукой Сомнения в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла и др. (кризис христианского мировоззрения и морали). Природа – универсальная кладовая, неисчерпаемый источник материалов и энергий, всеобщая мастерская.
Появление различных школ, течений и теорий в философии Неокантианство, позитивизм, интуитивизм и др.: Наука имеет неограниченные возможности, в том числе и в преобразовании общественной жизни, способна к бесконечному развитию.
Характерные черты искусства XIX в. - Отсутствие единой эстетической доминанты (род, вид, жанр). - Начало складывания «децентрализованного», полицентрического типа художественной культуры (асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений): романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
Романтизм:   «Динамический синтез искусств» (объединил различные направления и виды искусства и литературы). Отображение мучитель­ного разлада между идеалом и действительностью, противопоставление реального и воображаемого мира, ретроспекция, бегство от прозы жизни. Вера в силу красоты, искусства, которые призваны влиять на человека, изменять окружающий мир.
Литература Ж.П.Новалис, В.Гюго, В.Скотт, Э.Т.А.Гофман, Дж.Байрон, П.Б.Шелли, А.Ламартин, А.Мицкевич, Э.По, Г.Мелвилл, Г.Гейне
Музыка Ф.Шуберт, К.М.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен, Р.Шуман, Я.Л.Ф.Мендельсон
Живопись Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, Дж.Констебл, У.Тернер
Классицизм: Новое обращение к античности как пример гражданственности
Живопись Ж.О.Д.Энгр (1780-1867),), Ж.Л.Давид (1748-1825)
Архитектура Н.Леду (1736-1806)
Ампир (фр. empire, буквально – империя) – завершение развития классицизма Подчеркнуто монументальные формы. Ш.Персье, П.Фонтен
Реализм(40-е гг. XIX в.)     - Стремление к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности со всеми ее противоречиями, - поиск правды жизни, развенчание иллюзии, мечтательности, идеализации внутреннего и внешнего мира, свойственные сентиментализму и романтизму, - точное отображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах».
Литература Бальзак, Мопассан, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Гарди, Золя (социальный роман).
Живопись Т.Руссо (пейзаж), О.Домье (графика), Ж.Милле («крестьянская» живопись), Г.Курбе (многожанровое творчество)
Декаданс (фр. – упадок). Направления: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Термин употреблялся для обозначения кризисных явлений в духовной культуре рубежа XIX-XX вв., отмеченных настроения­ми безнадежности, пессимизма, упадничества.  
Значение культурных процессов XVII-XIX вв.:  
- Формирование нового, индустриального типа общества - появление естественно-правовых теорий.
- развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса - признание ценности образования, знания (XVIII век - век Просвещения)
- ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской - принципиальное изменение библейской картины мироздания, создание нового образа Вселенной. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца,
- повышение авторитета философии, стремление в философии опираться не на веру, а на разум, логику, факты - мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не Божественным провидением
- научная революция XVII-XVIII вв. – формирование основ современной науки - XIX век – век классической науки
- наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки - многоязычность (вместо латыни), многонациональность европейской культуры, аккультурация (взаимодействие национальных культур)
- появление новых форм организации науки: научные общества, Академии наук, в т.ч. Лондонское королевское общество, Парижская естественно-научная академия - утверждение буржуазной этики.

 

Русская культура (IX-XX вв.)

Исторические особенности русской культуры - «Восток – Запад». - Мессианское сознание – представление об особом великом предназначении России в мировой истории. - Христианско-православное начало культуры: духовно-религиозная независимость от католической Европы; духовная объединяющая сила; консерватизм по отношению к новому в сочетании с противопоставлением Западу. - Особая роль государственности в объединении и сохранении русского народа. Единство народа держалось на централизованной власти, а не на единстве культуры. - Культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой. - Разрыв между этнической и национальной культурой. - Культурная революция в Советской России. - Унификация и изоляция советской культуры. - Крах советской культуры и ломка прежних исторически сложившихся стереотипов.
Традиционные установки русской культуры - Коллективизм как культурная норма, сложившаяся в условиях крестьянской общины. - Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к накопительству. - Культ государства, вера в «царя-батюшку», власть в ответе за все. - Русский патриотизм (соединение любви к Родине, родной земле с любовью к отечеству, государству).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.