Рост национального самосознания и становление национальной культуры:
- синтез достижений местных школ в летописании, агиографии, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре.
- «Золотой век» живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
- Возрождение больших монументальных форм (ансамбль Московского Кремля, в создании которого участвовали итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Пьетро Солари).
XVI в.:
Архитектура
Шатровый стиль (впитал народную природу, романо-готические реминисценции (лат. - воспоминания), общекультурную символику шатровой формы, идущую от христианской древности: храм Покрова на Рву (Василия Блаженного), церковь Вознесения в селе Коломенском
Живопись
утрата достижений XV в., усиление символизма, разработка аллегорических сюжетов. Регламентация искусства государством. Обсуждение вопросов живописи на церковных соборах (постановления Стоглава).
Крупнейшие достижения
начало книгопечатания (1553), открытие типографии в Москве (1563) во главе с И.Федоровым и П.Мстиславцем;
продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана.
Русская культура от начала Нового времени до Просвещения (XVII-XVIII)
Характерные черты
культуры XVII в.
(XVII в. завершает эпоху средневековья, формирования русской нации, складывания единого русского языка).
Борьба двух тенденций: церковной и светской. Начало утверждения светских начал в культуре («обмирщение культуры»):
- в литературе — формирование демократического светского направления;
- в архитектуре — сближение облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»;
- в живописи — постепенное разрушение иконографических канонов и появление реалистических тенденций.
Просвещение и образование
1687: Славяно-греко-латинская академия (первое высшее общеобразовательное учреждение в Москве)
Литература
Светские жанры (сатира, первые сборники русских пословиц и поговорок, сказания, бытовая повесть).
Церковная оппозиция: протопоп Аввакум.
Архитектура
Московское барокко (отход от суровости и простоты средневекового зодчества).
Живопись
Зарождение жанра портрета – парсуна (от искаженного – персона) (Симон Ушаков, руководитель живописной мастерской при Оружейной палате). Вместо библейских персонажей - появление светских лиц, но еще написанных в старой иконописной манере и технике. В конце XVII в. парсуна пишется уже на европейский манер: на холсте и масляной краской.
Развитие научных знаний
Измерение земельных участков, составление географических карт, развитие медицины, арифметики, определение плодородных почв, производство оружия
Характерные черты культуры XVIII в.
- обмирщение культуры (падение влияния религии и церкви, усиление разрыва между религиозным и эстетическим сознанием),
- развитие личностного начала;
- европеизация, преодоление национальной замкнутости;
- ускорение темпов и усложнение общественного развития.
Просвещение и образование
1724: Академия наук,
- открытие светских учебных заведений: навигацкая школа, инженерная и др.;
1786: создание впервые в России государственной системы народного образования (малые народные училища в уездных городах, главные училища в губернских городах; основание двух закрытых учебных заведений: Смольный институт для дворянок, Екатерининский – для мещанок),
- реформа алфавита (создание первого в России гражданского шрифта),
- первая государственная библиотека,
- учебники (азбука; Ф.Прокопович: Первое учение отрокам; Л.Ф.Магницкий: Арифметика; М.Смотрицкий: Грамматика, часослов, псалтырь; «Юности честное зерцало»)
Наука, новые технологии
- Первые попытки написания отечественной истории.
Углубление географических знаний:
- изучение Аральского и Каспийского морей,
- подготовка описания Камчатки (В.Атласов).
- Открытие новых залежей угля, меди, серебра.
Литература:
Классицизм
- новые жанры: ода, элегия, басня, трагедия, комедия, роман.
А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков
Сентиментализм
(в конце XVIII в.)
Н.Карамзин
Архитектура
Первая половина XVIII в.:
- раннее (петровское) барокко (Доменико Трезини),
- зрелое (елизаветинское) барокко (Ф.Б.Растрелли).
Вторая половина (опора на античные традиции):
- классицизм (Ж.Б.М.Валлен-Деламот, А.Ринальди, В.Ф.Бренна, В.Баженов, М.Казаков, Д.Кваренги и др.).
Живопись
Ведущий жанр: портрет (Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский);
новое явление - гравюра (А.Ф.Зубов);
первые картины на исторические сюжеты (А.П.Лосенко)
Скульптура
Классическая скульптура (в средние века круглая скульптура была запрещена): Ф.Гордеев, Ф.Прокофьев, И.Мартос, М.Козловский, Ф.Шубин, Э.Фальконе.
Театр
1756: в Петербурге первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий» (руководитель актер Ф.Волков).
Быт
Летоисчисление от рождества Христова, новое начало нового года (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя
Движение Просвещения
Проникновение философских и общественно-политических идей западноевропейских мыслителей.
Русские просветители: А.Д.Кантемир, М.М.Щербатов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов.
Особенности русского Просвещения
- Просвещение в России не было подготовлено ее внутренним развитием,
- идеи равенства, естественной ценности человека не были имманентными (лат. immanens – свойственный чему-либо) для России этой эпохи,
- идеи Просвещения заимствовала у французов небольшая прослойка дворянства,
- идеи Просвещения столкнулись с самодержавием и крепостничеством, отсюда – «просвещенное самодержавие»,
- французское Просвещение носило светский характер, русское – не поднимало вопрос о существовании бога,
- европейское Просвещение – космополитично, русское – патриотично,
- гуманизм русского Просвещения сводился к тому, что общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке талантам из низших слоев общества.
Главное достижение XVII-XVIII вв. – высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества.
Причины культурного прогресса
(подготовлен предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами)
- культурный прогресс был связан с процессом формирования русской нации при переходе от феодализма к капитализму,
- рост национального самосознания (особенно после 1812 г.),
- аккультурация (взаимодействие с другими культурами, особенно европейской),
- взаимовлияние различных областей культуры: философии, литературы, музыки, живописи,
- усиление процесса взаимодействия между «высокой» (профессиональной) и культурой народных масс (древнерусской),
- участие в культуротворчестве интеллигенции не только из привилегированных классов, но и из среды разночинцев.
Романтизм
Интерес к национальной самобытности, Отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
В.А.Жуковский (1783-1852), Н.И.Гнедич
Живопись
О.А.Кипренский (1782-1836)
Реализм (30-40-е гг.)
отличался точным отображением типического, остротой постановки нравственных проблем, глубоким проникновением в действительность, в социальный мир людей.
А.С.Пушкин (1799-1837), М.Ю.Лермонтов (1814-1841), Н.В.Гоголь (1809-1852)
1870: товарищество передвижных художественных выставок (передвижники).
Задача: ознакомить общество с русским искусством, сделать его доступным жителям столичных городов и русской провинции.
Идейный вдохновитель: И.Крамской.
Художники-передвижники: И.Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, П.Саврасов, И.Левитан, братья Васнецовы и др.
- химия (открытия Н.И.Менделеева),
- географические исследования (открытие Антарктиды, Азия, Сибирь, Аляска и др.),
- изобретения в области электротехники (В.В.Петров: вольтова дуга, П.Л.Шиллинг: электромагнитный телеграф и мн.др.),
- изобретение радио (А.С.Попов. 1859-1905/1906),
- паровая железная дорога (отец и сын Черепановы, 1833),
- изучение быта и культуры полинезийских островов (Миклухо-Маклай),
- научные произведения (В.О.Ключевский. Курс русской истории; Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Аккультурация
- первый ученый, прославившийся за рубежом, Н.И.Лобачевский (положил начало современным представлениям о строении Вселенной),
- в Париже поставлен «Ревизор» Гоголя,
- произведения И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского получают мировую известность,
- культурный обмен между Россией и Европой приобретает двусторонний характер.
Значение «золотого века»
Русская культура приобретает мировое значение, выходит за пределы своего собственного мира
«Серебряный век».
Последняя четверть XIX-начало XX вв.
- Отказ от «социального» человека, освобождение мышления от политики и социальности.
- Создание нового менталитета: культ творчества как единственная возможность осмысления времени и «Я» в нем, тотальный индивидуализм.
- Рождение религиозно-философского Ренессанса, интереса к тайнам подсознательного, господство мистического в культуре.
- Возвращение к христианской идее справедливого, прекрасного общества.
-Время выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре: модернизм – направление в искусстве, поиск новых форм, отказ от требований к содержанию (символизм, ставший предтечей авангарда, акмеизм, футуризм, авангардизм, неоантичность)
Новые стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм.
Особенность: органическая связь между строительным материалом, конструкцией и формой, тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры.
Выставки
- Появление в России творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма.
- Выставки русских художников в Париже и Мюнхене.
- «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже.
- Открытие в Москве галерей и частных коллекций современной живописи.
Театр
Новаторы театрального искусства: К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко, основатели Московского художественного театра.
Философия
формирование двух оригинальных течений
1.Самобытная русская философия.
В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов и др.
(В.С.Соловьев: призыв к необходимости активного сотрудничества человека и Бога. Устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины).
Соловьевство породило сложное неоднозначное явление — религиозно-философский ренессанс (возрождение), неохристианские поиски, своеобразное богоискательство.
Мир должен, согласно философии «серебряного века», быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения.
2.Философия русского космизма
Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский.
(В.И.Вернадский: учение о ноосфере.
Человечество - основная сила, которая определяет своей деятельностью эволюцию Земли. На определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т.е. в сферу разума).
Причина философских исканий
Понимание того, что к 70-м г. XIX в. церковь активно встроена в собственнические отношения, политизирована, а идеи христианства вульгаризированы, т.е. заменены культом внешней обрядности.
Русское общество активно нуждалось в моральной революции, в новом развитии нравственного сознания народа.
Завершение «серебряного века»
1922: выдворение русских философов из России («философский пароход»)
Значение «серебряного века»
- Дал творческий импульс развитию отечественной и мировой культуры. Она обогатилась уроками словесного мастерства, новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д.
- Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада. Он предвосхитил экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие (Д.С.Лихачев: «Мы подарили Западу начало нашего века…»).
Октябрь 1917:
Бифуркация (переход первенства от религии к идеологии)
Особенности советской культуры
идеологизация, директивное утверждение единого художественного метода, ограничение свободы творчества, аннигиляция (уничтожение) культурных традиций, возведение массовой культуры в ранг официальной, противоречивость, неоднозначность.
Социокультурные периоды:
1918-1920
Раскол общества и деятелей культуры по их отношению к революции
20-е гг.:
Равновесие противостоящих тенденций в культуре, контакты России с русским зарубежьем:
- возможность творческого плюрализма, диалога культур, инакомыслия.
- дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого;
- появление новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, педагогике, естественных науках
массовая кампания ликвидации неграмотности населения
- начало XX в.: 29,6 % грамотных,
- 1939: 89,7%
Литература
1.Те, кто не принял революцию и создавал свои произведения за границей.
2.Те, кто принял социализм и прославлял новые достижения своей родины.
3.Колеблющиеся (то эмигрировали, то возвращались, поняв, что не могут творить в отрыве от своего народа).
Живопись (новые направления)
- абстракционизм (отказ от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике) – В.Кандинский;
- супрематизм (разновидность абстрактной живописи, основу которой составляют комбинации из простейших геометрических элементов) – К.С.Малевич;
- конструктивизм (направление, выдвинувшее на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества) – В.Е.Татлин;
- аналитическое искусство (развитие кубизма) – П.Н.Филонов;
- сюрреализм (направление, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства) - М.Шагал.
Наука
И.Павлов, Н.Вавилов, К.Циолковский, А.Чаянов
30-е гг.:
- Вытеснение независимо мыслящих деятелей культуры, массовые репрессии против интеллигенции,
- утверждение строгой иерархии жанров и тем;
- преображение на основе идеологических установок прошлого;
- утверждение метода социалистического реализма как единственно допустимого,
- проведение кампании за преодоление в искусстве «формализма» и «натурализма» (обвинение в формализме Д.Шостаковича, С.Эйзенштейна, Н.Заболоцкого, Ю.Олеши, И.Бабеля);
- усиление контроля за культурной жизнью (создание творческих союзов, вне которых работа деятелей культуры была невозможна; создание органов, осуществлявших централизованное руководство культурой);
- классовый подход в системе образования.
Великая Отечественная война
Особая роль литературы и искусства в пропаганде патриотизма и исторических традиций защиты Отечества.
40-е (вторая половина) - начало 50-х:
- идеологические кампании (объекты партийной критики: М.Зощенко, А.Ахматова и др.);
- усиление изоляции советской культуры от мировой (закрытие Музея нового западного искусства)
50-е (вторая половина) – начало 80—х гг.:
Постепенное противоречивое развитие культуры:
«Оттепель» в культурной жизни:
- время духовного обновления (поэтические вечера в Политехническом музее; открытие театра «Современник»; первые выставки западных художников; учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского; издание новых литературных журналов).
- В то же время: осуждение поисков в области новых художественных форм, запрет идеологического плюрализма (встречи Н.С.Хрущева с представителями интеллигенции).
Со второй половины
80-х гг.:
- борьба между сторонниками разных путей развития России и культуры,
- начало гласности, снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок,
- расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание.
Следствия противоречивого развития культуры
- Сохранение архетипа русского человека (вера в идеал даже на безрелигиозной почве, нацеленность на будущее, ориентация на государство, на харизматического лидера),
- развитие российской науки (физика, атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика, авиация),
- Нобелевские премии: Б. Пастернак (1958), М.А. Шолохов (1965), А.И. Солженицын (1970), И.А. Бродский (1987),
- появление с конца 60-х г. нового пласта в художественной культуре, не соответствовавшего канонам социалистического реализма («неофициальное искусство», андеграунд),
- углубление конфликта между властью и интеллигенцией, движение диссидентов. Основные требования: свобода слова, творчества, соблюдение прав человека,
- процесс политизации культуры в конечном счете привел к категоричности оценок сложных культурных явлений, их примитивизации, к подавлению инакомыслия и творческого новаторского подхода, к кризису официального искусства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление