понятие
| Определение
|
Аберрация
| Искажение, изменение видимого положения
|
Адаптация
| Приспособление к условиям жизни, среде обитания
|
Аккультурация
| Взаимовлияние культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа
|
Аксиологический (лат.)
| Имеющий отношение к ценностным ориентациям
|
Амбивалентный
| Двойственный, порождающий различные смыслы
|
Андеграунд
| Оппозиционное, контркультурное течение
|
Анимизм
| Наделение природных явлений и объектов человеческими качествами, их одушевление.
|
Антропология
| Наука о происхождении и эволюции человека
|
Антропоморфизм
| Принцип уподобления человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, животных, мифологических персонажей
|
Антропоцентризм
| Воззрение, в соответствии с которым человек – центр и высшая цель мироздания
|
Ареал
| Область распространения какого-либо явления
|
Артефакт
| Материальные и духовные реальности, созданные человеком (искусственно созданные предметы и явления)
|
Архаика
| Ранний этап развития
|
Архетип
| «первообразы», сформировавшиеся в глубокой древности базовые структуры, составляющие содержание «коллективного бессознательного».
Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, зашифрованы в мифах. Они могут проявляться в снах, фантазиях, галлюцинациях, оцениваются как возможный источник непроявленного (интуитивного) знания.
Ввел это понятие в культурологию К.-Г.Юнг.
|
Ассимиляция
| Слияние одной культуры с другой вследствие усвоения ее языка, обычаев и утраты своей специфики
|
Веды
| Памятники древнеиндийской литературы (рубеж II-I тыс. до н.э.): сборники гимнов, теологические трактаты
|
Вербальный
| Устный, словесный
|
Возрождение
(фр. Ренессанс)
| Культурно-историческая эпоха, знаменующая переход от Средневековья к Новому времени
|
Гетерогенный
| Неоднородный по составу
|
Гносеология
| Теория познания
|
Даршана
| Философия
|
Деструкция
| Разрушение, нарушение, уничтожение целостности
|
Диверсификация
| Разнообразие
|
Доминанта
| Основной признак, главенствующая идея
|
Дуализм
| Двойственность, раздвоенность
|
Европоцентризм
| Оценка культуры в обязательной сопоставимости с достижениями европейской цивилизации
|
Инкультурация
| Процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей
|
Инновация
| Новые достижения, изобретения, открытия; нововведения
|
Картина мира (условный термин)
| Система миропредставлений, свойственных обществу.
Важнейшие компоненты картины мира: культурные нормы и ценности, система образов и представлений, способы мировоззрения, культурные архетипы
|
Контркультура
| Культура, противостоящая официальной
|
Креативность
| Творческая, созидательная деятельность; создание нового
|
Культурамакросреды
| Культура, существующая в макросреде (цивилизации, обществе или крупной социальной группе: нация, класс).
Главные ориентиры для развития макросреды на ранних этапах может определять материальная культура. В более позднем и развитом состоянии архетипы жизнедеятельности в макросреде определяет духовная культура
|
Культура микросреды
| Культура семьи или любой группы, сплоченной каким-либо фактором, где необходима своя система знаков и трансляции: семья, возрастная грппа, профессиональное объединение, трудовой коллектив и т.д.
Культура микросреды опирается на обычаи и традиции, но при этом она мобильно реагирует на новации
|
Культурная аккумуляция
| Прибавление новых элементов к существующей культуре; процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур
|
Культурные универсалии
| Явления, признаки, свойственные всем без исключения культурам (независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства); общие понятия
|
Культурогенез
| Происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры
|
Латентный
| Скрытый, внешне не проявляющийся
|
Локальные культуры
| Культуры строго определенного региона
|
Магия
| (Волшебство, колдовство), вера в способность человека воздействовать на окружающий мир с помощью заклинаний
|
Маргинализация
| Процесс развития «пограничных» культурных явлений, находящихся «на краю» культурной системы
|
Миф
| Сообщение
|
Морфология
| Структура, форма, строение культуры
|
Неформал
| Человек, находящийся в осознанной оппозиции к современной культуре
|
Ноосфера (В.И.Вернадский)
| Сфера разума
|
Норма
| Общепризнанное установление; общее правило
|
Онтология
| Учение о бытии
|
Осевое время (К.Ясперс)
| Духовный процесс, самоосознание человека (середина 1 тыс. до н.э.)
|
Парадигма (греч. пример, образец)
| Теория или модель, принятая в качестве образца решения исследовательских задач
|
Постмодернизм
| Совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства (70-0-е гг. XX в.).
Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации.
Постмодернистское мышление отказывается от «тотальных», «сущностных» тенденций в науке; настаивает на множественности форм культуры и не считает, что общество и культура развиваются по восходящей линии.
Содержание культуры в постмодернистской парадигме меняется: она допускает смешение разнообразных принципов и стилей, культивирует эзотеричность и иррационалистические воззрения и движения. Исчезает культурная иерархия (система соподчинения). Культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей.
Эстетика постмодернизма разрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтирует некий коллаж, состоящий из разномастных и разносмысловых кусков. Ассиметрия, карнавал, игра, ирония идеализируются.
Специалисты считают, что постмодернизм осуществляется именно в культуре и через культуру, являясь симптомом коренного обновления человеческого общества.
Наиболее яркие проявления: абстракционизм, авангардизм (оп-арт, поп-арт, перформанс, инсталляция, боди-арт – направлены на эстетизацию и дизайн бытовых вещей)
|
Сакральный
| Священный
|
Секуляризация
| Освобождение от церковного влияния
|
Семиотика
| Наука о свойствах знаковых систем
|
Символ (греч. знак)
| Предмет, явление, служащие условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи. Знак наделен многозначностью смыслов, создает целостный образ мира
|
Синергетика (греч. совместное действие)
| Комплексная дисциплина, занятая поисками единства процессов – в неживой, живой и социальной среде
|
Синкретизм
| Слитность, нерасчлененность человека, общества, природы
|
Соборность
| Духовное единение на основе православных ценностей
|
Социализация
| Процесс усвоения индивидом знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу
|
Социокультурный мир
| Общество со свойственным ему особым типом культуры
|
Ступа
| Буддийский храм в форме полусферы
|
Субкультуры
| Малые культурные миры; неосновные, подчиненные культурные системы
|
Суггестия
| Внушение
|
Сциентизм
| Мировоззрение, рассматривающее науку в качестве главного фактора прогресса
|
Сюрреализм
| Направление, провозгласившее главной целью изображение сферы бессознательного
|
Табу
| Запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово (у первобытных народов)
|
Талион
| Возмездие, мера наказания, определяемая в соответствии с причиненным вредом
|
Теология
| Богословие
|
Тотемизм
| Вера в кровнородственную связь с каким-либо растением или животным
|
Фатальность
| Неизбежность
|
Феномен
| Уникальное, необычное явление
|
Фетишизм
| Поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами
|
Флуктуация
| Отклонение, колебание
|
Фольклор
| Устное народное творчество
|
Цивилизация
| Синоним культуры; умирающая культура (О.Шпенглер); стадия развития, следующая за варварством (Л.Морган; Ф.Энгельс); общество, основанное на началах разума и справедливости (философы-просветители)
|
Эзотерика
| Учение о тайных знаниях, предназначенных только для посвященных
|
Экзотерика
| Учение, не представляющее тайны, предназначенное и для непосвященных
|
Эклектика
| Отсутствие единства, целостности, сочетание разнородных элементов
|
Элиминация (лат. – изгонять)
| 2. исключение, удаление, устранение
|