Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Философия хозяйства в системе философского знания

К теме 1

Контрольные вопросы

1. Что понимается под философией хозяйства?

2. Мир хозяйства или мир экономики?

3. В чем заключается мировоззренческое и методологическое значение философия хозяйства?

4. Основные категории философии хозяйства?

5. Постиндустриальное общество и проблемы и проблемы философии хозяйства?


Философия хозяйства как научная дисциплина представляет собой область исследования общих, глубинных процессов, происходящих в хозяйственной сфере. В ее русле разрабатываются современные стратегии философского осмысления экономической деятельности. Философия хозяйства представляет собой философскую теорию о хозяйстве и является частью философского знания в целом, так же как философия права, религии, искусства и т.д.

Философия хозяйства изучает не сам производственный процесс, а то, как хозяйство воздействует на человека, его развитие, прежде всего духовное, на осознание человеком своего места в этом мире, а также взаимоотношения с другими людьми и различными идеальными образованиями.

Известно, что в философии нет короткого пути к достижению истины. Это, как правило, многоуровневый анализ, предполагающий несколько подходов, кругов, постепенное приближение к истине. Путь к истине также не является простым и быстрым. Примером является философия хозяйства С.Н. Булгакова, у которого путь к истине лежит через три сферы: научно-эмперическую, трансцендентально-критическую и метафизическую. Сам автор объясняет это так: «Ибо то, что в области эмпирической составляет предмет «опыта», ставит проблемы науке, а рассматриваемое со стороны познавательных форм является построением «трансцендентального субъекта», – бытийными своими корнями уходит в метафизическую землю».

Философия хозяйства, по мнению Булгакова С.Н., наряду с исследованием общих предпосылок деятельности также важной задачей считает и анализ экономического мышления.

Эту дисциплину интересует общее в отношениях человека и природы, человека и культуры, одним словом отношения в триаде: природа, человек, культура. Для философии важно специфическое – неэкономическое понимание хозяйства. Согласно такому пониманию, хозяйство есть само бытие, но у хозяйства всегда есть субъект – хозяйствующий субъект.

Философия хозяйства как научная дисциплина исследования общих, глубинных процессов представляет собой область исследования общих, глубинных процессов в экономике. Этот анализ осуществляется на основе философских традиций. Во-первых, речь идет о гносеологической трактовке экономических знаний. Это означает стремление выявить и описать фактически сложившиеся структуры экономического знания и их адекватность объективным реалиям.

Во-вторых, философия выступает как методологическая база для рассмотрения экономических проблем. Принципиальное значение здесь приобретают знания законов и категорий диалектики, конкретно – исторический подход к выяснению экономической жизни.

Существенную роль в анализе экономики играет философский принцип системности. Он требует обнаружения многоразличных сторон предмета, их единство, раскрытие элементов структуры. Он ориентирует познающего субъекта ставить в центр осмысления представление о целостности. В этом плане рассмотрение экономических систем и явлений предполагает их анализ в связи с другими социальными системами (политическими, правовыми, религиозными и т.д.).

Все это связанно с процессом междисциплинарного синтеза в области гуманитарных наук, где решающую роль играет философия.

Междисциплинарность следует понимать на основе принципа взаимодополнительности. Отношение между гуманитарными науками не должны строиться по принципу субординации, а должны основываться на принципе дополнительности. Принципы одних наук должны адекватно адаптироваться в рамках других наук, а от этого выигрывает наука в целом. Другими словами, следует стремиться к кооперативному (синергетическому) эффекту, которого можно достигнуть, несмотря на существующие сложности и противоречия.

В последней трети ХХ века индустриальная цивилизация, в основе культурного кода которой лежит принцип «научно обоснованной» организации природной и социальной среды, подходит вплотную к пределам, за которыми человеческая жизнь начинает подвергаться сильнейшим перегрузкам, деформациям и кризисам. В настоящее время можно наблюдать такие явления, как экологический и антропологический кризисы, процессы отчуждения человека, изобретение новых средств массового уничтожения – все это в совокупности грозит гибелью всему человечеству.

На переломном этапе развития цивилизации требуется новая система ценностей. Их поиск должен идти так, чтобы каждая цивилизация, каждая культура это осознавала и вносила свою лепту в этот процесс. Поэтому современное социально-гуманитарное знание в рамках диалога цивилизаций и культур должно более углубленно разрабатывать эту проблему, особенно опираясь на данные таких междисциплинарных наук, как культурология, конфликтология, социальная психология, социальная экология. Это позволит создать приемлемую систему ценностей ХХI века. Видимо, для этого понадобится духовная революция, сопоставима с той, которая прошла в эпоху Ренессанса и Реформации. В этом процессе роль философии хозяйства будет возрастать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Предмет, структура функции философии хозяйства | Тема 3. Хозяйство и экономика: научная картина экономической реальности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.