Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное обеспечение социально-культурного управления




Тема 15. Информационная культура организации

1.Информационное обеспечение социально-культурного управления.

2.Типы информационных культур.

3. Информационная культура руководителя как потенциал развития организации.

В настоящее время общество перешло из века постиндустриаль­ного в информационный, где огромные массивы информации, на­копленные организациями, становятся их социокультурным насле­дием, доступ к которому возможен при помощи новых информаци­онных технологий.

Осознавая важность информационной составляющей современ­ной жизни, неизбежность и острую необходимость скорейшего вхож­дения российских организаций в общемировое информационное про­странство, нельзя не понимать того, что этот процесс предполагает повышение не просто общего культурного уровня руководителей, сотрудников, потребителей, но целенаправленное повышение уровня их информационной культуры.

Информационная культура организации, как и информационный менеджмент, представляет собой новое направление, требующее се­рьезного внимания, поскольку, уже сейчас значимую роль в органи­зационном развитии играет качество доступа к информации и нали­чие необходимых навыков у персонала использования новых инфор­мационных технологий, т.е. наличие определенного уровня инфор­мационной культуры личности. Информационная культура личности является одной из составля­ющих общей культуры организации. Она связана с социальной при­родой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей.

Проблема, возникающая в связи с широким распространением современных информационных технологий, помимо очевидной для всех технической стороны имеет еще один, чаще остающийся в тени, но не менее важный аспект — гуманитарный.

Понятие «информация» в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых категорий современной научной мысли и встре­чается практически во всех областях научного знания.

Проблема использования всех знаний человечества в качестве информации является одной из ключевых в понимании сущности процесса управления организациями и использования информаци­онных ресурсов. Проблема неумения пользоваться имеющейся ин­формацией требует более детального исследования мотиваций при­нятия решений об использовании этого знания в качестве информа­ции и, как следствие, исследования потребностей в информации.

Под информацией понимают сведения, полученные в результате пе­реработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлека­ется информация.

Особое место понятие «информация» заняло во многих социальных науках — теории управления, экономике, политике и т.д.

Социальная информация — ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребнос­тей общества на основе применения информационных технологий.

Информация классифицируется по различным основаниям.

Человечество за все время своего существования выработало ог­ромные духовные и материальные ценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов, духовной и материальной культуры на­родов. Все эти разнообразные достижения представлены в виде зна­ния, которое зачастую не используется, не бывает востребовано и впоследствии теряется. Для того чтобы стать достоянием общества, знание должно быть превращено в информацию, отчуждено от свое­го непосредственного носителя, выражено в символьной форме и за­фиксировано в материальном носителе.

Информация в противоположность знанию не связана с конкрет­ной личностью, она равно доступна всем, хотя возможности превра­тить ее в знание у каждого свои, опирающиеся на личный опыт.

Информационно-когнитивный процесс включает в себя два ас­пекта: превращение личностного знания в информацию и последую­щее извлечение, воссоздание этого знания из информации. В позна­вательной цепочке: «знание — информация как превращенное знание — новое знание» наиболее слабым звеном является неумение находить и брать нужную информацию, использовать ее.

Итак, информационное общество — это цивилизация, в основе раз­вития и существования которой лежитособая субстанция, условно именуемая информацией, обладающая свойством взаимодействия как с духов­ным, так и с материальным миром человека.

Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует матери­альную среду жизни человека, выступая в роли инновационных тех­нологий, компьютерных программ и т.п. С другой стороны, она вы­ступает основным средством межличностных взаимоотношений, по­стоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе пе­рехода от одного человека к другому.

Другими словами, информация одновременно определяет и со­циально-культурную жизнь организации, и ее материальное бытие.

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хра­нения, переработки и использования) в управлении организациями, социальными процессами, имеющими место в любой организации.

Субъект управления также должен быть информирован о резуль­татах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий.

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация) и пото­ки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Внутренняя информация обеспечивает взаимодействие между зве­ньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их дви­жение к стоящей перед системой общей цели. Внешняя информация устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Важнейшим средством получения достоверной информации в организации является не только широкое использование техничес­ких (компьютерных) средств получения информации, но и формиро­вание нового типа культуры — гуманитарно-технологической.

Именно информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать мировые, национальные и региональные информационные ресурсы общества, которые сегодня становятся та­ким же стратегически важным фактором развития цивилизации, как полезные ископаемые, энергия, материальные и людские ресурсы.

Информационные технологии играют сегодня исключительно важ­ную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

Словом, информатизация оказывает столь сильное влияние на экономическую, социальную, научно-техническую и культурную сфе­ры жизни современной организации, что ученые справедливо квали­фицируют ее как социотехнологическую революцию, возможные по­следствия которой еще недостаточно изучены и осознаны.

В настоящем и в будущем российским управленцам предстоит решать проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе, где решающую роль будут играть не вещество и энергия, а информация и научные знания. Уже сегодня они рассматриваются специалистами в качестве приоритетных факторов, которые будут определять не только общий стратегический потенциал общества, но и перспективы его дальнейшего развития.

Следует отметить, что, как и всякое новшество, информацион­ные технологии несут в себе и новые опасности, они могут служить и дестабилизирующим фактором. Все зависит от того, в чьих руках они окажутся. Так, появление информационной техники дает широкую возможность вмешиваться в личную жизнь людей, подрывать без­опасность организаций, манипулировать поведением людей и т.п. Все это требует разносторонних мер защиты информационного поля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.