КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационное обеспечение социально-культурного управления
Тема 15. Информационная культура организации 1.Информационное обеспечение социально-культурного управления. 2.Типы информационных культур. 3. Информационная культура руководителя как потенциал развития организации. В настоящее время общество перешло из века постиндустриального в информационный, где огромные массивы информации, накопленные организациями, становятся их социокультурным наследием, доступ к которому возможен при помощи новых информационных технологий. Осознавая важность информационной составляющей современной жизни, неизбежность и острую необходимость скорейшего вхождения российских организаций в общемировое информационное пространство, нельзя не понимать того, что этот процесс предполагает повышение не просто общего культурного уровня руководителей, сотрудников, потребителей, но целенаправленное повышение уровня их информационной культуры. Информационная культура организации, как и информационный менеджмент, представляет собой новое направление, требующее серьезного внимания, поскольку, уже сейчас значимую роль в организационном развитии играет качество доступа к информации и наличие необходимых навыков у персонала использования новых информационных технологий, т.е. наличие определенного уровня информационной культуры личности. Информационная культура личности является одной из составляющих общей культуры организации. Она связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Проблема, возникающая в связи с широким распространением современных информационных технологий, помимо очевидной для всех технической стороны имеет еще один, чаще остающийся в тени, но не менее важный аспект — гуманитарный. Понятие «информация» в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых категорий современной научной мысли и встречается практически во всех областях научного знания. Проблема использования всех знаний человечества в качестве информации является одной из ключевых в понимании сущности процесса управления организациями и использования информационных ресурсов. Проблема неумения пользоваться имеющейся информацией требует более детального исследования мотиваций принятия решений об использовании этого знания в качестве информации и, как следствие, исследования потребностей в информации. Под информацией понимают сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация. Особое место понятие «информация» заняло во многих социальных науках — теории управления, экономике, политике и т.д. Социальная информация — ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий. Информация классифицируется по различным основаниям. Человечество за все время своего существования выработало огромные духовные и материальные ценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов, духовной и материальной культуры народов. Все эти разнообразные достижения представлены в виде знания, которое зачастую не используется, не бывает востребовано и впоследствии теряется. Для того чтобы стать достоянием общества, знание должно быть превращено в информацию, отчуждено от своего непосредственного носителя, выражено в символьной форме и зафиксировано в материальном носителе. Информация в противоположность знанию не связана с конкретной личностью, она равно доступна всем, хотя возможности превратить ее в знание у каждого свои, опирающиеся на личный опыт. Информационно-когнитивный процесс включает в себя два аспекта: превращение личностного знания в информацию и последующее извлечение, воссоздание этого знания из информации. В познавательной цепочке: «знание — информация как превращенное знание — новое знание» наиболее слабым звеном является неумение находить и брать нужную информацию, использовать ее. Итак, информационное общество — это цивилизация, в основе развития и существования которой лежитособая субстанция, условно именуемая информацией, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т.п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Другими словами, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь организации, и ее материальное бытие. Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении организациями, социальными процессами, имеющими место в любой организации. Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий. Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация) и потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация). Внутренняя информация обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Внешняя информация устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие. Важнейшим средством получения достоверной информации в организации является не только широкое использование технических (компьютерных) средств получения информации, но и формирование нового типа культуры — гуманитарно-технологической. Именно информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать мировые, национальные и региональные информационные ресурсы общества, которые сегодня становятся таким же стратегически важным фактором развития цивилизации, как полезные ископаемые, энергия, материальные и людские ресурсы. Информационные технологии играют сегодня исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Словом, информатизация оказывает столь сильное влияние на экономическую, социальную, научно-техническую и культурную сферы жизни современной организации, что ученые справедливо квалифицируют ее как социотехнологическую революцию, возможные последствия которой еще недостаточно изучены и осознаны. В настоящем и в будущем российским управленцам предстоит решать проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе, где решающую роль будут играть не вещество и энергия, а информация и научные знания. Уже сегодня они рассматриваются специалистами в качестве приоритетных факторов, которые будут определять не только общий стратегический потенциал общества, но и перспективы его дальнейшего развития. Следует отметить, что, как и всякое новшество, информационные технологии несут в себе и новые опасности, они могут служить и дестабилизирующим фактором. Все зависит от того, в чьих руках они окажутся. Так, появление информационной техники дает широкую возможность вмешиваться в личную жизнь людей, подрывать безопасность организаций, манипулировать поведением людей и т.п. Все это требует разносторонних мер защиты информационного поля.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |