КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы становления современного менеджмента
Становление современного менеджмента приходится на начало ХХ века. 1. Школа научного управления (Тейлоризм (Фредерик Тейлор)). В 1911 году Тейлор выпустил книгу «Принципы научного управления». Предложил научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Основными элементами данной системы были: математический способ вычисления себестоимости, хронометраж, дифференцированная система организации труда, способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки. Постулатами тейлоризма: a. изучение и классификация всех действий работника в процессе выполнения задания. Поиск самых эффективных; b. тщательное обучение и отбор работников, увольнение всех, кто не справляется с работой; c. материальные поощрения скорости и точности работы; d. сотрудничество рабочих и администрации. Равное распределение труда между рабочими и администрацией. Каждый выполняет те функции, которые лучше получаются. Тейлоризм это совокупность методов организации и нормирования труда, управления производственными процессам, подбора и расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения расходования ресурсов и повышение их производительности труда. Организационно-технологический подход получил дальнейшее развитие в трудах Гарингтона Эммерсона, Фредерика и Лилии Гилберт, Генри Форда. 2. Административная (классическая) школа управления. Основатель Анри Файоль, который сформулировал основные принципы управления: Ø Разделение труда; Ø Полномочия и ответственность; Ø Дисциплина; Ø Единоначалие; Ø Единство руководства; Ø Подчиненность общих интересов общим; Ø Вознаграждение; Ø Централизация; Ø Скалярная (иерархия) цепь; Ø Порядок; Ø Справедливость; Ø Стабильность рабочего места для персонала; Ø Инициатива; Ø Корпоративный дух. Основной вклад классической школы заключается в рассмотрении предприятия, как сложной системы – материальной и социальной. Это позволяет анализировать предприятие в целом, однако, основной недостаток – игнорирование отдельного работника и его потребностей. 3. Школа человеческих отношений. Основателями школы являются Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. В отличие от классической школы, школа человеческих отношений рассматривает работника и его мотивацию, как основой элемент в управлении. Особая заслуга принадлежит Элтону Мэйо. Он доказал, что на производительность труда влияют не только материальные, но и социальные, психологические факторы. Дуглас МакГрегор разработал теорию ««Х» и «У»». По теории «Х» персонал пассивен, стремится уклониться от обязанностей и его нужно заставлять работать. Управление персоналом по теории «У» основано на творческом подходе, самоконтроле и самоорганизации. МакГрегор доказал ошибочность теории «Х» в большинстве случаев и пришел к выводу, что задачей руководителя является управление таким образом, когда работник достигает целей предприятия, одновременно со своими. В настоящее время данная теория переросла в теорию «баланса интересов и ответственности». 4. Школа науки управления (количественная школа). С 40-х годов словесные рассуждения стали заменяться количественными методами, математическими зависимостями, алгоритмами, моделями. Количественная школа использовала два основных подхода в управлении: ü Рассматривать производство, как сложную социальную техническую систему и предусматривает использование системного процессного и ситуационного подходов; ü Предполагает исследование проблем управления на основе системного анализа с использованием кибернетического подхода.
Процессный подход Рассматривает управление, как непрерывный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций для достижения поставленной цели. К числу основных функций можно отнести: ü Прогнозирование – анализ вариантов развития на основе выявленных тенденций; ü Планирование – определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата; ü Организация и регулирование – создание структуры, обоснование параметров деятельности и распределение прав, полномочий и ответственности; ü Мотивация – от принуждения до самодеятельности, когда само выполнение работы является ценностью для работника и удовлетворяет его потребности; ü Контроль – измерение и оценка фактических результатов; Сопоставление их с плановыми; Воздействие; ü Анализ – выявление причин отклонения и предложение мер по их устранению. Системный подход Предприятие – сложная социально-техническая система открытого типа. Основными элементами данной системы являются цели, структура, технология, техника и люди. Каждый элемент представляет собой систему. Содержание системного подхода сводится к следующему: ü Четкое определение целей; ü Количественная оценка целей, методов и средств их достижение; ü Достижение наилучшего результата при наименьших затратах. Ситуационный подход Ситуационный подход исходит из того, что пригодность различных методов определяется ситуацией. Т.е. самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего подходит для данной ситуации. Основной проблемой подхода является анализ ситуации. Для этого используют различные модели, которые учитывают кол-во ситуационных переменных, правильность интерпритации. Однако невозможно выяснить и проанализировать все множество ситуаций. Поэтому необходимо определить среди них наиболее значимые, определяющие успех организации.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |