Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные цели и задачи, решаемые современными направлениями прикладной психологии




Последействия воздействия на человека ЧС изучает «Психология катастроф» (Психология экстремальных ситуаций) одно из современных направлений прикладной психологии. Этот раздел психологии («Психология экстремальных ситуаций»):

1. Разрабатывает теоретические проблемы, связанные с оценкой, прогнозированием и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях с реальной витальной угрозой;

2. Решает актуальные задачи по сохранению психического здоровья населения в зоне чрезвычайных ситуаций, а также участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами является разработка и совершенствование:

медико-психологической помощи в чрезвычайных ситуациях (комплекса медицинских и психологических мероприятий, осуществляемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и направленных на купирование острых психических расстройств, нормализацию функционального состояния пострадавших и лиц, принимающик участие в работах по ликвидации последствий ЧС, а также последующую их медико-психологическую коррекцию и реабилитацию).

оценки психофизиологической «цены» деятельности (степень изменения в процессе профессиональной деятельности соотношения между исходным, текущим и предельным состоянием функциональных систем организма человека, обеспечивающих ее выполнение)

изучение механизмов развития и купирования экстремальных состояний – (состояний человека, которые возникают в ответ на воздействия внешних экстремальных эколого-профессиональных факторов среды и характеризуются явлениями предельного напряжения механизмов адаптации с формированием обратимых явлений дезадаптации

изучение механизмов формирования преморбидных состояний (состояния всех разновидностей крайних форм «пограничных» состояний между здоровьем и болезнью, за исключением психиатрической клиники).

 

Так как «Психология экстремальных ситуаций» изучает особенности функционального состояния пострадавших в ЧС и лиц, принимающих участие в работах по ликвидации последствий этих ситуаций, следует особо остановится на основных различиях между понятиями: «Экстремальные ситуации» и «Деятельность в экстремальных условиях», так как несмотря на похожесть в терминах, между ними существуют принципиальные различия (таблица 1).

Таблица 1.

Основные различия между понятиями: «экстремальные ситуации» и «деятельность в экстремальных условиях».

 

Критерий Экстремальные ситуации Деятельность в экстремальных условиях
1. Внезапность возникновения Возникают всегда внезапно, неожиданно для человека Деятельность осуществляется планово, возникновение экстремальных ситуаций и воздействие экстремальных факторов ожидаемо
2. Время воздействия экстремальных факторов Воздействие экстремальных факторов относительно кратковременно Воздействие факторов экстремальных условий деятельности относительно долговременно
3. Мотивы поведения деятельности человека Основным мотивом поведения является стремление спасти жизнь себе и своим близким Основной мотив поведения-выполнить профессиональные обязанности. Мотив самосохра-нения является одним из сопутствующих мотивов и в ряде случаев подавляется человеком
4. Степень осознанности поведения У подавляющего большинства степень осознанности поведения и контроля за ним снижена Поведение в большинстве случаев осознано и контролируется
5. Степень активности поведения Поведение человека в большинстве случаев носит реактивный характер Поведение человека активно и обусловлено прежде всего внутренними установками и корпоративными требованиями
6. Степень готовности к воздействию экстремаль-ных факторов Большинство людей оказываются не готовы к возникновению экстремальных ситуаций Подготовка к деятельности осуществляется заблаговременно

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.