Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поражающие факторы, воздействующие на пострадавших в чрезвычайных ситуаций




Особенности психофизиологического состояния пострадавших в чрезвычайных ситуациях и лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий ЧС.

(по: Everstlne D. & Everstine L. THE TRAUMA RESPONSE.New York, W.W.Norton,1У93).

(Первая Российско-Американская Школа по работе с посттравматическим стрессом. Институт Гармония-Olympia Institute. Ben Colodzin. Ph.D. Jean Covendish, M.D. Виктор Коган, д.м.н. МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ. 3-12.10. 1995 г. СПб.: Гармония, 1995.).

1. Внезапность: Лишь немногие чрезвычайные ситуации развиваются постепенно, и есть возможность предупреждения потенци­альных жертв: например, постепенно достига­ющие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно более разрушительно для жертв.

2. Отсутствие похожего опыта: поскольку бедствия и катастро­фы редки - люди часто учатся переживать их на пике мо­мента; даже после травмы поддержка или руководство могут быть бо­лезненными или запаздывать.

3. Длительность: этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может и спадать медленно, а землетрясение длится несколько секунд и приносит го­раздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв некоторых продол­жительных ЧС (например, в случаях захвата заложниов) травмати­ческие эффекты могут умножаться с каждым последующим днем («Норд-Ост», «Беслан»).

4. Недостаток контроля: никто не в состоянии контролировать события во время природных катастроф; может пройти немало време­ни, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные собы­тия повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется дол­го, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки выученной беспомощности.

5. Горе и утрата: жертвы катастроф могут оказаться разлучен­ными с любимыми или потерять кого-то погибшими; самое, вероятно, худшее - это пребывать в ожидании открытия всех возможных утрат. Кроме того, жертва может из-за катастрофы потерять свои социаль­ную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченно­го.

6. Постоянные изменения: разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совер­шенно новых и враждебных условиях.

7. Экспозиция смерти: даже короткие угрожающие жизни ситуа­ции могут изменить личностную структуру человека. Повторяющиеся столкновения со смертью могут при­водить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. Высоко веро­ятен при близком столкновении со смертью тяжелый экзистенциальный кризис.

8. Моральная неуверенность: жертва катастрофы может оказать­ся пред лицом необходимости принимать связанные с системой цен­ностей решения, способные изменить жизнь - например, кого спа­сать, насколько рисковать, кого обвинить.- 4 9. Поведение во время события: каждый хотел бы выглядеть на­илучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может пресле­довать человека очень долго после того, как другие раны уже затя­нулись.

10. Масштаб разрушений: после катастрофы переживший ее, ско­рее всего, будет поражен тем, что натворила катастрофа с его ок­ружением и социальной структурой. В той мере, в какой новые куль-туральные правила или нормативное поведение обусловлены происшед­шим, человек может быть вынужден адаптироваться к ним или остать­ся чужаком; в последнем случае, эмоциональный ущерб может соче­таться с социальной оскорбительностью.

 

Во всех случаях, поражающие факторы, воздействующие на пострадавших в чрез-вычайных ситуациях, находят свое проявление формированием синдроматики ОРС и ПТСР.

 

3.2. Особенности психофизиологического состояния лиц, осуществляющих д еятельность в экстремальных условиях

В последние годы заметно повысился интерес к проблемам адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Особенно актуальной данная проблема является для «силовых» министерств и ведомств (Министерство обороны, МВД, МЧС и др.), так как профессиональная деятельность специалистов этих структур зачастую протекает в экстремальных условиях, с реальной витальной угрозой. Особенно это находит свое проявления в случаях привлечения данных специалистов к работам по ликвидации последствий ЧС.

Адаптация человека к экстремальным условиям профессиональной деятельности имеет ряд особенностей и закономерностей, отличающих таковую от профессиональной адаптации в обычных условиях. Если в обычных условиях деятельности основными адаптогенными факторами являются в основном природные или социальные условия среды, то в условиях экстремальной деятельности на специалистов экстремальных видов профессий воздействует целый комплекс как неблагоприятных экологических факторов и специфических условий профессиональной деятельности, а также и ряд социальных и психологических факторов, которые достаточно быстро вызывают у данной категории специалистов явления дезадаптационных расстройств.

При этом, если гражданский специалист не может адаптироваться к необычным условиям профессиональной деятельности, он вправе от нее отказаться. Специалисты экстремальных видов деятельности, зачастую не имеют такого права.

Основными адаптогенными факторами, воздействующими на специалистов в экстремальной обстановке являются:

· климато-географические факторы региона, где осуществляется профессиональная деятельность (воздействие на организм человека высоких и низких температур окружающего воздуха, гипоксического фактора при деятельности в условиях высоко-среднегорья и др);

· профессиональные факторы (хроническое психическое напряжение, вызванное реальной витальной угрозой, многосуточная, ненормированная физическая нагрузка; отсутствие полноценного отдыха);

· дополнительное воздействие на организм специалистов экстремальных профессий неблагоприятных факторов обитаемости в подвижных объектах техники - физических и химических факторов: шума, вибрации, разнонаправленных ускорений, продуктов ГСМ, углекислого и угарного газов и др.);

· социально-психологические факторы (бытовые неудобства, связанные с особенностями размещения, питания и водоснабжения; относительная сенсорная и информационная изоляция; длительный отрыв от семей, привычных условий жизни и др.).

Среди психологических факторов, формирующих дезадаптационные нарушения у специалистов, осуществляющих деятельность в экстремальных условиях, следует выделить:

· измененная афферентация – резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека, отсутствие каких-либо привычных для данного индивида раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей (афферентная монотония);

· ограничение личностно-значимой информации – неудовлетворенная потребность личности в общении с близкими, родственниками, дефицит или полное отсутствие информации о значимой для данного индивида сфере его интересов;

· относительная групповая изоляция – вынужденное «выключение» личности из большого количества привычных и необходимых в силу ее потребностей коммуникативных групп и ограничение круга ее общения группой в рамках функциональной группы (подразделения, вахтовой бригады, экспедиции и др.);

· информационная истощаемость – групповая изоляция предполагает достаточно быстрое формирование данного негативного психологического фактора, особенно остро проявляющегося в группах, длительное время находящихся в отрыве от «большой земли» и ограниченные в численности (аварийно-спасательные подразделения, патрульно-постовая служба правоохранительных органов, караулы по охране важных объектов и др.);

· возможная угроза для жизни и здоровья – фактор субъективно переживаемый личностью, вызывающий постоянное и выраженное нервно-психическое напряжение в повседневной жизнедеятельности или же реально присутствующий при определенном характере деятельности.

Процесс адаптации человека к экстремальным условиям деятельности чрезвычайно многообразен и затрагивает многие уровни иерархической структуры личности:

·социальный;

·социально-психологический;

·психологический;

·психофизиологический;

·физиологический;

·морфологический уровни.

Pяд исследователей, изучавших неспецифические механизмы адаптации и общие закономерности приспособительных реакций человека к сложным условиям деятельности отмечали:

·неплановость динамики адаптации;

·последовательное возникновение фаз: напряжения и активации, дисхронизации и стабилизации;

·окончательный выход либо на новый достаточно длительный по времени стабильный уровень;

·функционирования либо срыв адаптации (Сапов И.А., Новиков В.С., 1988).

 

Процесс адаптации специалистов экстремальных видов деятельности к условиям напряженной профессиональной деятельности с реальной витальной угрозой имеет свои особенности. В частности, выход на новый уровень функционирования не предполагает длительного временного интервала (как это часто имеет место в случаях адаптации к климатическим факторам или приспособления к особенностям профессиональной деятельности в обычных условиях), и в ряде случаев случав заканчивается «сломом» адаптационных механизмов развитием у человека дезадаптационных нарушений (Решетников М.М. с соавт., 1991, Маклаков А.Г. с соавт.,1996, Чермянин С.В.,1997).

Кроме того, весь процесс адаптации специалистов данных профессий к условиям профессиональной деятельности протекает в постоянных формах перехода «от обычных условий деятельности – к деятельности в экстремальных условиях» и наоборот от «деятельности в экстремальных условиях к обычным условиям службы». Поэтому процесс адаптации «как в одну, так и в другую сторону» протекает на фоне хронического нервно-психического напряжения и связан с вероятностью формирования дезадаптационных реакций и состояний, требующих мероприятий медико-психологической коррекции и реабилитации.

Многолетнее изучение особенностей психофизиологического состояния и поведенческих реакций лиц, участвовавших в ликвидации последствий крупнейших техногенных и экологических аварий и катастроф позволили выявить определенную закономерность в динамике адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. В частности, были выявлены четыре основных периода:

·начальный период адаптации к экстремальным условиям деятельности;

·период относительной нормализации функциональных возможностей организма и профессиональной работоспособности;

·завершающий период (период дезадаптационных проявлений);

·период реадаптации к службе в мирных условиях.

Начальный период характеризуется общими адаптационными перестройками организма и личности к неблагоприятным экологическим и социально-психологическим факторам экстремальной деятельности. Данный период сопровождается временным снижением функциональных возможностей организма и уровня профессиональной работоспособности специалистов. На начальном периоде у них достоверно повышается уровень ситуационной тревожности, ухудшается самочувствие и настроение, отмечается манифестация жалоб на состояние здоровья. Одновременно, в данный период времени у данных специалистов происходит снижение толерантности к нагрузочным пробам, ухудшается переносимость профессиональных нагрузок на фоне увеличения количества ошибочных действий. По времени начальный период адаптации к экстремальным условиям продолжается от нескольких дней до 2-х недель (иногда до 1 месяцев) в зависимости от конкретных условий деятельности специалистов экстремальных профессий.

Во втором периоде у большинства специалистов отмечается относительная нормализация функциональных возможностей организма и формирование нового динамического стереотипа профессиональной работоспособности. К этому периоду времени в основном завершается период острой адаптации к новым климато-географическим факторам региона и необычным условиям экстремальной обстановки, формируется новый уровень относительно устойчивого функционирования регуляторных систем организма и личности. Именно в данный период экстремальной деятельности данные специалисты отличаются приверженностью к группе, ориентированы на корпоративные и групповые интересы и обладают наибольшей толерантностью к профессиональным нагрузкам.

Третий период характеризуется развитием выраженных дезадаптационных нарушений и прогрессивным снижением уровня профессиональной работоспособности. В данный период наблюдаются значительное ухудшение самочувствия, появляются жалобы на состояние здоровья, отмечается выраженное снижение нервно-психической устойчивости и качества профессиональной деятельности специалистов вплоть до полного отказа от выполнения служебных обязанностей.

Длительность периодов адаптации во многом зависит с одной стороны от исходного уровня функционального состояния организма и личностных особенностей человека, с другой- от уровня реальной нагрузки. Так, развитие выраженных дезадаптационных нарушений у специалистов, осуществлявших чрезвычайно опасную и напряженную профессиональную деятельность на фоне реальной витальной угрозы, отмечалось уже к 3-6 месяцам нахождения в данных условиях.

После завершения экстремальной деятельности наблюдается новый, достаточно болезненный период адаптации к условиям службы в обычных условиях (период реадаптации), который имеет свои, достаточно изученные закономерности. Многими исследованиями установлено, что после возвращения из районов чрезвычайных ситуаций у 80-100 % личного состава отмечались выраженные признаки астенизации, проявлявшиеся многочисленными жалобами на состояние здоровья, снижением уровня нервно-психической устойчивости и существенным ухудшением изучаемых психофизиологических показателей. Выявленные нарушения свидетельствуют о серьезных нарушениях в нервно-психической сфере обследованных специалистов экстремальных видов деятельности. Одновременно, было отмечено, что у многих специалистов во время нахождения в чрезвычайных ситуациях формируются определенные социально нежелательные стереотипы поведения, которые не приемлемы в обычных условиях жизнедеятельности специалистов.

При изучении психологического состояния и поведенческих реакций специалистов экстремальных профессий после возвращения их районов чрезвычайных ситуаций установлено, что у них:

1. Растет безразличие к тому, как они выглядят в глазах окружающих, они не стремятся представить себя в более выгодном свете, в меньшей степени склонны ориентироваться на социально желательные нормы поведения.

2. Значительно усиливается склонность к формированию ипохондрических и психастенических реакций. Это связано с явлениями эмоционального утомления, отсутствием эмоциональной разрядки и компенсации).

3. Отмечается отчетливая тенденция к поведенческим реакциям, характеризующимся импульсивностью и несдержанностью в межличностном общении с окружающими, что в ряде случаев приводило к межличностным конфликтам и даже антисоциальным поступкам.

4. Повышается фиксация на «внешних» и «внутренних» проблемах, проявляющаяся затруднённостью в установлении межличностных контактов с тенденцией к группированию по принципу «был в тех ситуациях – не был в тех ситуациях», активным отвержением тех руководителей подразделений (коллективов), которые «не нюхали пороха».

В крайних случаях, дезадаптационные нарушения могут трансформироваться в синдромоочерченный комплекс: «Расстройства адаптации (F43.2. МКБ-10)».

Приложение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.