Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В о п р о с 3. Таким образом, в современной мировой экономике выделяются две основные модели планирования и управления: индикативная и директивная

Таким образом, в современной мировой экономике выделяются две основные модели планирования и управления: индикативная и директивная. Первая основывается на рекомендациях и льготах, обеспечивая эффективное расходование средств, но не всегда способна справиться со стоящими задачами. Вторая основывается на приказе и подчинении, не обеспечивает эффективность, зато создает условия для решения любой, самой сложной и масштабной задачи за счет высокого уровня концентрации средств. Такие особенности делают целесообразным параллельное использование данных моделей в рамках реально работающих систем планирования и управления, что и имеет место в большинстве развитых экономик.

 

Наиболее удачная форма сочетания в практике планирования индикативности и директивности – программно-целевое планирование. Его суть заключается в следующем: государственные органы, облеченные властью на данной территории решать проблемы соответствующего масштаба, анализируют имеющиеся альтернативные прогнозы развития экономической среды, вырабатывают генеральный макроэкономический прогноз и, анализируют проблемы, которые в соответствии с этим прогнозом могут появиться или обостриться в недалеком будущем. Исходя из результатов анализа, вырабатываются макрокономические цели, заключающиеся обычно в устранении или недопущении обострения этих проблем. Для достижения этих целей разрабатывается перечень необходимых мероприятий. Все мероприятия заранее взаимоувязываются по целям, срокам и финансам. То есть разработчики следят за тем, чтобы мероприятия не противоречили друг другу, чтобы сроки их выполнения были оптимальными, а финансовые потоки точно согласованы, заранее обеспечивая источники финансирования для вновь начинаемых этапов работ.

Такие мероприятия всегда делятся на две группы: часть из них являются обслуживающими, либо задающими правила игры, либо создающими условия, в которых субъекты действуют наиболее эффективно, а часть – представляют собой действия, которые реально направлены на достижение желаемого результата. Мероприятия первой группы по природе своей либо неприбыльны совсем, либо могут приносить весьма небольшую прибыль, но без их своевременного выполнения эффективное достижение поставленной цели очень сомнительно. К ним относится разработка необходимых законодательных актов, создание инфраструктуры, регулирование деятельности разных субъектов, выполнение социально значимых работ и т.п. Мероприятия второй группы могут приносить высокую прибыль, и ее норма в значительной степени зависит от того, насколько грамотно предприниматель организует дело. Поэтому выполнение мероприятий первой группы чаще государственные органы берут на себя и через государственный сектор экономики действуют на основе директивной модели. Мероприятия второй группы, в соответствии с принципами индикативного планирования, подкрепляются значительными льготами (налоговыми, кредитными, амортизационными, бюджетными) и доводятся до частных предпринимателей в форме государственного заказа, который можно получить, чаще всего по конкурсу.

Таким образом, получается целевая комплексная программа, представляющая собой комплекс мероприятий, нацеленных на устранение реальной макроэкономической проблемы, препятствующей нормальному развитию экономики, взаимоувязанных по срокам, целям и финансам, а также – подкрепленных авторитетом государственной власти и ощутимыми экономическими льготами. Целевая комплексная программа (ЦКП) – механизм реализации программно-целевого планирования. ЦКП могут разрабатываться и исполняться как на федеральном общенациональном уровне, так и на уровне штатов и даже на местном уровне. Количество и масштабность возможных программ ограничиваются только наличием у соответствующих государственных органов необходимых финансовых средств. Возможно использование методов программно-целевого планирования и в рамках внутрифирменного, корпоративного планирования.

Исходя из вышесказанного, очевидна проблема, которая может существенно снизить действенность программно-целевого планирования. Она связана с тем, что частный капитал подключится к выполнению запланированных мероприятий только в том случае, если ему это будет выгодно. Практика деятельности предусмотрела из такой ситуации следующий выход: если частный капитал к выполнению определенной программы не подключился, государственные органы переоценивают ее макроэкономическую значимость и, если подтверждается необходимость выполнения этой программы, то увеличиваются льготы, если же значимость программы не подтверждается, то программа просто снимается. При конфликте интересов, когда льготы уже подняты до максимально возможного предела, но частный капитал подключение к программе считает невыгодным, а государственные органы оценивают данную программу как чрезвычайно важную для соблюдения интересов населения вверенной им территории, возможна реализация такой программы через государственный сектор экономики на основе директивной модели.

Благодаря свои специфическим характеристикам, программно-целевое планирование позволяет одновременно использовать в интересах системы преимущества и директивного и индикативного планирования, уходя от их недостатков. Системы планирования большинства развитых стран мира существенно различаются лишь пропорциями, в которых сочетаются директивность и индикативность. К тому же, как уже отмечалось, программно-целевое планирование в форме целевых комплексных программ вполне применимо не только на макроэкономическом уровне, но и на внутрифирменном, корпоративном.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В о п р о с 2. Таким образом, планирование есть генерирование целей организации и разработка мероприятий, направленных на их достижение | Таким образом, чтобы быть эффективным, планирование должно обладать непрерывностью, гибкостью и альтернативностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.