Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование монополлистической деятельности




Рынок успешно выполняет свои функции, если его механизм не встречает препятствий, искажающих условия функционирования. Монополия нарушает рыночную конкуренцию- главную движущую силу рыночной экономики, в ряде случаев своя ее на нет. В переходной экономике монополия может препятствовать формированию рыночных отношений.

Чем выше доля монополий на рынке, т.е. предприятий, контролирующих такую долю рынка, которая позволяет им, манипулируя объемом и родом, влиять на формирование рыночных цен, тем, соответственно, выше степень его монополизации и тем, менее конкурентным становиться рынок.

Как правило, странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с рыночной экономикой, и это ослабляет рыночную конкуренцию.

Так, в 2001г. в промышленности России насчитывалось 243 предприятия-монополиста, на долю которых приходилось 15,9% общего объема промышленного производства. Наиболее высока доля предприятий-монополистов в объеме производства в черной металлургии – 68,6%, химической и нефтехимической промышленности (без химико-фармацевтической)–33,4%, машиностроении и металлообработке – 24,7%, малой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 17,1%.

В этих условиях важнейшим фактором эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.

Система государственного антимонопольного регулирования, формируемая во всех странах с рыночной экономикой. Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынок.

Первый закон, запрещающий монопольные соглашения был принят в Канаде в 1889г., а за ним в США – в 1890г.- закон Шермана (широко известный как «хартия экономической свободы»).В соответствии с этим законом создание монополии рассматривалось как преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5 000 долларов (в последствии он был повышен до 50 000 долларов) и тюремное заключение на срок до 1-го года.

Вскоре по этому образцу был принят закон в Австралии и Новой Зеландии. Закон Шермана дополнился в 1914г., 1936г., 1959г.

Антимонопольные законы в странах Европы были приняты в 30-х годах ХХ века (Бельгия-1935г., Нидерланды-1935г., Дания – 1937г.).

Особый характер монополизма в экономике России обусловил и особенности создаваемого здесь с учетом мирового опыта антимонопольного законодательства.

Так, принятый в марте 1991г.(в ред. от 09.10.2002г., № 182 – ф.3) Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в первую очередь направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран, не ставящих этих целей. В частности, российский закон запрещает следующие действия органов управления:

- принятие актов и совершение действий, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей, если в результате их принятия ограничивается или устраняется конкуренция, необоснованно представляющая отдельным предприятиям льготы, необоснованно запрещается создание новых предприятий и т.п.;

- заключение соглашений органов управлений между собой, либо между ними и каким-либо предприятием, препятствующих нормальному функционированию рынка (в т.ч. о повышении или снижении цен (тарифов), об ограничении доступа на рынок или устранении с него каких-либо хозяйствующих субъектов и т.д.

В ожидании товаропроизводителей запрещаются действия ущемляющие интересы других производителей:

- изъятие товара из обращения с целью создания или поддержания

дефицита на рынке либо повышение цен;

- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим

субъектам;

- установлением, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и пр.

При этом все перечисленные ограничения действуют только в отношении хоз. субъектов занимающих «доминирующие положение» (доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более).(В США- антимонопольное законодательство запрещает слияние и соглашение об установлении цен фирмам, совокупная рыночная доля которых превышает 15%).

Традиционным объектом государственного регулирования является деятельность так, называемых естественных монополий (естественных, потому что их образование происходит естественным образом).

Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров (услуг) сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса не возможно или экономически неэффективно.

Например, нельзя установить в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний или провести несколько линий теплопередачи, использовать какие-то альтернативные источники энергии и пр. кроме того в силу технологических особенностей данного производителя, по мере увеличение его объема существенно снижаются издержки производства на единицу товара. Отсюда одна структура может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм.

На общенациональном уровне к естественным монополиям можно отнести, например, энергетическую систему, железные дороги и нефтегазопроводы (три крупнейшие российские естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС России» и министерства путей сообщения), на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную сеть, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным действие рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации.

17 августа 1995г. в РФ впервые был принят закон «О естественных монополиях». Согласно ему, естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависят от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товара.

Государственное регулирование естественных монополий фактически строится на тех же принципах что регулирование в плановой экономике -государственные органы управления определяют уровень цен и тарифов, а так же основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Надо добавить, что в переходной период в экономике применяется регулирование цен не только субъектов естественных монополий, но и предприятий монополистов. Оно осуществляется различными методами, например, посредством установления фиксированных цен или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого он может повышать цену. Могут так же устанавливаться нормативы изменения цен (или их повышение на определенную величину) или нормативы рентабельности в цене товара.

Однако опыт западных стран показывает, что централизованное регулирование цен, как правило, блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно, там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и малоэффективны другие средства.

В основе же регулирования деятельности предпринимательских монополий за рубежом лежат иные принципы. Здесь государственное регулирование не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм.

В России проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной деятельности конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольным Комитетом который в сентябре 1998г. преобразован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), кроме того обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей о рекламе, регулирует деятельность субъектов естественных монополий.

Недобросовестная конкуренция – любые направления и приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (направленное распространение ложных, не точных или искаженных сведений о конкуренте; введение потребителя в заблуждение относительно характера, способы и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.