Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные подходы к организационной эффективности




Таблица: Основные подходы к оценке общеорганизационной эффективности

Название подхода Что оценивает Как оценивает Преимущества Недостатки
Целевой Определяет цели организации по выпуску продукции и оценивает степень их реализованности – достигнутый уровень производства – рентабельность – степень удовлетворения запросов клиентуры Эффективность выражена конкретными показателями: уровень рентабельности, показатели роста производства, доля рынка, абсолютные размеры прибылей и их динамика – трудности при оценке многообразных и взаимопротиворечащих целей организации
Системно-ресурсный Рассматривает орг. Эффективность с точки зрения введения ресурсов в систему и их дальнейшей трансформации в конечную продукцию Главный критерий: приобретаемость редких и ценных ресурсов для поддержания организационной системы Применяется, когда трудно рассчитывать все другие производственные показатели Способность к приобретению ресурсов часто перекрывает качество их последующего использования
Подход с точки зрения внутриорганизационных процессов Внутриорганизационное «здоровье» и социальная эффективность Оценка через показатели уровня развития: – орг. Культуры – доверия к администрации – горизонтальных и вертикальных коммуникаций – взаимодействия организации в целом с каждой ее частью; также измеряется экономическая рентабельность Реализация теории «человеческого капитала»; партисипативная система управления Не рассматривает задачи роста объемов производства, взаимодействия организации с окружающей средой; сама оценка «внутреннего здоровья» часто субъективна; многие аспекты внутриорганизационных процессов трудно просчитать
Подход с точки зрения всех (экономически заинтересованных сторон Оценивается степень удовлетворения интересов сотрудников организации, ее поставщиков, кредиторов, собственников, клиентов и т. Д. Критерии: – собственников – норма рентабельности – сотрудников – зарплата, удовлетворение рабочим местом – клиентов: качество услуг и т. Д.   Подход отражает широкий взгляд на орг. Эффективность; включает критерий социальной ответственности; Подход объединяет ряд критериев – ввод ресурсов, внутриорганизационных процессов, выпуск конечной продукции (признавая, что нет одного-единственного показателя организационной эффективности) Удовлетворение запросов одних групп способно ущемить интересы других
Подход с точки зрения конкурирующих (управленческих) ценностей Конкурирующие ценности/установки управленческого аппарата Критерии: – цели наращивания производства – приобретение ресурсов – развитие человеческих ресурсов – ценностные установки управленческого аппарата (при их сосуществовании в организации) и установление приоритетов Объединение разных подходов к орг. Эффективности в единую теорию Субъективизм высшего руководства при разработке иерархии ценностей, а также трудности при необходимости смены приоритетов

 

Пока мы рассмотрели только варианты традиционного подхода к оценке орг. Эффективности. Теперь более применимы современные – комплексные подходы, исходящие из многообразия деятельности современной организации и ее результатов, относящихся к самым разным сферам. Современные подходы комбинируют несколько показателей эффективности в единую систему, включая: (а) подход с т. Зр. Всех экономически заинтересованных сторон и (б) подход с т. Зр. Конкурирующих (управленческих) ценностей (установок).

Подход с точки зрения экономически заинтересованных сторон делает основной акцент на любой группе как внутри организации, так и за ее пределами, которая так или иначе связана с данной организацией и заинтересована в обеспечении ее нормального функционирования. Это и кредиторы, и поставщики, и сотрудники, и собственники / владельцы – все они являются заинтересованными сторонами. С точки зрения данного подхода (его также называют подходом «избирательных округов») показателем общеорганизационной эффективности служит степень удовлетворения запросов всех заинтересованных лиц / групп лиц, то есть тех, у кого есть свой интерес к данной организации. У каждой такой заинтересованной стороны будет свой собственный (отличный от других) критерий организационной эффективности, в основе которого будет лежать отличающий именно данную группу лиц (или лицо) личный интерес к организации. Приведем примеры критериев организационной эффективности у различных заинтересованных сторон:

 

Заинтересованная сторона (лицо; группа лиц) Критерий организационной эффективности
собственники // владельцы организации Норма прибыли / рентабельности (и ее производные)
сотрудники Удовлетворенность рабочим местом; зарплата; качество управления
потребители Качество товаров и услуг
кредиторы Кредитоспособность и надежность организации
местное сообщество Степень участия организации в деятельности местного сообщества
поставщики Удовлетворительные взаимосвязи / взаиморасчеты
правительство Подчинение законодательству и нормативным регулирующим актам

 

Таким образом оценка общей организационной эффективности будет складываться из оценок каждой заинтересованной группы лиц.

Сильная сторона такого подхода в том, что он отражает широкий взгляд на орг. Эффективность (с самых разных сторон) с учетом факторов ее развития как внутренних, так и внешней среды. Данный подход содержит также позицию местного сообщества, оценивающего орг. Эффективность с точки зрения критерия социальной ответственности. Кроме того, в рамках этого подхода объединяются несколько критериев – ввод ресурсов в организацию, внутриорганизационных процессов, выпуска конечной продукции, признавая, что одного-единственного показателя общеорганизационной эффективности не существует – с этой точки зрения благосостояние персонала не менее важно, чем цели и задачи владельцев компании. Данный подход становится все более популярным, поскольку трактует общеорганизационную эффективность как комплексную, много- и разнонаправленную концепцию, не имеющую какого-то одного-единственного показателя. Организация только тогда считается эффективной, когда она удовлетворяет интересы всех основных заинтересованных групп. Однако, следует помнить, что удовлетворение интересов одних групп может негативно сказаться на интересах других.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.