Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 18. Управление человеком и управление группой

Основы эффективного лидерства».

Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (Табл. 5). Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.

Модель «Основы эффективного лидерства»

 

Современный менеджмент рассматривает человека в качестве главного ресурса организации, от которого в ре­шающей мере зависит ее успех, и выдвигает на первый план личность каждого участвующего в общественном производ­стве. Изменение роли человека в современном производ­стве обусловлено следующим:

1. обострением глобальной конкуренции, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к ра­ботнику и качеству его труда;

2. опыту передовых компаний в Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персо­нала;

3. изменением в составе работников, повышением уров­ня их образования и квалификации, зрелости;

4. изменением содержания труда, связанным с появле­нием принципиально новых технологий;

5. развитием демократии на производстве и в обществе;

6. ростом стоимости рабочей силы.

Научно-техническая революция, меняя характер труда, предъявляет более высокие требования к психологическим особенностям человека — к его мышлению, быстроте реак­ции, умению своевременно перерабатывать возрастающие объемы информации.

В 60-е годы XX века в связи с возрастанием роли чело­веческого фактора в условиях НТР появилась теория «че­ловеческого капитала». К человеческому капиталу отно­сятся приобретенные знания, навыки, энергия, способность к осознанным действиям, постоянному совершенствова­нию и развитию. Величина человеческого капитала оце­нивается потенциальным доходом, который он способен приносить.

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

- общий (перемещаемый). Это совокупность теорети­ческих или достаточно универсальных знаний работ­ника;

- специальный (неперемещаемый), под которым пони­маются знания людей, специфики предприятия и сво­ей работы, их личные связи, способы и культура об­щения, доверие. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы.

В отличие от других видов капитала, человеческий ка­питал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).

Управление человеческим капиталом предполагает ин­дивидуальный подход к работникам, использование инди­видуальных свойств личности (особенностей психики, ха­рактера, способностей и т.п.) в целях регулирования отно­шений между людьми в организации. Менеджер должен понимать, на какое из свойств личности надо оказать воз­действие, чтобы интересы личности оптимально способство­вали достижению как личной, так и коллективной произ­водственной задачи.

Большое значение для руководителя имеют и такие ас­пекты индивидуального поведения работников, как:


• способности;

• одаренность, предрасположенность;

• ожидания;

• восприятие.


Эти факторы оказывают сильное воздействие на пове­дение личности.

Способности частично объясняются наследственностью (например, интеллектуальные способности и некоторые физические данные). Но обычно способности, в том чис­ле интеллектуальные, приобретаются с опытом. При ре­шении вопроса, на какую должность принять человека, какую/работу ему поручить, большую роль играют спо­собности, которыми этот человек обладает.

Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.

Характерными особенностями группы являются следующие.

1. члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.

2. взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п.

3. в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.

Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.

Характеристиками неформальных организаций являются:

ü контроль со стороны неформальной организации за своими членами. Чтобы быть принятым в неформальную группу и сохранять в ней свое положение, личность должны соблюдать нормы поведения, принятые в данной группе;

ü распространение слухов. Слухами называют любую информацию, полученную по неофициальным каналам;

ü сопротивление переменам.

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.

Группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля. Например, директор и его заместители, ректор в вузе и проректоры, командир роты и подчиненные ему ко­мандиры взводов.

Рабочая — целевая группа состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. У такой группы есть руководитель, но эти группы отличаются от команд­ных тем, что у них больше самостоятельности в планиро­вании и осуществлении своего труда. Рабочие или целевые группы составляют основу многих научных, технологичес­ких и образовательных организаций, они действуют и в крупнейших в мире по объемам производства промышлен­ных компаниях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция преобразующего лидерства. | Факторы эффективной работы группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.