КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принятие решения в организации
Введение. Основные понятия. Конспект лекций.
Содержание: Введение. Основные понятия............................................................................................................................................. 5 Принятие решения в организации................................................................................................................................... 7 Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами. 10 Построение организации..................................................................................................................................................... 11 Мотивация в менеджменте................................................................................................................................................ 12 Понятие групповой динамики......................................................................................................................................... 14 Производственная группа = Руководитель + Подчинённый....................................................................... 14 Модель Команса......................................................................................................................................................................... 14 Руководство: власть и личное влияние................................................................................................................... 15 Понятие баланса власти..................................................................................................................................................... 15 4 системы в стиле лидерства Лайнерда................................................................................................................... 16 Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона...................................................................................................... 16 Ситуационная модель Фидлера..................................................................................................................................... 17 Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара........................................................................ 17 Модель принятия решений Врума-Йеттона............................................................................................................ 18 Конфликт. Управление конфликтом в организации....................................................................................... 18 Понятие стресса........................................................................................................................................................................ 21 Обеспечение эффективной деятельности организации............................................................................. 22 Управление производством. Основные понятия............................................................................................... 24 Цепь производственных потребностей потребителя..................................................................................... 25 Автоматизированные склады и ГПС........................................................................................................................... 26 Планировка в производстве............................................................................................................................................... 28 Нормирование труда................................................................................................................................................................ 28 Планирование выпуска продукции............................................................................................................................. 29 Планирование материальных потерь по системе MRP................................................................................. 29 Учётно-плановые графики Ганта................................................................................................................................. 29 Управление производительностью (комплексный подход)..................................................................... 30 Сетевые графики....................................................................................................................................................................... 32 Поиск резервов производительности труда........................................................................................................... 34 Способы поиска резервов производительности труда.............................................................................................................. 35 Оптимальное управление трудовой нагрузкой.................................................................................................. 37 Имитационное моделирование в менеджменте................................................................................................ 38 Интенсивное и экстенсивное развитие организации.................................................................................... 39
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы: 1) финансовые ресурсы; 2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.); 3) людские ресурсы; 4) информационные ресурсы; 5) временн ы е ресурсы. Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ. Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации. Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п. Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.
Дерево иерархии: Высшее звено управления
Среднее звено управления
Низшее звено управления
Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления. Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)
Результаты Ресурсы
Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме. Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.). Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера. Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов. В теории менеджмента существуют следующие школы управления: 1) Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли; 2) «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда; 3) «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности; 4) «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда; 5) «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.
Существует несколько подходов в управлении: 1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;
2) системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:
система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;
3) ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов. Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть: – по нисходящей (команды с высшего уровня на низший); – по восходящей (команда с низшего уровня на высший); – коммуникации между подразделениями, секциями, отделами; – коммуникации типа: руководитель – рабочая группа; – коммуникации между руководителями; – неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений); – невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений. Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2. Пример:
вероятность 0,6 вероятность 0,4 Р1 Р2
А1 5 3 А2 4 1 А3 2 1
Балл обозначает эффективность. Показатель: Е1=5*0,6+3*0,4=4,2 Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально. Е3=2*0,6+1*0,4=1,6
Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр: 1) Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij; 2) Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное; 3) Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста. α*max max aij+(1-α)*max min aij где α – коэффициент значимости; 4) Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.
Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов. Пример: х1 3х
1х 4х 6х
2х 5х 7х х2 1) Фиксируем множество Парето. 2) Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето. 3) Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод. Для принятия решений часто используются: 1) теория массового обслуживания; 2) методы линейного программирования; 3) методы нелинейного программирования; 4) метод динамического программирования; 5) анализ безубыточности; 6) причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат); 7) измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы); 8) измерение мнения торговых агентов. Выгоды от использования информации могут быть: В В В
PЭ PЭ PЭ PЭ – расход энергии. Э
∆Р РР(PЭ)
Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой. Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее. Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года. Стратегия планирования делится на: 1) Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция). 2) Стратегия планированного роста (назначается прирост %). 3) Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).
Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели. При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.). Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.
Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.
Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной. Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий. Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное планирование: Vпродаж
dx
t
Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта. Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров. Долгосрочное прогнозирование: Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда. Vпродаж 3 усреднённый тренд 1 2
t
Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |