КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кодирование товаров
Классификация товаров Глава 2. Классификация и кодирование товаров. Классификаторы Одной из существенных задач товароведения является разработка научных основ и принципов классификации и кодирования товаров. Классификация — разделение множества объектов на подмножества по определенным признакам. Признак (основание) классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Основными признаками классификации объекта являются вид сырья, технология изготовления, химический состав, структура, степень обработки и др. Например, по степени обработки продукция делится на: сырье, полуфабрикаты, изделия, продукты, расходные изделия. Степень переработки продукции учитывается при построении таможенно-тарифных классификаций. Большинство стран мира применяют «тарифную эскалацию» — повышение ставки таможенной пошлины на готовое изделие по отношению к таможенной ставке на сырье. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков назначение, сырьевой и технологический чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный — количественно и качественно. Например, один из признаков классификации молока, сливок, сметаны, творога, сыров на виды — содержание жира (молоко 1,5%; 2,5%; 3,2%; 3,6%; 6%-ной жирности), а для тканей — это сырье (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и т.п.). Группировка —это обобщение объектов по общим признакам для выделения ассортиментных групп. Классификационная группировка — группа объектов, объединенных признаком общности, которые могут быть взаимозависимыми или независимыми друг от друга. Метод классификации —это совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на классификационные группировки. Итак, классификация — этосистематизированное разделение множества объектов на подмножества в соответствии с установленными правилами и принципами. Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления прейскурантов и каталогов, для совершенствования системы стандартизации товаров, международной торговой статистики. Для создания различных классификаций, в основном, используют два метода: иерархический и фасетный. Рассмотрим основные идеи этих методов для создания систем классификации, так как именно они используются для построения ТН ВЭД, начнем с более простого метода — иерархического. Иерархическая система классификации (Рис. 1) строится следующим образом: • исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень; • каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком, делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень; • каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень, и т.д. Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо перед началом работы определить ее цель, т.е. какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. Эти свойства принимаются в дальнейшем за признаки классификации.
Рис. 1. Иерархическая система классификации
В рассматриваемой системе классификации из-за жесткой структуры особое внимание следует уделить выбору классификационных признаков. В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака. Для последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения. Таким образом, выбор классификационных признаков будет зависеть от семантического содержания того класса, для которого необходима группировка на последующем уровне иерархии. Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации. Основные достоинства иерархической системы классификации: • простота построения; • использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической структуры. Недостатки иерархической системы классификации: • жесткая структура, которая приводит к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки; • невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков. Анализируя недостатки иерархического метода классификации, можно предположить, что, учитывая динамичное развитие науки, производственных технологий, сложно обозначить полное множество классифицируемых товаров и признаки новых товаров, поэтому представляется невозможным в качестве модели построения товарной номенклатуры выбрать иерархическую систему. Вместе с тем, элементы этого метода просматриваются в глубоких уровнях детализации ТН ВЭД, обозначаемых дефисами: уровни с бóльшим количеством дефисов логически подчинены уровням с меньшим количеством. Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами (facet — рамка). Каждый фасет (Фn) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение. Схема построения фасетной системы классификации в виде таблицы отображена на Рис. 2. Названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам), обозначенным Ф1, Ф2, …Фi…, Фn. Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. При этом могут быть использованы не все фасеты. Например, цвет, размер одежды, вес и т.д. Произведена нумерация строк таблицы. В каждой клетке таблицы хранится конкретное значение фасета. Например, фасет «цвет», обозначенный Ф2, содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый. Для каждого объекта задается конкретная группировка фасетов структурной формулой, в которой отражается их порядок следования. При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.
Рис. 2. Фасетная система классификации
Основные достоинства фасетной системы классификации: • возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок; • возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок. Недостатком фасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков. Преимущества фасетного метода классификации позволили использовать его в качестве базового при построении Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и национальных номенклатур — приемников ГС. При проведении классификации необходимо соблюдать определенные принципы и правила. Научно обоснованная классификация должна соответствовать следующим принципамклассификации: 1. Четкость и единство цели, правильность выбора метода в зависимости от поставленной цели; 2. Обозримость и оптимальность; 3. Полнота и эффективность; 4. Соподчиненность и сопряженность с другими классификационными группировками (при иерархическом методе) и классификациями товаров; 5. Максимальный охват современного ассортимента товаров на рынке, достаточная емкость и маневренность с целью пополнения новыми товарами; 6. Обеспечение удобства кодирования и обработки кодов с использованием компьютерных технологий. Правилаклассификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. При иерархическом методе классификации следует руководствоваться следующими правилами: 1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков. 2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа. 3. Разделение объектов должно осуществляется последовательно: от большего к меньшему, от общего к частному. 4. Необходимо устанавливать оптимальное число признаков, ступеней и глубины. Следует иметь в виду, что правила классификации, разработанные для иерархического метода, справедливы и при использовании фасетного метода. Рассмотренные иерархический и фасетный методы классификации могут применяться как независимо один от другого, так и совместно друг с другом. В настоящее время функционируют различные категории и виды классификаций. Категорияклассификации определяется сферой ее действия. Поэтому выделяют следующие категории классификации: международные, региональные (межгосударственные), национальные (государственные), отраслевые. Среди международныхклассификаций наибольший интерес для товароведной науки представляют: — ISCAP — Объединенная система классификаций видов экономической деятельности и продукции; — HS — Гармонизированная система описания и кодирования товаров; — СРС — Международная классификация основных продуктов; — SITC Rev 3 — Международная торговая классификация, изданная ООН. К группе региональныхклассификаций принадлежат: — СРА 1996, СРА 2002 — Статистическая классификация продукции по видам деятельности в ЕС; — PRODCOM — Список продукции ЕС; — CN — Комбинированная номенклатура ЕС. Видклассификации определяется ее содержанием. Основными видами классификаций являются экономические, в том числе классификация видов экономической деятельности и продукции, социальные, статистические, стандартные, торговые, учебные.
Практическое применение систем классификаций неразрывно связано с кодированием — составлением и присвоением кода классификационной группировке или объекту классификации. Цель кодирования — систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Идентификация — присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т.п., позволяющих однозначно выделить его из других объектов. Идентификатор — наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов. Условное обозначение—набор составленных по определенным правилам букв, цифр и других знаков, обеспечивающий идентификацию объекта. Кодирование —образование и присвоение объекту уникального кода. Код — знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации. Кодирование используется при стандартизации, сертификации в торговле, таможенном деле, бухгалтерском учете, внешнеэкономической деятельности и других областях, связанных с товаром. Объектом кодированияв товароведении может быть товар, совокупность товаров, совокупность свойств и другие объекты классификации. Кодирование позволяет легко собирать и обрабатывать информацию о товаре, облегчает внедрение автоматизированных систем управления ассортиментом, способствует лучшей систематизации и учету товаров в торговых предприятиях и организациях. Коды должны удовлетворять следующим основным требованиям: — однозначно идентифицировать объекты и (или) группы объектов, т.е. быть идентификаторами; — иметь минимальное число знаков (минимальную длину), достаточное для кодирования всех объектов (признаков) заданного множества; — иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества; — быть удобными для компьютерной обработки закодированной информации; — обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы. Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Выделяют следующие правилакодирования: 1. Код должен иметь определенную структуру построения; 2. Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков. Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества объектов, входящих в подмножества, образуемые на каждом уровне деления; 3. Код должен способствовать упорядочению объектов. Структуракода — условное обозначение состава знаков и последовательности их расположения в нем. Она состоит из алфавита, основания, разряда и длины. Алфавит кода — система знаков (символов), принятых для образования кода, составленных в определенном порядке. Наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода. Основание кода — это число знаков в алфавите кода. Разряд кода — позиция знаков в коде. Пробел — определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и (или), выраженное в миллиметрах, может означать число. Длина кода — число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание — 12. Таким образом, длина Д отличается от основания О количеством пробелов П, т.е. Д = О – П. Структура кода, как правило, представляет собой графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления. Методыкодирования в значительной степени связаны с методами классификации (Рис. 3). Рис. 3. Взаимосвязь методов кодирования и классификации
Для образования кодов применяют две группы методов кодирования: регистрационные и классификационные. В группе регистрационныхметодов выделяют порядковый и серийно-порядковый. Порядковыйметод кодирования —образование и присвоение кода из чисел натурального ряда с последовательной порядковой (числовой) регистрацией объектов. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т. п.) случайны. Серийно-порядковыйметод —образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Например, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша. Группа классификационныхметодов кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов и разделяется на последовательный и параллельный. Последовательныйметод используют при иерархической классификации, когда множество разделяется на подмножества в нужной последовательности. В кодовом обозначении при этом методе последовательно указываются признаки, характеризующие объекты кодирования классификации, что обеспечивает их идентификацию. Параллельныйметод используется при фасетной классификации объектов, когда коды присваиваются фасетам и признакам независимо друг от друга. Структура кодового обозначения при этом методе определяется фасетной формулой. На современном этапе наиболее широкое распространение получило штриховое кодирование. Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и автоматизированного учета информации о товаре, закодированной в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов, которые имеют установленную форму, размер, цвет, что позволяет считывать информацию с помощью оптических устройств для автоматического ввода в вычислительную технику. Основой штриховой идентификации является линейный код, разработанный в 1932 г. в Гарвардской школе бизнеса США. В 1945 г. штриховое кодирование объектов было запатентовано. Однако практическое использование оно получило после появления вычислительных машин. Впервые система линейных кодов «Point of sale» была применена в пищевой промышленности Великобритании. Затем нововведение получило распространение в розничной и оптовой торговле, книгоиздательстве, упаковочном деле. В 1960—е годы при проведении идентификации железнодорожных вагонов штриховой код был внедрен на железнодорожном транспорте США. В 1968 г. в Германии была введена в действие кодовая система BAN (Bundeseinheifliche Artikelnummer), которая еще достаточно широко используется и в настоящее время. В начале 1970-х годов в США был принят универсальный код UPC (Universal Product Code), который мог применяться как в промышленности, так и в торговле. В настоящее время код UPCявляется стандартным кодом, принятым в США. В 1977 г. в Европе была установлена Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), ставшая европейским стандартом. Несмотря на достаточно большое разнообразие штриховых кодов на всех континентах, на практике при идентификации товаров по коду EANотдается предпочтение перед другими кодами, в том числе в США, Японии и других странах. Сходство кодов EAN и UPCзаключается в том, что в них для кодирования используется один и тот же набор знаков — определенная совокупность штрихов и пробелов. В настоящее время штриховое кодирование широко применяется в различных областях деятельности: при производстве продукции, оптовой и розничной торговле, при оказании транспортных и почтовых услуг, в здравоохранении, библиотечном и архивном деле, складских хозяйствах, делопроизводстве, таможенном деле, при страховании и др. Его достоинство — быстрый и максимально корректный ввод больших объемов информации. Штриховой код представляет собой комбинацию темных полос (штрихов) и светлых полос (пробелов) различной толщины, а также букв и (или) цифр. Технология штрихового кодирования включает в себя следующие операции: — идентификация объекта после присвоения ему цифрового, буквенного или буквенно-цифрового кода; — представление кода в виде штрихов и пробелов с использованием определенной символики; — нанесение штриховых кодов на носители информации (товар, тара, упаковка, маркировка, документы и др.); — считывание штриховых кодов; — преобразование штриховых кодов в сигналы, пригодные для автоматической обработки данных, и передача их в компьютер. Выполнение указанных операций осуществляется на основе стандартных правил, норм и требований, обеспечивающих их полную совместимость. Главное преимущество штрихового кода перед другими средствами автоматической идентификации заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи. Штриховые коды подразделяются на товарные и технологические. Товарные штриховые кодыиспользуются для идентификации производителей товаров. Такая идентификация позволяет проследить путь продукции от производителя до конечного потребителя и момента утилизации товара. В практике международной торговли широкое распространение получил 13— и 8—разрядный код Глобальной международной системы товарных номеров EAN/UCC. Эта система была образована на основе Европейской EAN International (European Article Numbering Association) и Северо—Американской UCC (Uniform Code Council) ассоциаций товарной нумерации. Код ЕАN—13состоит из четырех частей (Рис. 3). Контрольное число Код товара Код предприятия—изготовителя Код страны производителя товара Рис. 4. Структура кода EAN —13
Первая часть, состоящая из 2—3 цифр, содержит информацию о стране производителя товара (Таблица 1) и называется «ЕАN—префиксом». Отдельным странам выделены диапазоны. В случае если код страны состоит из трех знаков, тогда следующий за ним код должен быть сокращен до 4 знаков. Код страны может быть считан визуально. Чтобы получить право пользоваться кодом ЕАN, страна должна вступить в Международную европейскую ассоциацию кодирования товаров (штаб—квартира г. Брюссель), после чего она получает идентификационный номер. Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться не в отечественном банке данных, а за рубежом. Вторая часть, состоящая из 4—5 цифр, является кодом предприятия—изготовителя и присваивается национальным органом страны. Третья часть, состоящая из 5 цифр, является кодом товара и содержит информацию о регистрационном номере товара или о его потребительских свойствах. Она присваивается предприятием—изготовителем самостоятельно. Вторую и третью части называют полем идентификации. Четвертая часть, состоящая одной цифры, является контрольным числоми вводится для проверки правильности считывания кода сканером. Таблица 2 Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Сокращенный код ЕАN-8 наносится на товары небольшого размера. В его состав не входит часть, содержащая код самого товара. При использовании сокращенного кода товара ЕАN-8 прибегают к так называемому принципу ликвидации нулей, как показано на схеме: ХХ ХХХ00 000ХХ Х = ХХ ХХХ ХХ Х, 1 2 3 4 1 2 3 4 где 1 — номер страны-изготовителя; 2 — унифицированный номер предприятия изготовителя товара в пределах страны; 3 — номер товара в пределах ассортимента предприятия-изготовителя; 4 — контрольное число. Технологические штриховые кодынаносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующем применении потребителями. Технологические коды применяются для идентификации объектов, мест хранения, тары, деталей, узлов, материалов, как элемент автоматизированной системы управления предприятием. На транспортную тару, которая используется для целей складирования и транспортирования товаров наиболее часто используют 14—разрядный код ЕАN—14.Для этого используется графическая символика «2 из 5 чередующихся» ITF (Interleaved Two of Fiv). Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF—14. Цифры у него те же, что и ЕАN—13, но дополнительная четырнадцатая цифра, стоящая на первой позиции, кодирует вид транспортной упаковки. По сравнению с EAN/UCC символика ITFхарактеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода и менее строгими техническими требованиями к поверхности. Так, штриховой код ITF—14 можно печатать не только на этикетках, но и непосредственно на стенке картонной коробки. Широкое распространение штрихового кодирования привело к кодированию всех товаров, независимо от их качества и престижности фирм—изготовителей. Кроме того, сами штриховые коды стали объектом фальсификации.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |