Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение фонда времени лекционных занятий

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы лекции Вид лекции Кол-во часов  
 
1. Теоретические основы государства и права      
1.1 Общая характеристика юридической науки Классическая лекция    
1.2 Общая характеристика государства Классическая лекция    
1.3 Понятие права Классическая лекция    
1.4 Система права Классическая лекция    
1.5. Источники права Классическая лекция    
1.6. Система законодательства Классическая лекция    
2. Теоретические и отраслевые характеристики российского права      
2.1. Правовые отношения в отраслях российского права Классическая лекция    
2.2. Юридическая деятельность Классическая лекция    
2.3. Отраслевые особенности правового поведения Классическая лекция    
2.4. Юридическая ответственность в отраслях российского права Классическая лекция    

 

 

Раздел 1. Теоретические основы государства и права

 

Тема 1.1. Общая характеристика юридической науки

Вопрос о познаваемости мира относится к так называемым «вечным» вопросам, волнующим человечество на протяжении всей его истории. При этом сам процесс познания мира и систематизированные результаты этого процесса называются наукой. Все науки с определенной долей условности можно подразделить на естественные, социальные и технические.

Естественные науки изучают объективную реальность (понятия, принципы, закономерности), существование которой не зависит от человека (законы движения небесных тел, природный круговорот и т.п.). К естественным наукам относятся математика, физика, биология, астрономия и др.

Социальные науки изучают общественные отношения, возникающие в различных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, религии, юриспруденции. К социальным наукам относятся: социология, политология, экономика, теология, правоведение и др.

Технические науки изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком в целях улучшения условий жизни и усиления эффективности функциональной деятельности. К техническим наукам относятся инженерные науки, кибернетика, архитектура и градостроение и др.

Социальные науки изучающие общественные отношения, урегулированные правом, в комплексе образуют систему юридических наук – правоведение.

Специфика предмета юридических наук проявляется в связях с общественными науками, с такими как философия, экономическая теория, социология, политология, история, этнография, кибернетика, психология, педагогика, этика, логика, лингвистика и многие другие. Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Однако последние исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности.

Юридические науки в зависимости от особенностей их предмета можно разделить на несколько групп. Система юридических наук выглядит следующим образом.

1. Историко-теоретические юридические науки изучают наиболее общие вопросы понимания государственно-правовых явлений; эти науки представлены теорией государства и права. Соответствующий учебный курс может называться по-разному: и «теория государства и права», и «общая теория государства и права», и «общая теория государства и права», и. наконец, «общая теория права» (хотя здесь в большинстве случаев темы по теории государства не исключаются). Также они рассматривают процесс развития государственно-правовых учреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (история политических и правовых учений).

2. Отраслевые юридические науки (конституционное, уголовное, гражданское, административное, семейное, трудовое, гражданско-процессуальное право и т. д.) исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующую юридическую практику. Это основной по объему блок юридических наук и учебных дисциплин. Изучение конкретных правовых норм, получение навыков их реализации – одна из важнейших составляющих юридического образования.

3. Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и т.д.) используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

4. Юридические науки, изучающие иностранное и международное право исследуют вопросы, связанные с правовым регулированием отношений, складывающихся в сфере международного (межгосударственного) общения. К данной группе юридических наук следует отнести международное публичное и международное частное право.

В процессе изучения предмета Основы права используются общенаучные, частно-научные категории и специально-юридические понятия.

Под категорией понимают формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Категории формировались в процессе исторического развития познания, общественной практики, образуя систему отношения человека к миру. Категории были подвижными и гибкими, в них отражалось существенное типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений, когнитивный опыт человека. Таким образом, категория – это предельно широкое понятие.

Говоря о понятии, мы подразумеваем мысль о конкретной реальности мира, ее замещающий образ как совокупность общих признаков, свойств и отражений реальности.

Понятия несут в себе содержание и объем, они единичные, постоянные, обобщенные и однозначные.

Особая ценность категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое. Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя на универсальность, служат средством формирования картины мира в целом.

В классификации категорий различают три типа – общенаучные, частнонаучные и специально-юридические. В курсе Основы права используются следующие категории:

1) бщенаучные категории: форма, содержание, принципы, система и др.;

2) частнонаучные категории: общество, социальная власть, социальное регулирование, политическая система, собственность и др.;

3) специально-юридические понятия: право, государство, правовая система, механизм государства, норма права, правоотношение, правонарушение, законность, правопорядок и др.

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Что изучает юридическая наука?

2. Назовите виды юридических наук.

3. Что является предметом науки?

4. Назовите методы познания государства и права?

 

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011 – 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

 

Тема 1.2. Общая характеристика государства

 

Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Рассматривая социальную природу государства, необходимо указать, что сущность государства может быть определена как его социальное предназначение. Любое государство в своей деятельности стремится к установлению определенного государственного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права, ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимостью силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма и, прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.

Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремиться не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

Вместе с тем, наряду с решением сугубо классовых задач, государство выполняет общечеловеческую миссию, пренебрежение которой в итоге неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т.д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако, после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т.д.).

Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.

Можно выделить следующие признаки государства:

1) наличие публичной власти и отделение ее от общества, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

Власть – это отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные законами. Представители публичной власти вынуждаются применять насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку они обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения;

2)территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Выделяют фактическую и юрисдикционную территории. Фактическая территория - это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами. Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом);

3) суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве, а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:публичный характер государственной власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;высшая юридическая сила властных предписаний, изданных от имени государства - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения принятым самим государством; гарантированность и санкционированность государственных властных предписаний - только установленные от имени государства правила поведения, признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с суверенитетом государства в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты. Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии (народного суверенитета) предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма народного суверенитета означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы, затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение. Особое значение данный институт приобретает в полиэтнических государствах. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). При этом крайней формой национального суверенитета, является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация, предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом;

4) институт гражданства (подданства). Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровно-родственным либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории. Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина (подданного) государства, непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства. При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти;

5) наличие права, т.е. совокупности обязательных правил, регулирующих поведение членов общества.

Государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный публичной властью, которая обладает законным правом применения принуждения.

Государственная власть осуществляется самим государством непосредственно или делегирована, или санкционирована им. Государственная власть – разновидность социальной власти, властеотношений, выражающееся в возможности и способности подчинить своей воле волю и поведение других людей. Свойства: действует в условиях разделения функций, ролей, участников технологического процесса жизнедеятельности; объективность основания; структурированность реализации; приоритет воздействия над противодействием; реальность и потенциальность; непрерывность.

В литературе соотношение политической и государственной власти толкуется по-разному. Некоторые авторы настаивают на необходимости их разведения, считая, что категория «политическая власть» более обширна, чем понятие «государственная власть», поскольку включает в себя власть, осуществляемую не только государством, но и другими субъектами политики – партиями, общественными движениями, элитами и др.

В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.

Структуру государственной власти составляют: субъект (государство в лице его органов) и объект (подвластные, население государства).

Перечислим особые свойства государственной власти:

1) силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает;

2) государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;

3) государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны;

4) государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;

5) государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения –юридических норм.

Легитимность государственной власти - признание обществом законности, правомерности официальной власти. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Дайте определение государства.

2. Назовите признаки государства.

3. Охарактеризуйте суверенитет как признак государства

4. Каково понятие и структура государственной власти?

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011 – 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

 

Тема 1.3. Понятие права

 

Организация, упорядочение многообразия общественных отношений происходят посредством социальных норм, поскольку они имеют уникальный характер. Их уникальность заключается в том, что они включают в себя как нормы права, так и нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Социальные нормы возникли благодаря тому, что стало необходимым урегулировать поведение людей в государстве посредством каких-то правил; этими правилами стали социальные нормы.

Таким образом, социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей, их взаимоотношения, основывая свое воздействие на разной степени силы и характера принуждения. Социальные нормы подразделяются на следующие виды: нормы права; нормы морали (нравственности); нормы-обычаи; нормы общественных организаций; нормы-ритуалы; нормы-традиции.

Вопросы происхождения и сущности права издавна волно¬вали философов, политиков, правоведов. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли. Понятие права и сегодня является одной из основных категорий общей теории права. Известны различ¬ные доктрины права, среди которых — естественно-правовая, ис¬торическая, реалистическая, психологическая, нормативистская и некоторые другие. Все они существенно отличаются друг от друга. Для одной из них право есть, прежде всего, природное, естественное явление (Цицерон, Локки). Для другой – право это выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта). В третьей, право рассматривается как защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой). Для четвертой пра¬во — императивное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла). В пятой право видится как внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзен). Для шестой право — это система правоотношений, поведение людей (Эрлих, Шершеневич).

В отечественной юридической литературе до недавнего вре¬мени считалось бесспорным, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса.

В юридической литературе выделяются следующие подходы к сущности права: классовый, в рамках которого право определяется как система правовых норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса, обеспечивающуюся принудительной силой государства; общесоциальный, в рамках которого право рассматривает¬ся как выражение компромисса между классами, группами, разными социальными слоями населения.

В сугубо юридическом смысле под правом следует понимать систему общеобязательных, формально определенных юриди¬ческих норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

В соответствии с этим определением можно выделить следующие признаки права:

1) общеобязательная нормативность, утверждающая в общес¬тве единые и постоянные правила поведения, имеющие всеобщее действие;

2) формальная определенность правовых норм, то есть их обозначенность в словесно-документальном виде и государственная обеспеченность. Она отграничивает право от других социальных норм (например, морали), не имею¬щих такой обеспеченности, и придает ему надежность авторитета государственной власти, способной к принуждению; системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;

3) регулятивность. Право обладает способностью властно упо¬рядочивать поведение субъектов общественных отношений;

4) непосредственная связь с государством, поскольку нормы права принимаются уполномоченным органами государственной власти;

5) системность. Совокупность норм права представляет некую систему, состоящую из отраслей, институтов права.

Выделяют понятия субъективное и объективное право. Объективное право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство данного периода в данной стране, правовые обычаи и другие формальные источники права. Объективность этого права состоит в том, что оно не зависит от воли и сознания отдельного индивида. При этом любая норма-правило определяет два варианта поведения. Право в субъективном смысле – это возможность субъектов вести себя известным образом в рамках правовых установлений. Субъективное право определяется как мера возможного поведения субъекта, определяемая нормой объективного права. Субъективное право – это конкретные возможности, права, притязания субъекта, которые возникают на основаниях и в пределах законодательства, то есть в пределах объективного права. Субъективным это право называется потому, что оно связано с конкретным субъектом, оно принадлежит конкретному субъекту и зависит от воли и сознания этого субъекта.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

В литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.

1) В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

2) В зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права, выделяют общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную: регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги); охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

В литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.

1) В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

2) В зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права, выделяют общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Дайте определение права.

2. Назовите признаки права.

3. Назовите принципы права.

4. Дайте классификацию функций права.

 

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011 – 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

Тема 1.4. Система права

Система права — это внутреннее строение национального права, состоящее из единых по назначению и внутренне согласованных правовых норм, разделенных на отдельные части — отрасли и институты права. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.

В зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права, система права включает в себя различные части. Основной элемент системы права — отрасль права — совокупность юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и объединенных общим методом правового регулирования. Все отрасли права по своему характеру могут быть разделены на отрасли материального права (трудовое, гражданское, уголовное и т. д.) и отрасли процессуального права, содержащие правила применения государственными и иными органами и должностными лицами соответствующих материальных норм (гражданское процессуальное право, уголовно- процессуальное право и т. д.).

Отрасль права состоит из отдельных групп юридических норм более локального характера, какими выступают институты права. Правовой институт — это обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения определенного вида и являющихся составной частью отрасли права.

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасль права.

Правовая система России состоит из нескольких десятков отраслей, важнейшими из которых выступают: конституционное право; административное право; финансовое право; гражданское право; трудовое право; семейное право; гражданское процессуальное право; уголовное право; уголовно-процессуальное право и др.

Материальное и процессуальное право. Нормы всех отраслей права направлены на регулирование общественных отношений в соответствии с задачами и функциями государства на данном этапе его развития. Устанавливая правовые нормы (материальное право), государство одновременно определяет формы их осуществления, тем самым регулируя деятельность соответствующих субъектов по применению и исполнению этих норм. Таким образом, возникают особые правовые нормы, которые по своему характеру отличаются от материальных предписаний и именуются процессуальными, образующими в своей совокупности конкретные отрасли процессуального права Процессуальное и материальное право соотносятся как форма и содержание. Процессуальные правовые нормы служат формой реализации и проявления норм материального права. Процесс есть форма жизни закона. Главная особенность процессуальных норм — их субъективность, тогда как нормы материального права объективны.

Исторически процессуальное право обязано своим возникновением материальному праву (уголовному, гражданскому, административному и т. д.). Кроме того, особенности процессуального права определяются еще и потребностями технологии, организации процесса реализации норм материального права. Своеобразен и предмет правового регулирования процессуальных норм, который включает в себя общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей права.

В соответствии с Конституцией в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный. Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся в непроцессуальных отраслях.

Наиболее общее деление права на обширные сферы, изначально в нем «заложенные» и охватывающие, пронизывающие все его отрасли,— это «глобальное» подразделение данной национальной правовой системы на публичное и частное право.

Публичное право – сфера общих, государственных интересов (институты государственной службы, уголовного права, организации суда, государственного аппарата, налогов, таможни, санитарного контроля и т.д.), т.е. такие отрасли, как государственное право, административное право, уголовное право, и др. Здесь юридический приоритет имеет воля органов государственной власти, регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу «власть — подчинение», дисциплины, ответственности нижестоящего лица перед вышестоящим.

Частное право – сфера частных, индивидуальных и групповых, интересов (институты собственности, договоров, иных актов частных лиц, передача имущества, наследование и т.д.), т.е. такие отрасли, как гражданское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет принадлежит воле частных лиц, граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, т.е. по принципу юридического равенства, несоподчиненности, автономии.

Для того чтобы право было действительно «правом», обе эти сферы должны быть «суверенными», ни одна из них не должна поглощать другую.

Международное право как особая система права. В рамках системы права следует отдельно остановиться на международном праве. Международное право существует в двух своих проявлениях: международное публичное право и международное частное право. Когда говорят о нормах международного права, то чаще всего имеются в виду именно нормы международного публичного права. Международное публичное право регулирует международные отношения. Субъектами международных отношений являются государства, государственно-подобные образования, народы и нации, борющиеся за самоопределение и межправительственные международные организации. Международное частное право регулирует международные коммерческие и другие гражданско-правовые общественные отношения между различными субъектами – в основном частными лицами. Предметом международного частного права являются гражданско-правовые отношения, осложнённые иностранным элементом в любом его проявлении.

Отрасль права — это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений. Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, уголовное право, административное право и т. д.). Все отрасли права взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны.

В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли, которые объединяют несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Например, в гражданском праве — авторское право; в государственном — избирательное право; в трудовом – пенсионное.

Институт права – это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений. Институт – составная часть, звено отрасли. Их различие заключается в том, что институт регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны.

Система права Российской Федерации складывается из следующих основных отраслей: государственное право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, гражданско-процессуальное, исполнительное право.

Конституционное право — это ведущая отрасль права, устанавливающая основы конституционного строя, права, свободы и обязанности человека и гражданина, систему, компетенцию и принципы деятельности органов государственной власти, местного самоуправления. Конституционное право определяет также форму государства и государственного устройства, принципы гражданства. Конституционное право занимает ведущее место в системе права, поскольку его положения являются основополагающими для всех иных отраслей права.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему исполнительных органов власти, определяют их структуру и полномочия, принципы организации и деятельности. Административное право охватывает такие правовые институты, как государственная служба, контроль за деятельностью исполнительных органов и их должностных лиц, поведением граждан в сфере административного регулирования, устанавливает административную ответственность за данные правонарушения.

Финансовое право упорядочивает общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства. К нему относится регламентация вопросов утверждения и исполнения государственного бюджета, сбора налогов с юридических и физических лиц, установления государственных пошлин, предоставления займов и кредитов.

Земельное право объединяет нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере использования и охраны зем¬ли и ее недр.

Гражданское право — отрасль системы права, которая регулирует многообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Место данной отрасли права в системе права определяется не только ее особым объемом, но и жизненной важностью регулируемых отношений. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, определяют механизм защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов.

Трудовое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере трудовой деятельности граждан. Нормы трудового права устанавливают условия и порядок возникновения и прекращения трудовых правоотношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия труда и его безопасности, условия оплаты труда и предоставления отпуска, регулируют вопросы материальной ответственности работников, порядок рассмотрения трудовых споров.

Семейное право—отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения. Его нормы устанавливают порядок и условия вступления в брак, регулируют личные и имущественные отношения, складывающиеся в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание, порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.

Уголовное право содержит нормы, определяющие преступления и меры уголовного наказания за их совершение. Нормы уголовного права раскрывают понятие преступления, его состав, содержат исчерпывающий перечень уголовно-наказуемых деяний и видов наказаний, определяют обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Гражданско-процессуальное право упорядочивает отношения в сфере гражданского судопроизводства. Его нормы устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, из административно-правовых отношений, а также порядок рассмотрения дел особого производства. Они полностью регламентируют процесс прохождения гражданского дела в суде — от его возбуждения до вынесения решения, его обжалования или опротестования и исполнения принятого решения.

Уголовно-процессуальное право регулирует общественные отношения в области уголовного судопроизводства. Его нормы определяют порядок возбуждения уголовных дел и их предварительного расследования, порядок их рассмотрения в суде, определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора и его обжалования и опротестования.

Исполнительное право регулирует отношения, связанные с исполнением мер уголовного наказания и с исправительно-трудовым воздействием на отбывающего такое наказание. Его нормы регулируют деятельность исправительно-трудовых учреждений и порядок отбывания в них осужденными назначенного уголовного наказания.

Норма права — это установленное или санкционированное государством формально-определенное правило поведения, устанавливающее границы (рамки) должного или возможного поведения, обеспечиваемое в необходимых случаях принудительной силой государства. В нормах права указывается, какие поступки люди должны или могут совершать.

По своей структуре норма права состоит из трех элементов — гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза — это структурный элемент правовой нормы, в котором излагаются условия, при которых норма начинает действовать. Диспозиция — это такой структурный элемент правовой нормы, в котором формулируется само правило поведения, определяются права и обязанности субъектов права. Санкцией называется структурный элемент правовой нормы, определяющий меры государственного принуждения, подлежащие применению к правонарушителю.

По полноте изложения признаков должного или, наоборот, запрещенного поведения диспозиции делятся на простые (назывные), описательные; бланкетные; отсылочные. В простых диспозициях деяние не описывается, а определяется с помощью общеизвестного термина (например, убийство); описательная диспозиция содержит полное изложение признаков правонарушения (например, кража — тайное похищение чужого имущества). Бланкетная диспозиция для уяснения признаков правонарушения отсылает к специальным правилам, закрепленным в нормах другой отрасли права. Отсылочной называется такая диспозиция, которая не указывает на признаки правонарушения, а отсылает к другой норме того же закона либо иного правового акта.

По степени определенности санкции можно подразделить на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. Абсолютно определенная санкция точно определяет размер наказания, подлежащего применения к правонарушителю. Относительно определенная санкция устанавливает минимальный и максимальный пределы наказания, которому может быть подвергнут правонарушитель. Альтернативная санкция предоставляет суду возможность назначить любое из нескольких предусмотренных законом наказаний. Так, причинение смерти по неосторожности наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Классификация правовых норм проводится по целому ряду оснований.

1) в зависимости от юридической силы нормы делятся на нормы законов и нормы подзаконных актов;

2) по характеру содержащихся предписаний нормы права делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие;

3) по форме выраженных предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные;

4) по кругу субъектов, на которых распространяется действие норм права, нормы делятся на общие, специальные и исключительные;

5) по действию норм права во времени различаются нормы постоянные (неопределенно длительного действия), временные и чрезвычайные;

6) по действию норм права в пространстве различаются федеральные нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, а также локальные (местные) нормы, границы действия которых ограничиваются пределами действий государственного органа, издавшего такую норму;

7) вся совокупность действующих правовых норм разделяется на нормы материального и процессуального права.

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Дайте определение системы права.

2. Назовите признаки системы права.

3. Назовите структурные элементы системы права.

4. Какие отрасли права вы знаете?

 

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.3. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011 – 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

 

Тема 1.5. Источники права

 

Под источниками права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

Различаются следующие основные источники права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай — это исторически сложившиеся правила поведения, имеющиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, приводящие к правовым последствиям. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. В случае, если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, они становятся правовыми обычаями.

Юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее принятое решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Прецедентная форма права широко используется в Англии, США, Канаде, Австралии.

Нормативный договор – это соглашение, которое сформулировано письменной форме. Для англо-саксонской традиции – любой договор может считаться нормативным для всех источников права. Для Романо-германской традиции – нормативно-правовой договор: рассчитан на длительный срок или даже бессрочный. Круг участников договора обычно более двух. Действие договора распространяется только на тех, кто его подписал. В качестве примера договора нормативного содержания можно привести Федеративный договор между РФ и её субъектами, некоторые международные договоры.

Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина). В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

Общие принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.

Нормативно-правовые акты — акты, издающиеся компетентными государственными органами в порядке осуществления законотворческой функции, содержащие в себе новые нормы права и имеющие строго определенную форму. Нормативные акты издаются на весьма длительное время.

Нормативные акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение. Субъектами, на которых распространяется действие нормативных актов, могут быть как все правоспособные граждане страны, так и граждане определенного пола, возраста, профессии, местожительства и т. п. Однако во всех случаях субъекты составляют весьма значительные группы физических, либо юридических лиц. Одноразовым применением нормативный акт никогда себя не исчерпывает, так как он рассчитан на множество субъектов и многократное применение в аналогичных ситуациях.

Все нормативно-правовые акты делятся на две группы: законные и подзаконные.

Закон — нормативный правовой акт, принятый всенародным голосованием (референдумом) либо высшим представительным органом государственной власти (Государственной Думой). Выделяют следующие признаки закона:

1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5) законы представляют собой ядро всей правовой системы госу¬дарства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

По своему значению законы в Российской Федерации подразделяются на:

а) основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ но предметам ведения РФ. В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Среди законов выделяют кодифицированные законы - сводные законодательные акты, в которых объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения (гражданский, административный, уголовный кодексы и т.д.).

Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать.

Среди всех законов особое место занимает Конституция РФ — Основной Закон Российской Федерации, обладающий наивысшей юридической силой и прямым действием. Пересмотр Конституции РФ и конституционных законов, затрагивающих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также внесение конституционных поправок относятся к исключительному ведению Конституционного Собрания, специально созываемого для этой цели.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с законом, на его основе, во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона:

Указ Президента РФ — нормативный правовой акт, издаваемый Президентом РФ в соответствии со ст. 90 Конституции РФ. Этот нормативный правовой акт не должен противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также международным договорам РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ — это нормативные правовые акты, издаваемые высшим органом исполнительной власти РФ в пределах его компетенции. Эти акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае противоречия перечисленным нормативным правовым актам могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и ведомств РФ представляют собой нормативные правовые акты отраслевых органов государственного управления, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации — это законы республик, кодексы, уставы, правила, положения представительных органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Издаются также постановления исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, правительств Москвы или Санкт-Петербурга).

Иерархия нормативных правовых актов требует, чтобы нормативные правовые акты нижестоящих представительных органов государственной власти соответствовали нормативным правовым актам вышестоящих органов государственной власти. А нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти должны соответствовать как актам представительных органов, так и нормативным правовым ак¬там вышестоящих исполнительных органов государственной власти.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления.

Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые принимаются в конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции).

Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения. Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц).

Действие нормативно-правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени. Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое состояние, включающее в себя: а) момент вступления акта в законную силу; б) период, в течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права; в) момент утраты нормативно правовым актом юридической силы; г) направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие).

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

1)с момента указанного в тексте акта (календарной даты – УК РФ вступил в юридическую силу с 1.01.97; момента принятия – Конституция РФ; момента подписания; момента опубликования);

2)в случае если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в юридическую силу, этот момент определяется по общему принципу. В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов происходит в результате:

1) истечения срока, на который был принят юридический документ (годовой бюджет страны, обладающий юридической силой федерального закона, утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);

2) объявления об утрате им юридической силы (в частности в разделе «Заключительные и переходные положения Конституции России» закрепляется положение о том, что День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации; одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, принятой 12 апреля 1978 г.);

3) признания нормативно-правового акта противоправным (антиконституционным) по решению суда. В отличие от вышеперечисленных обстоятельств, обусловливающих утрату нормативно-правовым актом юридической силы, однако не влияющих на юридические последствия, наступившие в период действия этого акта, признанный противоправным (антиконституционным) нормативно-правовой акт считается юридически ничтожным, т.е. утратившим юридическую силу с момента принятия. При этом лица, пострадавшие в следствие применения к ним этого акта, имеют право требовать от государства соответствующей компенсации.

По направленности действия во времени нормативно-правовые акты, как правило, являются перспективными, т.е. их действие распространяется только на те отношения, которые возникли после приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы. Вместе с тем, достаточно часто встречается указание на возможность ретроспективного действия нормативно-правового акта – «обратную силу закона».

«Обратная сила закона» – это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию. Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина. Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено». Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы. По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими на территории муниципального образования); локальными (действующими в пределах учреждения – ИУ, воинской части и т.д.).

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Круг лиц, подпадающих под правовое воздействие того или иного нормативно-правового акта, определяется правовым статусом соответствующих субъектов. Таким образом, основным критерием, полож

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия. После вступления приговора суда в законную силу человек считается судимым | Часть 1. Раздел 2. Теоретические и отраслевые характеристики российского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.272 сек.