Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. Раздел 2. Теоретические и отраслевые характеристики российского права

Право

Раздел 2. Теоретические и отраслевые характеристики российского права

 

Тема 2.1. Правовые отношения в отраслях российского права

Правоотношение — это общественное отношение, урегулирован­ное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения обладают следующими признаками:

1)являются разновидностью социальных отношений (возникают только между людьми);

2) возникают на основе норм права;

3) представляют собой форму правомерного поведения;

4) складываются из субъективных прав и юридических обязанностей корреспондирующего характера (реализация права одним субъектом находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствующего обязательства другим субъектом);

5) субъектами правоотношений могут быть только правосубъектные лица;

6)обеспечиваются системой государственных гарантий.

Классификация правоотношений:

1)по функциям права:

- регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений, направленных на реализацию позитивных интересов членов сообщества;

- охранительные правоотношения – возникают в целях защиты установленного правопорядка от противоправных посягательств, а также в целях реализации мер юридической ответственности в отношении правонарушителей;

2)по степени определенности субъектов:

- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов (праву владельца на собственность корреспондирует неопределенное количество субъектов, обязанных уважать данное право и не нарушать его);

- относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - судья и т.п.);

3) по отраслям права: конституционно правовые отношения; гражданско-правовые отношения; уголовно-правовые отношения; уголовно-процессуальные отношения; административно-правовые отношения и т.д.;

4)по степени сложности:

- простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

- сложные правоотношения – отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

Структура правоотношения включает субъектов, объекты и содержание правоотношения.

Субъектами (участниками) правоотношений выступают как отдельные граждане, государственные, общественные и иные организации, так и само государство, его составные части. Граждане как субъекты права называются физическими лицами, организации — юридическими лицами.

Физическими лицами считаются люди, волеизъявления которых не связаны с какой-либо должностью, служебным положением или со специальным статусом. К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства и лица с двойным гражданством.

Юридическим лицом признается организация (предприятие, учреждение), которая обладает легитимно обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, самостоятельно приобретает и осуществляет права и обязанности, от своего имени выступает в качестве истца или ответчика в суде (ст.48 Гражданского кодекса РФ). От имени юридического лица в гражданском обороте выступают его органы и должностные лица.

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Признаки государственного органа: н аличие государственно-властных полномочий. Так, порядок деятельности и формирования определяется нормами права; орган наделен правом издания юридических актов, содержащих общие и индивидуальные правовые предписания; исполнение предписаний поддерживается мерами убеждения и принуждения, поощрения; государственный орган опирается на возможность выполнения своих предписаний благодаря наличию определенных материальных средств; определенная экономическая и организационная обособленность и самостоятельность; каждый орган выполняет определенные функции государства; государственные органы обладают определенными материальными средствами, которые выделяются из бюджета; физическим воплощением государственного органа выступают государственные служащие. Также в государственных органах работает вспомогательный персонал, который напрямую не связан с выполнением функций данного органа.

Компетенция означает юридически признанную возможность данного органа или должностного лица иметь и самостоятельно осуществлять определенные права, свободы, обязанности и полномочия. Юрисдикция означает такую же способность применительно к судебным органам.

Все субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность быть участником правоотношений. Правосубъектность представляет собой юридическое состояние, подразумевающее наличие двух элементов – правоспособности и дееспособности.

В теории права выделяют правосубъектность индивидуальных и коллективных субъектов. Правоспособность индивидуальных субъектов (физических лиц) – это потенциальная возможность лица обладать правами и обязанностями. Индивидуальная правоспособность характеризуется следующими признаками:

- возникает с момента рождения, а в ряде случаев и ранее этого момента (в наследственном праве предусматривается возможность составления завещания, в котором учитываются интересы не родившегося ребенка);

- прекращается с момента юридической регистрации факта смерти;

- не подлежит ограничению.

Дееспособность индивидуальных субъектов – это фактическая способность физического лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности, а также нести определенную законом ответственность при совершении правонарушений.

В отличие от правоспособности, возникающей у индивида сразу в полном объеме, возникновение дееспособности связывается с рядом предпосылок, важнейшими из которых являются совершеннолетие, вменяемость, законопослушность.

Совершеннолетним, с точки зрения приобретения дееспособности, считается лицо, достигшее 18-летнего возраста. Лицо, не достигшее 18-летия, считается частично-дееспособным. В гражданско-правовой сфере частичная дееспособность складывается из частичной дееспособности малолетних (с 6 до 14 лет) и частичной дееспособности несовершеннолетних (с 14 до 18 лет). При этом по принципу эмансипации несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, если он с согласия родителей работает по трудовому договору либо занимается частнопредпринимательской деятельностью. Кроме того, полностью дееспособным считается лицо, вступившее в юридически оформленный брак. В уголовно-правовой сфере ответственность за большинство преступлений несут лица, достигшие 16-летнего возраста, вместе с тем за совершение особо тяжких преступлений предусматривается уголовная ответственность с 14-летнего возраста.

Вменяемым считается лицо, которое по своим психическим качествам способно осознавать и контролировать свое поведение. Лицо, признанное судом не вменяемым, не может самостоятельно реализовать свои субъективные права и не подлежит ответственности за вредоносные деяния.

Законопослушным считается человек, не нарушающий требований законности. В противном случае, к человеку могут быть применены негативные меры ответственности, ограничивающие его дееспособность (лишение свободы, лишение либо ограничение субъективного права и т.д.).

Частичная дееспособность лица обусловлена причинами объективного характера – не достижение лицом возраста совершеннолетия.

Ограниченная дееспособность лица обусловлена причинами субъективного характера – противоправным поведением, а также поведением лица, не являющимся в юридическом смысле противоправным, однако, причиняющим вред окружающим. К примеру, по решению суда может быть признано ограниченно дееспособным лицо, злоупотребляющее алкогольными напитками, в том случае если в результате этого пагубного пристрастия ставятся в тяжелое материальное положение члены семьи, находящиеся в материальной зависимости от злоупотребляющего алкоголем лица.

По характеру прав и обязанностей, реализуемых субъектом правоотношения различаются общая, родовая и специальная дееспособность.

Общая дееспособность определяется общеправовым статусом человека и гражданина (равенство всех перед законом, право на судебную защиту, обязанность законопослушного поведения и т.д.).

Родовая дееспособность определяется родом деятельности субъекта (государственная служба, правоохранительная деятельность, частнопредпринимательская деятельность и т.д.).

Специальная дееспособность предполагает специфику функциональных полномочий субъекта в рамках родовой дееспособности (специальная дееспособность следователей, участковых инспекторов, сотрудников спецподразделений МВД РФ).

Правосубъектность коллективных субъектов наступает с момента их юридического признания и прекращается соответственно с юридическим признанием прекращения их существования.

Так, например, правосубъектность юридических лиц возникает с момента регистрации лица в органах юстиции. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно и прекращаются с момента регистрации факта ликвидации лица. В том случае, если имеет место реорганизация юридического лица, правоспособность и дееспособность реорганизуемого лица передаются вновь создаваемому юридическому лицу в порядке процедуры правопреемства.

Правосубъектность социальных общностей, таких как нация, народность, государство и т.д. может наступать, например, с момента международного признания или закрепления соответствующего конституционно-правового статуса.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, по поводу чего и возникает правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-либо владеть, пользоваться и распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других лиц. Перечисленные возможности подпадают под понятие объекта правоотношения. В качестве объектов правоотношений выступают: материальные блага (вещи, предметы, ценности); нематериальные блага (жизнь, достоинство, свобода, безопасность, право на имя); поведение, действия субъектов, услуги, результаты услуг; продукты духовного творчества; ценные бумаги, официальные документы.

Содержание правоотношения включает субъективные права, и юридические обязанности В свою очередь субъективное право предполагает наличие правомочий, правопритязания.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения участника правоотношения. Субъективное право предполагает, что субъект обладает определенными правомочиями. Это может быть правомочие на собственные активные действия, когда субъект самостоятельно совершает фактические и юридически значимые действия. Кроме того, это может быть правомочие требования, то есть возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей. Наконец, можно говорить в отдельных случаях о правомочии пользования определенным социальным благом.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность в содержании правоотношения всегда корреспондирует субъективному праву, обеспечивая возможность реализации правомочий обладателем субъективного права.

В структуру юридической обязанности включаются следующие компоненты: необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения; необходимость для обязанного лица отреагировать на обращенные к нему требования управомоченного, необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований.

Правоотношения не являются неизменными, они всегда связаны с окружающими их условиями, которые могут иметь юридическое значение. Жизненные обстоятельства, с которы­ми законодатель связывает возникновение, изменение или пре­кращение правовых отношений, называются юридическими фактами.

Основанием для классификации юридических фактов слу­жит волевой фактор. По этому признаку они подразделяются на два вида: действия и события. События — это факты, которые наступают независимо от воли людей (например, достижение совершеннолетия, болезнь). Так, при достижении совершеннолетия возникают правоотношения по участию гражданина в выборах президента, органов государственной власти. При заболевании человека могут возникнуть правоот­ношения, связанные с получением им пособия по временной нетрудоспособности и т. д. Сознательные действия людей чаще служат причиной возникновения или прекращения кон­кретных правоотношений по сравнению с событиями. В свою очередь, этот вид юридических фактов делится на целый ряд разновидностей. Так, с точки зрения законности, все действия людей делятся на две большие группы: правомерные действия, которые соответствуют требованиям норм права (таких дейст­вий— преобладающее большинство) и неправомерные дейст­вия — правонарушения, которые противоречат правовым нор­мам, расходятся с ними.

Неправомерные действия (или правонарушения) делят по сте­пени общественной опасности на проступки и преступления. Про­ступки, в свою очередь, делятся на гражданско-правовые, ад­министративные и дисциплинарные.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность – фактический состав.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения. Например, правоотношение между абитуриентом и ВУЗом возникнет только в том случае, если будет иметь место фактический состав, включающий в себя следующие юридические факты: наличие среднего образования, успешная сдача вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в ВУЗ.

Наряду с юридическими фактами и фактическими составами, правоотношения могут возникать при наличии обстоятельств, которые, не являясь фактами в прямом смысле этого слова, тем не менее, могут порождать конкретные правоотношения. Это юридические презумпции и фикции.

Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция виновности в гражданском процессе).

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).

 

Примерные вопросы к студентам:

1. Что такое правоотношение?

2. Назовите виды правовых отношений?

3. Каково соотношение субъективных прав и юридических обязанностей?

4. Назовите признаки юридических фактов.

 

Литература:

1. Карапетян Л.А. Правоведение. / Л.А.Карапетян, Е.И.Каширина, В.В.Кулаков, О.В.Старков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 221 с. ISBN 978-5-222-17910-9.

2. Марченко М.Н. Основы права/М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. М.: Проспект, 2011 – 336 с. –ISBN: 978-5-392-00067-8/978-5-392-000.

3. Егорова, О. А. Семейное право. /О.А.Егорова, Ю.Ф.Беспалов, О.Ю.Ильина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 367 с. - ISBN: 5-238-01640-9.

4. Аверченко Н.Н. Гражданское право. Учебник. В 3-х томах. Том 1./Н.Н.Аверченко, Ю.В.Байкушева, Е.Н.Абрамова. М.: Проспект, 2011 – 1008 с. - SBN: 978-5-9988-0040-5.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www.consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс».

2. http://www.garant.ru – Информационно-правовой портал.

3. http://www.kremlin.ru – Президент РФ.

Тема 2.2. Юридическая деятельность

 

Юридическая деятельность представляет собой разновидность социально-исторической деятельности. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой общественной деятельности.

Выделяют следующие особенности юридической деятельности:

1) вместе с правом и правосознанием юридическая деятельность является важнейшим компонентом правовой системы общества. Без этого вида социальной деятельности немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы. Она играет существенную роль в этой системе, связывая в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения и т. п.;

2) юридическая деятельность образует существенную часть культуры общества. Дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве;

3) общественная, коллективная природа юридической деятельности проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной деятельности. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности;

4) в отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются идеи и понятия, юридическая деятельность направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней детерминантой юридической деятельности. Оно присутствует здесь во внешне выраженном, опредметченном виде;

5) юридическая деятельность способствует целенаправленному изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения.

6) в процессе юридической деятельности возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения;

7) юридическая деятельность сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами (нравственными, корпоративными обычаями, традициями и т. п.). Так, нормативно-правовыми предписаниями определяется компетенция ее субъектов, использование ими определенных средств и методов деятельности, способы оформления вынесенных решений и закрепления накопленного опыта. Тем самым обеспечивается ее стабильность, ограничивается субъективизм и волюнтаризм ее субъектов и участников.

Под структурой юридической деятельности понимается такое ее строение, расположение основных элементное и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.

Конституирующими элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

Объекты — это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов. В качестве носителей, управляющих "центров" юридической деятельности выступают ее субъекты и участники.

Субъект — основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование юридической деятельности (например, суд в судебной практике). От него непосредственно зависит разрешение юридического дела по существу.

Участники юридической деятельности — это отдельные лица (организации), которые, так или иначе, содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В качестве участников следственной деятельности выступают, например, свидетели и потерпевшие.

Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).

В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть юридической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической "материи", вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением. В некоторых случаях определенные средства жестко "привязаны" к конкретным видам деятельности и юридическим операциям. Так, в соответствии с гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими средствами доказывания. Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющих удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Результатом, например, может быть принятый компетентным органом интерпретационный акт, судебное решение о восстановлении нарушенного субъективного права гражданина Н., возвращение вещи ее законному владельцу.

Особое место в содержании юридической деятельности занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора; селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической деятельности. Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения (прецеденты), т. е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные, как правило, в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально-ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной юридической деятельности, Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, распорядительными и разъяснительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными и рекомендательными.

Формы юридической деятельности — это способы организации, существования и внешнего выражения содержания последней.

Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения.

К внутренней форме, т. е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление деятельности, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в единой целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой юридической деятельности.

Виды юридической деятельности.

Правотворчество – это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций.

Целями правотворчества являются: создание новых правил поведения (норм права); конкретизация существующих правил поведения; совершенствование существующих правовых норм; устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.

Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности. К числу принципов правотворчества, прежде всего, следует отнести такие, как гласность, демократизм, профессионализм, законность, научность, связь с практикой, своевременность и др.

Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.

Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.

Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.

Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого корректируется работа правотворческих органов.

Своевременность правотворчества предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.

Одной из форм правотворчества является законотворчество. Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:

1) Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ(по вопросам их ведения).

2) Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.

3) Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

4) Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»). В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5) Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

6) Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте самого закона не установлен иной порядок вступления его в силу.

Любой правотворческий орган стремится создать нормативно-правовой акт, который был бы качественно совершенен и по форме и по содержанию. Успешной правотворческой деятельности способствует использование правотворческой техники. Правотворческая (юридическая) техника - это совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативно-правовых актов.

Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Виды систематизации:

1) кодификация. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов

кодификации.

Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов" (например, свод законов того или иного государства).

Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы).

Специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Три основные виды кодификационных актов:

1) Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера

государственного управления.

2) Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы

общественных отношений. Кодифицированные акты носят различное наименование - "кодексы","уставы", "положения", просто "законы".

3) Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).

2. Инкорпорация. Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно – правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

3. Консолидация. Консолидация – это такая форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.

Учет как форма систематизации законодательства обеспечивает регистрацию и получение достоверной информации об изданных нормативных правовых актах, осуществляется на основе реализации принципов полноты информации (фиксация и предоставление всего объема справочной информации без пробелов и упущений), ее достоверности (использование официальных источников опубликования актов и своевременная фиксация внесенных в них изменений) и удобства пользования (обеспечение оперативного поиска необходимых сведений).

Учет находит выражение в видах документации:

1) журналы (регистрация реквизитов актов по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам);

2) картотеки (расположение карточек по хронологическому, алфавитно-предметному или предметно-отраслевому принципам с фиксацией реквизитов или текста актов с ручным или автоматизированным поиском);

3) контрольные тексты действующих нормативных правовых актов(внесение в тексты официальных актов отметок об отмене, изменении, дополнении с указанием актов, которыми они внесены);

4) учет в электронный форме на основе компьютерных технологий, с использованием автоматизированных баз и справочно-поисковых систем («Система», «Гарант», «Кодекс» и др.), который является наиболее перспективным в плане информационных технологий и получил интенсивное развитие в последние годы.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Наиболее типичными признаются следующие:

1)установление и исследование фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права);

3) принятие решения (издание индивидуального акта);

4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

Особая роль в процессе правоприменения принадлежит установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, то есть решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащем разрешению.

Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, а именно:

1) акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений;

2) акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства;

3) акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.;

4) акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации.

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права отличаются от других правовых актов, в частности

от нормативно-правовых, следующими чертами:

1) нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай;

2) нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: акты государственных органов и общественных организаций; главы государства – Президента РФ; федеральных органов власти и управления; органов власти и управления субъектов Российской Федерации; органов правосудия; органов прокуратуры; органов надзора и контроля; коллегиальные и единоличные.

По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: акты конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, применения материального и процессуального права.

По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

1) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;

2) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также применением мер по их предупреждению.

По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

1) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

2) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на: акты-документы и акты-действия.

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно- процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Право физических и юридических лиц на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) реализуется путем их обращения в суд с исковым заявлением по делам искового производства, заявлением или жалобой по делам, возникающим из публично-правовых отношений, и по делам особого производства.

В соответствии со ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Это право не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

В зависимости от характера требований заинтересованных лиц законодательство предусматривает различные виды гражданского судопроизводства, среди которых основной процедурой рассмотрения и разрешения гражданских дел является исковое производство. Это обусловлено тем, что основная масса гражданских дел возникает из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений, и в них присутствует спор о праве. В связи с этим процессуальные нормы, регулирующие исковое производство, имеют значение общих правил для всего гражданского судопроизводства. Не случайно ст. 245 и 263 ГПК РФ, регламентирующие порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и по делам особого производства, указывают на необходимость руководствоваться общими правилами с учетом тех изъятий и дополнений, которые установлены соответствующими главами для каждого иного вида судопроизводства.

Исковое производство — урегулированные нормами гражданского процессуального права правоотношения и действия участников процесса, при определяющей роли суда (на основании ст.ст. 131-244 ГПК РФ), по рассмотрению и разрешению споров, о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных смежных правоотношений.

Сущность искового производства проявляется в основных наиболее существенных чертах исковой формы защиты. Традиционно к ним относят: возбуждение производства путем предъявления иска в суд; регламентацию искового производства всей системой норм гражданского процессуального права; направленность искового производства на рассмотрение и разрешение управомоченным на то законом органом (судом) споров о субъективных правах или охраняемых законом интересах; рассмотрение и разрешение подведомственных суду гражданских дел, возникающих из правоотношений, в которых стороны занимают равное положение, не находясь в отношениях власти и подчинения; наличие у сторон процесса существенных процессуальных гарантий (процессуальные сроки, права и обязанности закреплены в ГПК и т.д.); цель искового производства, заключается в защите субъективных прав и охраняемых законом интересов способами, установленными в законе.

Согласно ст. 12 ГК защита гражданских прав осуществляется следующими способами: а) признания права; б) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; в) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; г) признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; д) возмещения убытков; е) взыскания неустойки (штрафа, пеней); ж) компенсации морального вреда; з) прекращения или изменения правоотношения; и) неприменения судом акта государственного органа или органа самоуправления, противоречащего закону; к) иными способами, предусмотренными законом.

Возбуждение искового производства осуществляется посредством предъявления иска, который справедливо считается самым совершенным средством защиты нарушенного или оспоренного субъективного права.

Иск — требование юридически заинтересованного лица (истца), обращенное к суду первой инстанции, о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса установленным законом способом на основании указанных фактов, с которыми оно связывает неправомерные действия ответчика.

Иск — многоплановое понятие, включающее в себя одновременно и способ, средство защиты субъективных прав в случае их нарушения или угрозы нарушения, и способ возбуждения искового производства.

В настоящее время наиболее утвердилась точка зрении, в соответствии с которой иск понимают, как категорию, присущую двум отраслям права: материальному и процессуальному, в связи с чем выделяют два самостоятельных понятия иска: иск в материально-правовом и иск в процессуальном смысле.

Иск в материально-правовом смысле — обращенное через суд материально-правовое требование (притязание) истца к ответчику.

Иск в процессуальном смысле — обращенное к суду требование о защите субъективного права или охраняемого законом интереса.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Следует различать понятия "договор" и "обязательство". Будучи соглашением, договор – это юридический факт, обязательство же - разновидность гражданского правоотношения, которое может возникнуть не только из договора, но и, как отмечалось выше, из других оснований.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Чтобы договор считался заключенным необходимо согласие сторон по всем существенным условиям.

Существенные условия договора подразделяются на три группы:

1) условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные;

2) условия, названные в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида;

3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Отметим ряд основных видов гражданско-правовых договоров.

Консенсуальный – договор, для заключения которого достаточно соглашения сторон по всем существенным условиям (например, договор купли-продажи).

Реальный – договор, для заключения которого кроме соглашения сторон необходима передача предмета договора (договор займа).

Возмездный - договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (договор мены).

Безвозмездный - договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (договор дарения).

Публичный - договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Причем коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договор розничной купли-продажи).

Договор присоединения - договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор энергоснабжения).

Договор в пользу третьего лица - договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.

Фидуциарный (доверительный) – договор, основанный на особых лично-доверительных отношениях сторон (к примеру, договор поручения).

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В трудовом договоре указываются:

1. фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

2. сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

3. идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

4. сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

5. место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

1. место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

2. трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

3. дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

4. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

5. режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

6. компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

7. условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

8. условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

9. другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.

По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Основаниями прекращения трудового договора являются:

1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);

2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);

5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (статья 75 настоящего Кодекса);

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 насто

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Распределение фонда времени лекционных занятий | Теория государства и права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.253 сек.