Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция невроза

Реакция - стимул

Стимул – реакция

- научение типа С

- классическая парадигма Павлова в основе

- реакция возникает только в ответ на воздействие какого-то стимула

- стимул предшествует реакции

- подкрепление связано со стимулом

- результат научения – респондентное поведение: поведение. Вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению

 

Оперантное обусловливание.

- научение типа Р

- оперантная парадигма Скинера в основе

- желательная реакция может появиться спонтанно

- стимул следует за поведенческой реакцией

- подкрепление связано с реакцией

- результат научения – оперантное поведение: поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением

 

3. Научение по моделям.

Научение по моделям или социальное научение (моделирование).

Связано с именем Бандуры: человек обучается новому поведению не только, если его специально научают, но и когда наблюдает за другими людьми (моделями). Человек имитирует других людей.

Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульная ассоциативная теория.

 

Действие.

1. Наблюдатель видит новое поведение, которого нет в его репертуаре.

2. Поведение модели может усиливать или ослаблять поведение, имеющееся в репертуаре наблюдателя.

3. Поведение модели имеет функцию воспроизведения, то есть может быть усвоено наблюдателем.

Человек представляет внешнее влияние, реакции на них – возникает внутренняя картина мира, когнитивное представление. Они и управляют поведением человека.

Когнитивная психотерапия рассматривает эти когнитивные процессы, в ее основе лежит психология познавательных процессов.

 

Здоровье и болезнь – результат того, чему человек научился или не научился. Если опыт адаптивный, адекватный, то личность здорова. Бихевиористов не интересует история возникновения невроза.

Невроз – не адаптивное поведение, которое возникло в рамках неправильного научения (с точки зрения бихевиоризма).

Бек (отец когнитивной психотерапии)

Психические проблемы возникают за счет искажения реальности, основаны на ошибочных представлениях. Несоответствующие реальности мысли – автоматические мысли или дисфункциональные отношения, неадаптивные когниции (неадекватные представления о себе и мире). Бек выделил специфический класс мыслей, характерных для определенной симптоматики.

Реестр автономных мыслей Бека:

- фильтрование: увеличение негативных аспектов и отбрасывание позитивного

- поляризованность: оценка всего в крайних вариантах (черное – белое)

- чрезмерная генерализация (обобщение): общие выводы на основе частного события

- чтение мыслей: мы предполагаем, что средние люди чувствуют и думают и не проверяем это

- паникерство: любой прецедент – катастрофа

- персонализация: все, что другие люди делают и говорят, связано лично со мною

- ошибочное восприятие контроля: ощущение, что мы можем полностью кого-то контролировать или нас контролировать

- ошибочное восприятие справедливости: жизнь должна быть справедлива

- обвинение кого-либо или себя при негативном событии: поиски виноватого

- моральный императив: предполагает восприятие всех чувств, мыслей с точки зрения морали, даже если нет моральной подоплеки

- эмоциональное рассуждательство: мнение, что то,что мы чувствуем, должно быть правильно

- ошибочное представление об изменениях: мы можем заставить других людей измениться

- глобальные выводы: суждение о другом человеке или себе с глобальной позиции

- правота: мнение, что надо постоянно доказывать свою правоту себе или окружающим

- ложное представление о божественном: вознаграждение

 

Эллис (рационально-эмотивная терапия РЭТ)

Между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент.

- дискринтивные (описательные) когниции (информация о реальности)

- оценочные когниции (отношение к реальности)

Они в определенной степени связаны между собой. Связи могут быть гибкими и жесткими: при гибких связях формируется рациональная система убеждений (установок); при жестких связях формируется иррациональная система убеждений. Иррациональная установка – основной термин Эллиса.

Рациональной системе соответствует не слишком интенсивный (или непродолжительный) эмоциональный поток.

Иррациональная система сталкивает большое количество когниций и реальности, если они не реализуются, возникает длительный интенсивный эмоциональный поток, отсюда – эмоциональное расстройство.

Эллис выделил пять типов иррациональных установок:

1. катастрофические установки: есть события, которые при любом варианте расцениваются как ужасные, катастрофические.

2. Должествования: есть такие должествования, которые всегда должны быть реализованы (мои друзья всегда должны мне помогать)

3. Установка обязательной реализации собственных потребностей: должествование в отношении себя (я всегда должен быть на высоте)

4. Оценочные установки: убеждения в том, что можно оценивать человека в целом, а не отдельные его качества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поведенческое направление | Методы, основанные на оперантном обусловливании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.