КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И тумбочек
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ МЕДСЕСТРЫ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПРОДУКТОВЫХ ПЕРЕДАЧ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Тема: ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ Лекция № 20. Студенты должны ЗНАТЬ: - основы рационального питания, - основные принципы лечебного питания, - лечебные столы и их характеристику, - организацию питания пациентов в стационаре, - виды искусственного питания, показания к его применению, основные питательные растворы - возможные проблемы пациента, например:
· снижение аппетита · дефицит знаний о назначенной диете. · сестринские вмешательства УМЕТЬ: - провести беседу с пациентом и его родственниками о сути назначенной диеты; - обучить пациента принципам рационального и лечебного питания; - провести контроль продуктовых передач и тумбочек; - осуществить искусственное питание пациента на фантоме; - кормить тяжелобольного пациента из ложки и поильника; - составлять порционное требование. Прежде всего необходимо провести беседу с пациентом об особенностях диеты, которую ему назначил врач. Особое внимание пациента обратить на то, что ему нельзя употреблять в пищу, причем грамотно и в доходчивой форме объяснить, почему нельзя и к чему приведет несоблюдение данных рекомендаций. Также нужно рассказать пациенту о том, что можно и нужно употреблять в пищу при данном заболевании. Давая эти рекомендации, необходимо помнить о финансовых возможностях пациента, а также о его вкусе. Такую же беседу нужно провести и с родственниками пациента. Проверяя характер продуктовых передач и тумбочку, нужно получить согласие пациента на это, объяснив, что Вы это делаете не из любопытства, а чтобы помочь ему в соблюдении диетического режима. Если медсестра обнаружила продукты с истекшим сроком хранения и продукты, употребление которых противопоказано пациенту, то необходимо убедить его отказаться или избавиться от них: При этом необходимо проявить терпение, такт, быть убедительной. Широкое применение лечебного питания - важнейшей составной части общетерапевтического комплекса, определяет необходимость знания принципов и конкретных методов диетотерапии. Под диетой (греческое - образ жизни, режим питания) понимают соблюдение здоровым или больным человеком определенного режима и рациона питания, то есть качественного и количественного состава пищи, времени ее приема. Непрерывно происходящие в организме человека процессы немыслимы без введения извне питательных веществ. Пища является для человека важнейшим источником энергии, белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и других веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Они необходимы организму для построения и обновления клеток и тканей и для восстановления энергетических затрат, главным образом, за счет углеводов, жиров и, в меньшей степени, белков. Количество энергии, выделяемое при окислении пищевых веществ, является показателем энергетической ценности (калорийности) пищи. Она рассчитывается на единицу массы пищи и выражается в килоджоулях (КДЖ). При окислении 1 г белка выделяется - 17 КДЖ, Для удобства определения энергетической ценности блюд составлены специальные таблицы с указанием содержания белков, жиров и углеводов в 100 г. продукта. Из этих таблиц видно, что наиболее высокой энергетической ценностью обладают животные и растительные жиры, сметана, сыр, крупяные и макаронные изделия, хлеб, варенье, мед, то есть продукты, которые в своем составе содержат большое количество жиров и углеводов. Суточная потребность здорового взрослого человека в энергии зависит от конституции, массы тела, возраста, роста, вида профессиональной деятельности (физический или умственный труд) и в среднем составляет от 9 тыс. до 14 тыс. КДЖ. У пациентов находящихся на постельном режиме, потребность в энергии снижена до 7-8 тыс. КДЖ. Пищевая ценность тех или иных блюд не ограничивается только энергетической ценностью входящих в них продуктов. Белки, жиры и углеводы, минеральные соли являются еще и важным "строительным" материалом, необходимым для жизни клеток и тканей. Вам представляется обзорная информация о роли белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды в жизнедеятельности организма.
Белки Являются основой живой клетки и межклеточного вещества. Белки (протеины - от греческого "протос" - первый или самый главный) - это основные носители жизни. Около 85% сухого остатка тканей организма человека приходится на их долю. Для восстановления разрушенных белковых частиц и построения новых клеток человек постоянно испытывает потребность в белках. Они являются единственным источником азота для организма человека. Белки входят в состав ферментов, гормонов, участвуют в передаче генетической информации, в клеточном дыхании, сокращении и расслаблении мышц, являются переносчиком кислорода, защищают организм от микробов и вирусов. В состав белков входит свыше 20 аминокислот. Восемь из них не могут образовываться в организме человека и являются незаменимыми - поэтому их поступление с пищей является жизненно необходимо. Остальные аминокислоту являются заменимыми, так как могут синтезироваться в организме в1 процессе азотистого обмена. Белки различных продуктов питания значительно отличаются по аминокислотному составу. Поэтому для обеспечения организма всеми аминокислотами важно использование в питании человека широкого ассортимента белковых продуктов. Причем потребность организма в белках должна покрываться на 50-60% за счет пищевых продуктов животного происхождения. Зная аминокислотный состав отдельных пищевых продуктов, можно использовать определенные их комбинации с целью получения набора аминокислот, наиболее близкого по составу организму человека (гречневая каша с молоком, пшено с овощами и так далее). Недостаточное содержание в пище белков и их дефицит в организме ведет ко многим патологическим процессам. Избыточное же введение белка в организм ведет к перегрузке организма продуктами белкового обмена, усилению гнилостных процессов в кишечнике, перенапряжению деятельности печени и почек. Для взрослых людей оптимальная норма белков в суточном рационе в среднем составляет 1,5 г на 1 кг массы тела. У людей в возрасте свыше 70 лет количество употребляемых белков может быть снижено до 1 г на 1 кг массы тела. Потребность организма в белках может повышаться при физической и нервно-эмоциональной нагрузке, при переохлаждении или перегревании организма.
Липиды Это важный источник энергии в организме. Жирам принадлежит многообразная физиологическая роль в жизни человека. Они входят в состав клеточных структур и принимают участие в обеспечении нормальной жизнедеятельности клеток. Частично жиры откладываются в виде резерва в жировых депо: подкожную клетчатку, сальник, рыхлую соединительную ткань, окружающую внутренние органы (почки и другие). Подкожный жировой слой предохраняет тело человека от механических воздействий и переохлаждения, а жир, находящийся вокруг внутренних органов, способствует их устойчивому положению и защищает от ушибов и сотрясений. При недостаточном введении углеводов с пищей и низкой ее калорийности жиры, в первую очередь резервные, могут расходоваться как высокоэнергетический материал. Жиры способствуют всасыванию жирорастворимых витаминов (витамин Д, ретинол), кроме того, жиры способствуют усвоению белков, стимулируют функцию щитовидной железы, перистальтику кишечника, желчеотделение, повышают вкусовые качества пищи, вызывают появление чувства насыщения. Жиры с низкой температурой плавления (растительные масла, рыбий жир), как и эмульгированные жиры (молочный, сливочное масло и другие), усваиваются легче, чем с высокой температурой плавления (говяжий, бараний, свиной). В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. В растительных маслах (подсолнечное, кукурузное, соевое) содержатся преимущественно ненасыщенные жирные кислоты, а в животных жирах (бараний, говяжий, свиной) - главным образом насыщенные. Биологическая ценность жиров для организма в значительной мере определяется содержанием высоконенасыщенных жирных кислот: их три. Они не образуются в организме и поэтому являются незаменимыми факторами питания. Высоконасыщенные жирные кислоты участвуют в окислительно-восстановительных процессах, повышают эластичность и уменьшают проницаемость сосудистой стенки, ускоряют превращение холестерина в печени в желчные кислоты, стимулируют желчеотделение и кишечную перистальтику и так далее. Основным поставщиком ненасыщенных жирных кислот являются растительные масла и некоторые животные жиры (птичий, рыбий жир, жир костного мозга). На долю жиров приходится 28-30% калорийности суточного рациона. В пожилом возрасте отмечается снижение употребления жиров за сутки. В условиях холодного климата потребность в жирах возрастает, а в жарком климате снижается. Суточная потребность человека в жирах должна покрываться на 30% за счет растительных жиров и на 70% за счет животных жиров. В питании человека вредны как недостаток, так и избыток жира. При значительном ограничении употребления жира снижается масса тела, снижается сопротивляемость организма, задерживается рост и так далее. Избыточное употребление жира ведет к обменным нарушениям, способствует развитию ряда заболеваний атеросклероз, сахарный диабет). Углеводы Это органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Углеводы делят на простые (моносахариды) и сложные (дисахариды и полисахариды). Наиболее распространенными моносахаридами являются глюкоза (виноградный сахар), фруктоза. К дисахаридам относят: сахарозу (свекловичный сахар), лактозу (молочный сахар). Крахмал, гликоген, клетчатка, пектиновые вещества относятся к полисахаридам. Моно и дисахариды, в отличие от полисахаридов, имеют сладкий вкус и растворимы в воде. Углеводы являются основным энергетическим материалом. Наличие углеводов необходимо для нормального течения обменных процессов: достаточное обеспечение организма человека углеводами способствует полному окислению жиров ("жиры сгорают в пламени углеводов"). За счет расхода энергии, доставляемой преимущественно углеводами, обеспечивается возможность функционирования различных систем и органов. Углеводы, которые усваиваются организмом человека, способствуют поддержанию постоянного уровня сахара в крови. При достаточном обеспечении организма человека углеводами глюкоза откладывается в виде гликогена преимущественно в клетках печени и мышц. Гликоген представляет собой запасной (резервный) источник углеводов. По мере необходимости, гликоген расщепляется и обеспечивает организм необходимым количеством глюкозы, которая поступает в кровь и используется тканями. Высокие вкусовые качества углеводов, особенно сахара, хорошая усвояемость, простота использования позволяют широко использовать их в обычном питании. Основным источником для организма человека углеводов являются продукты растительного происхождения. Глюкозой и фруктозой богаты сладкие сорта фруктов и ягод, много фруктозы в меде. Крахмалом богаты крупы, хлебобулочные и макаронные изделия, картофель, бобовые, Сахарозы много в свекле, моркови, источником сахарозы в чистом виде является сахар. Из животных продуктов углеводы содержатся в виде лактозы в молоке и молочных продуктах. Клетчатка входит в состав клеточных оболочек и формирует остов растительной ткани. Она усиливает желчеотделение, секрецию кишечных желез, стимулирует выведение из организма холестерина, регулирует двигательную функцию кишечника и его опорожнение, а также способствует обеспечению чувства насыщения. Расщепление клетчатки бактериями в кишечнике способствует образованию кислых продуктов, противодействующих гнилостным процессам, связанным с употреблением белков. Ею богаты хлеб грубого помола, капуста, брюква, редиска, редька, свекла, пшеничная и овсяная крупы. Пектиновые вещества содержатся в овощах и фруктах. Особенно богаты пектиновыми веществами ткани плодов (яблок, свеклы, крыжовника). Пектиновые вещества, обволакивая слизистую кишечника, защищают ее от химических и механических раздражителей. Патогенная и гнилостная микрофлора, вредные для организма химические вещества (свинец, мышьяк) связываются пектинами и выводятся из организма. Основное количество углеводов должно поступать в организм в виде крахмала, которым богаты продукты растительного происхождения (крупы, хлебобулочные изделия, картофель), так как он постепенно переваривается и усваивается. Углеводы в основном всасываются в тонкой кишке в виде моносахаридов. Поэтому сложные углеводы (ди- и полисахариды) предварительно расщепляются до моносахаридов соответствующими ферментами слюны, поджелудочной железы, тонкой кишки. Исключение составляют пектиновые вещества и клетчатка, которые лишь в незначительной мере расщепляются под влиянием кишечной микрофлоры в нижних отделах тонкой и толстой кишок, практически они не усваиваются организмом, и за счет них в значительной степени формируются каловые массы. Избыточное употребление углеводов ведет к перенапряжению инсулярного аппарата и нарушению обмена веществ. Избыток углеводов способствует развитию ожирения, атеросклероза, других заболеваний. Избыточное употребление клетчатки с пищей способствует усилению бродильных процессов в кишечнике и замедляет переваривание белков и жиров. ■
Витамины К витаминам относятся различные по химическому строению вещества с высокой биологической активностью. Они незаменимы для организма и в ничтожно малых количествах играют важнейшую роль в процессах его жизнедеятельности. Тесная связь витаминов с ферментами определяет их роль как биологических катализаторов всех жизненных функций организма. Благодаря витаминам, повышаются защитные функции организма, сохраняются трудоспособность и крепкое здоровье. Обеспечение потребности организма в различных витаминах осуществляется разнообразным питанием и правильным приготовлением пищи, связанным с минимальными потерями витаминов в процессе кулинарной обработки продуктов питания. Для усвоения витаминов организмом человека необходимо их предварительное растворение. По этому признаку все витамины делят на растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жирорастворимые). К водорастворимым относят витамины: С, группы В, РР. К жирорастворимым - витамины: А, Д, Е, К. Минеральные вещества Важнейшая роль в регуляции и поддержании жизненных процессов организма человека принадлежит минеральным веществам, которые делятся на макроэлементы и микроэлементы. Макроэлементы - минеральные вещества, содержащиеся в организме в высоких концентрациях (натрий, калий, кальций, магний, фосфор, хлор, сера). Микроэлементы - минеральные вещества, которые содержатся в тканях организма в очень небольших концентрациях. Наиболее изученными и важными для человека, являются микроэлементы: железо, медь, марганец, цинк, кобальт, йод, фтор. Суточная потребность в макроэлементах исчисляется в граммах, а микроэлементов в миллиграммах и микрограммах. Минеральные вещества поступают в организм в составе пищевых продуктов и жидкостей. Вода Вода составляет около 2/3 массы тела взрослого человека. Особенно много воды в молодом организме. По мере старения количество воды в органах и тканях уменьшается. Воде принадлежит очень важная роль в жизни организма. В воде растворяется большинство веществ, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности органов и тканей. Она является средой, в которой происходят почти все биохимические и биофизические реакции, связанные с обменом веществ и необходимые для обеспечения жизни. Она выполняет роль транспортной системы (перенос питательных веществ). С помощью, воды выводятся из организма продукты обмена веществ (шлаки), поддерживается термическое равновесие. Отдача тепла организмом в окружающую среду происходит путем испарения воды с поверхности кожных покровов и через легкие. Вода необходима для образования секретов и экскретов, обеспечения определенного тургора тканей, она способствует разжижению каловых масс. Потребность человека в воде соответствует количеству теряемой жидкости. В нормальных условиях водные потери взрослого человека за сутки в среднем составляют 2300-2800 мл (с мочой около 1500 мл, путем потоотделения и испарения - 400-700 мл, при дыхании - 300-400 мл, с калом - 70-200 мл). В связи с этим потребность взрослого человека в воде в среднем составляет 35-45 мл на 1кг массы тела. При тяжелой физической работе и высокой внешней температуре водные потери организма, а следовательно, и потребность в воде увеличиваются. Потребность человека в воде возрастает при усиленном питании, избыточной массе тела. В обычных условиях потребность в воде частично осуществляется за счет поступления ее с твердой пищей. Поэтому для полного удовлетворения организма в воде необходимо дополнительное употребление около 1290-1500 мл так называемой "свободной" жидкости (вода, молоко, компоты, супы, соки и так далее). О потребности человека в воде сигнализирует ощущение жажды, связанное с повышением осмотического давления крови. Всасывание воды происходит в основном в кишечнике, в кровь она попадает примерно через 20 минут, в связи с чем утоление жажды наступает не сразу после приема воды. Более физиологично утолять жажду путем употребления по нескольку глотков воды с кратковременными промежутками (5-10 мин). Задержке воды в организме способствует, помимо солей натрия, избыточное питание, пища, богатая углеводами и белками. Напротив, соли калия и кальция стимулируют выведение жидкости из организма. Употребление избыточного количества жидкости влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы и почек, способствует распаду белка, вымыванию из организма минеральных солей и других. Ограничение употребления жидкости ведет к уменьшению массы циркулирующей крови и ее сгущению. Полное отсутствие жидкости человек переносит гораздо тяжелее, чем лишение пищи. Основы рационального питания При построении суточного рациона следует исходить из энергетических затрат организма, его потребности в пищевых веществах (белках, жирах и так далее). Калорийность суточного пищевого рациона должна соответствовать энергозатратам организма. Общие энергетические затраты организма включают в себя энергетические расходы на основной обмен и дополнительный обмен. Основной обмен-расход энергии, затрачиваемой для обеспечения работы внутренних органов и поддержания мышечного тонуса организма в лежачем положении в условиях полного физического и психического покоя через 12-16 часов после последнего приема пищи при температуре окружающей среды 18-20 °С. Уровень основного обмена зависит от пола, возраста и конституции организма. У мужчин основной обмен на 10-15 выше, чем у женщин, у пожилых лиц он снижен. Дополнительный обмен определяется затратами энергии для выполнения той или иной работы. Энергетические затраты организма принято выражать в килокалориях (ккал). Содержание пищевых веществ, их калорийность в продуктах питания могут быть определены с помощью специальных таблиц. Таким образом, несложно рассчитать калорийность пищевого рациона с учетом физиологических потребностей организма. Несмотря на различную калорийность, объем пищи при каждом ее приеме должен быть достаточным для оптимального заполнения желудка и обеспечения чувства насыщения. Продолжительность чувства насыщения в значительной мере связана с длительностью пребывания пищи в желудке. Сравнительно быстро эвакуируется из желудка углеводная пища, медленнее белковая и дольше всех задерживается в желудке жирная пища. Время ощущения сытости удлиняется при приеме жареной пищи и укорачивается при приеме хорошо измельченной или протертой пищи. Не следует злоупотреблять сильными раздражителями, стимулирующими отделение желудочного сока (острые приправы, специи, спиртные напитки). Рекомендуется шире использовать пряные овощи (петрушка, укроп), так как они улучшают вкусовые качества пищи и возбуждают аппетит. Растительные продукты лучше перевариваются и усваиваются в вареном виде. Наиболее рациональным является четырехразовое питание. Перерыв между приемами пищи не должен превышать 4-5 часов. Продукты, богатые белком, рекомендуется употреблять в период активной деятельности - утром и днем. Перед сном нецелесообразно принимать продукты, возбуждающие нервную систему (острые приправы, кофе, какао). Ужин должен быть легким, не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Для благоприятного усвоения пищи рекомендуется кратковременный отдых перед ее приемом. Перед едой необходимо утолить жажду, так как обезвоживание приводит к снижению секреции желудочного сока. Прием пищи лучше начинать с продуктов, возбуждающих желудочную секрецию (закуски, отвары), не следует начинать с жирных блюд, так как они тормозят секрецию желудочных желез. Есть нужно, не спеша, тщательно пережевывая пищу. Организация лечебного питания Лечебное питание - диетотерапия - важнейший элемент комплексной терапии. Обычно оно назначается в сочетании с другими видами терапии (фармакологические препараты, физиотерапевтические процедуры). В одних случаях, при заболевании органов пищеварения или болезнях обмена веществ, лечебное питание выполняет роль одного из основных терапевтических факторов, в других - создает благоприятный фон для более эффективного проведения прочих терапевтических мероприятий. Лечебное питание строится в виде суточных пищевых рационов, именуемых диетами. Диетический режим зависит от характера заболевания, его стадии, состояния пациента. Любая диета должна характеризоваться следующими основными принципами лечебного питания: 1. Калорийностью и химическим"составом (определенное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов). 2. Физическими свойствами пищи (объем, масса, консистенция, температура).
3. Достаточно полным перечнем разрешенных продуктов. 4. Особенностью кулинарной обработки пищи. 5. Режимом питания.
Также широко используются в диетотерапии и другие принципы: 1. Принцип "щажения" - он предусматривает исключение факторов питания, которые способствуют раздражению какого-либо органа и поддержанию патологического процесса (механических, термических, химических раздражителей). Это основной принцип в диетотерапии заболеваний органов пищеварения. 2. Принцип "тренировки" - заключается в расширении первоначальной строгой диеты, которая в том или ином отношении является односторонней, а значит и не полноценной. Часто он осуществляется при помощи назначения разгрузочных (контрастных) диет. Они основаны на ограничении калорийности или связаны с перестройкой химического состава рациона. Они обеспечивают щажение, а также коррекцию обменных нарушений. Их назначают 1 раз в 7-10 дней. 3. Принцип "коррекции" - уменьшение или исключение из диеты каких-либо продуктов веществ) способствующих развитию заболевания. Пример - сахарный диабет. Иногда одна коррекция диетой приводит к нормализации сахара в крови при этом заболевании. В лечебно-профилактических учреждениях пользуются диетами, разработанными в клинике Института питания с номерной системой обозначения, предложенной М.И.Певзнером. Эта система лечебного питания предусматривает существование 15 основных лечебных диет. Кроме того, часть основных диет (1, 4, 5, 7, 9, 10) имеют несколько вариантов, обозначаемых прописными буквами русского алфавита, которые добавляются к номеру основной диеты (1а, 16, 5а). Подробно о характеристике диет см. в приложении. Пропись лечебного питания для пациентов в условиях стационара производится врачом в историю болезни или лист назначений. Палатная медсестра, проверяя листы назначений, ежедневно составляет порционное требование (порционник), в котором она указывает, какое количество каких диет (столов) необходимо для данного отделения. Порционник составляется ежедневно, суммируется старшей медсестрой, подписывается зав. отделением и передается на пищеблок. Сведения о пациентах, выписывающихся из отделения, в порционник не включаются. На пациентов, поступивших в различные лечебные отделения больницы вечером или ночью, порционник составляет медсестра приемного отделения. Для правильного и четкого выполнения рекомендаций врача в отношении диетпитания, палатная медсестра должна объяснить пациенту сущность диеты, целесообразность ее применения. Медсестра должна: 1) ежедневно подавать на пищеблок порционное требование; 2) подавать сведения о назначенной врачом диете буфетчице в отделениях; 3) проводить беседу с пациентом и его родственниками о характере назначенной врачом диеты; 4) ежедневно проводить контроль тумбочек и передач пациентов на предмет соблюдения назначенной диеты. Общее руководство лечебным питанием в больнице осуществляет главный врач или его заместитель по лечебной части. В отделениях больницы эти функции выполняет зав. отделением. Организационное. руководство питанием выполняет врач-диетолог. Ближайшим его помощником является диетсестра, на которую возлагается заведование больничной кухней. Оптимальной является централизованная система приготовления пищи (пищеблок), когда в одном помещении больницы приготавливается пища для всех отделений, а затем доставляется в каждое отделение в маркированных теплоизолирующих емкостях. В буфетной (раздаточной) каждого отделения имеются специальные плиты (мармиты), обеспечивающие подогрев пищи в случае необходимости. Раздача пищи осуществляется буфетчицей и палатной медсестрой, в соответствии с данными порционника. В буфетной (раздаточной) должно быть вывешено меню по каждой диете с указанием веса порций. Пациенты, которым разрешено ходить, принимают пищу в столовой. Находящимся на постельном режиме пациентам буфетчица или палатная медсестра приносит пищу в палату. Санитарки, занятые уборкой помещений, к раздаче пищи не допускаются. Кормление тяжелобольных пациентов осуществляет палатная медсестры. После кормления пациентов производят уборку столовой и раздаточной, дезинфицируют и моют посуду (см. модуль "Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения). Кормление тяжелобольных пациентов Уход за тяжелобольными пациентами требует от медицинской сестры огромного терпения, умения и милосердия. Такие пациенты очень ранимые, часто бывают капризными в своих желаниях, нетерпеливыми. Все эти изменения зависят не от самого пациента, а связаны с влиянием болезни на психику пациента, его поведение. Необходимо расценивать это как симптомы тяжелого заболевания. Для больного человека еда и питье приобретают особо важное значение, часто определяющее либо выздоровление, либо прогрессирование болезни. Например, согласно последним исследовательским работам, проведенным специалистами сестринского дела в Англии, больные, недополучающие жидкость, страдают бессонницей, а их раны заживают значительно дольше, чем у других больных. Неполноценное питание в несколько раз повышает риск развития пролежней, замедляет выздоровление, способствует прогрессированию основного заболевания. Перед тем, как приступить к кормлению, необходимо сделать все лечебные процедуры, осуществить физиологические отправления пациента. После этого необходимо проветрить палату и помочь пациенту вымыть руки. В этом медсестре может помочь санитарка. Лучше всего, если позволяет состояние, придать пациенту полусидячее положение или приподнять изголовье. Если это сделать нельзя, то необходимо повернуть голову пациента набок. Большим подспорьем в кормлении тяжелобольного пациента является функциональная кровать, снабженная специальным надкроватным столиком., Если же таковой нет, то вместо столика можно использовать тумбочку. Грудь пациента накрыть салфеткой, а при необходимости, подложить клеенку. Пища должна быть полужидкой и теплой. Есть много причин, по которым пациент не может самостоятельно есть и пить. Их можно разделить на две большие группы: 1. Больной из-за своего общего состояния не может, есть и пить. 2. У больного снижено или отсутствует желание есть и пить. В зависимости от причины и определяется тактика медсестры в кормлении больного: 1) Общее тяжелое состояние, когда больной лежит и не может протянуть руку к тумбочке. Такого больного надо поить из поильника или трубочки, вставленной в стакан. При этом предварительно дать воды в чайной ложке и попросить его проглотить, чтобы убедиться, что у больного не нарушено глотание. Необходимо, чтобы пища была гомогенной (то есть одинаковой по консистенции). Нельзя поить больных, лежащих с запрокинутой головой, так как при этом надгортанник открывает вход в трахею, и больной может задохнуться. Необходимо, насколько можно, пригнуть голову к груди или немного приподнять больного. Особо ослабленным больным необходимо давать время для отдыха между глотками. Поить таких больных нужно понемногу, но часто. Если больной не может самостоятельно взять чашку или ложку в руку, например, при выраженной деформации суставов кисти, желательно приспособить для него чашку и ложку (ложка с изогнутой ручкой). При кормлении пациента необходимо помнить, что помогать ему надо тогда, когда он самостоятельно не справляется. 2) У больного нет желания есть и пить. Отсутствие аппетита часто возникает в случае, когда у больного депрессия, связанная с тяжестью основного заболевания, с прикованностью к постели. В этом случае желателен более активный двигательный режим (в соответствии с состоянием), общение с родственниками, другими больными, какое-нибудь дело и так далее. Часто пропадает аппетит при плохом уходе за полостью рта, когда во рту у больного развиваются гнилостные процессы. При пережевывании пищи при этом больной не может ощутить ни вкуса, ни самого присутствия еды во рту. Поэтому после каждого приема пищи больному необходимо проводить туалет полости рта. Часто отсутствие аппетита связано с неприглядным внешним видом предлагаемой пищи, плохо вымытой посудой и так далее. Многие больные часто отказываются от еды и особенно питья, так как понимают, что если есть и пить вдоволь, то придется чаще пользоваться судном. Постарайтесь объяснить больному, что есть и пить вдоволь ему необходимо, и что медсестра или санитарка всегда придут ему на помощь в нужный момент, стоит их только позвать. После кормления необходимо убрать остатки пищи и посуду. Необходимо также помочь пациенту прополоскать рот или, если он не в состоянии этого сделать сам, провести орошение полости рта теплой кипяченой водой. Искусственное питание Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка, бессознательное состояние). В подобных случаях организуют искусственное питание. Искусственное питание можно осуществить: 1. При помощи зонда, введенного через рот или нос, либо через гастростому 2. Вводить питательнее растворы при помощи клизмы. 3. Вводить питательные растворы парентеральным путем При помощи клизмы через прямую кишку капельно вводят 300-500 мл теплого (37-38 °С) раствора глюкозы, изотонического раствора натрия хлорида, растворы аминокислот. Подробно о питательной клизме см. в модуле "Клизмы". Парентеральное питание назначают пациентам с явлениями непроходимости пищеварительного тракта, при невозможности нормального питания (опухоль), а также после операций на пищеводе, желудке и других. Для этого используют растворы аминокислот, 5% раствор глюкозы. Кроме того, вводят растворы электролитов, витамины группы В, аскорбиновую кислоту. Средства для парентерального питания вводят капельно внутривенно. Перед введением их подогревают на водяной бане до температуры тела. Необходимо строго соблюдать скорость введения препаратов. Подробно о введении жидкости парентерально см. в модуле "Парентеральный способ введения лекарств". Кормление пациента при-помощи зонда, введенного в желудок через гастростому Гастростому (желудочный свищ) накладывают при непроходимости пищевода, пищу вводят непосредственно в желудок. В первые дни, пока еще не сформировался пищевой канал, весьма неприятно выпадение трубки, которую нельзя пытаться самостоятельно вставить обратно, так как можно попасть в свободную брюшную полость и вызвать перитонит. Для того, чтобы содержимое желудка не вытекало, трубку сгибают и перевязывают или пережимают зажимом. Далее, когда свищ сформируется, медсестра, а затем и пациент, самостоятельно вводят трубку только для, кормления. Перед кормлением на конец трубки надевают воронку. Пища должна быть высококалорийной, жидкой или полужидкой, теплой. Для получения однородной смеси ее можно смешать в миксере. В смеси вводят сырые яйца, мясные и молочные супы, протертое мясо, фрукты, овощи, сливки, сметану, масло, соки, для лучшего усвоения добавляют желудочный сок. Желательно часть пищи дать через рот (хлеб): пациент ее основательно пережует, а затем выплюнет в воронку, откуда она попадет в желудок. Это способствует утолению голода, возбуждению аппетита. Пищу вводят сначала малыми дозами (по 50 мл) 6 раз в сутки. Постепенно объем вводимой пищи увеличивается до 250-500 мл, а число кормлений сокращается до 4-х раз. ПОКАЗАНИЯ: при травмах гортани, глотки и пищевода или тяжелых ожогах, после операций на пищеводе, при неоперабельных (неудалимых) опухолях пищевода и желудка. НЕОБХОДИМОЕ ОСНАЩЕНИЕ: 1) мягкий резиновый, пластмассовый или силиконовый стерильный зонд диаметром 0,5см. 2) воронка или шприц Жане 3) жидкая подогретая пища от 50,до 250 мл 4) слабый раствор перманганата калия 200 мл 5) паста Лассара 6) стерильные салфетки 7) корнцанг Алгоритм действий:
1) к свободному концу зонда присоедините воронку 2) введите в воронку подогретую жидкую пищу 3) влейте в воронку чистую воду (промывание зонда) 4) удалите воронку Уход за гастростомой смотрите в модуле 4.11 "Манипуляции, связанные с уходом за стомами". Кормление пациента при помощи зонда, введенного в желудок через нос или рот Медицинская сестра должна хорошо владеть методикой питания пациента через зонд. Для этой процедуры необходимо приготовить: И) Стерильный тонкий резиновый зонд диаметром 0,5-0,8 см. 2) Вазелин или глицерин 3) Воронку или шприц Жане 4) Жидкую пищу в количестве 600-800 мл. Алгоритм действий: 1) обработайте зонд вазелином (глицерином), 2) через нижний носовой ход введите зонд на глубину 15-18 см, 3) пальцем левой кисти определите его положение в носоглотке и прижмите его к задней стенке глотки (без такого контроля пальцем зонд может попасть в трахею!), 4) голову пациента слегка наклоните вперед и правой рукой продвиньте зонд до средней трети пищевода, (если воздух во время выдоха пациента из зонда не выходит и голос пациента сохранен, значит, зонд в пищеводе), 5) соедините свободный конец зонда с воронкой, 6) медленно вылейте в воронку подготовленную пищу, 7) затем влейте в воронку чистую воду (промывание зонда) и удалите воронку, 8) наружный конец зонда укрепите на голове пациента так, чтобы он не мешал ему (зонд не извлекают в течение всего периода искусственного кормления - около 2-3 недель).
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |