Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Науки о коммуникации

Реклама, связи с общественностью и маркетинговые коммуникации

ВИТАМИНЫ


водорастворимые

           
   
   
 
 

 

 


Vit С Vit В Vit Y
жирорастворимые

 

 

Vit А VitD Vit К Vit Е


 

 

 

 

Реклама и public relations – это два понятия, которые сегодня знакомы практически каждому. На интуитивном уровне это воспринимается как нечто, что позволяет приобрести славу, известность, привлечь внимание к некому товару или человеку. Дать точные их формулировки затруднительно.

Так, несмотря на почти вековую историю существования PR (public relations - связей с общественностью), до сих пор нет единого определения этой деятельности и научной дисциплины.[1] Еще в 1975 году американский фонд Foundation for Public Relations Research and Education при глубоком исследовании этой проблемы выявил более 500 определений PR.[2] Сегодня их не менее тысячи.[3]

Не менее сложная ситуация и с рекламой. Например, авторы энциклопедии «Современная реклама» Кортлэнд Л. Бове, Уиллиам Ф. Аренс считают рекламой оплаченную рекламодателем передачу информации о товарах, услугах и идеях.[4] Однако современные направления рекламной деятельности могут использовать и бесплатные каналы передачи информации (устную коммуникацию), либо касаться создания, ассоциаций и эмоций (брендинг), которые с товарами, идеями и услугами связаны косвенно.

Кроме этого, современные определения «связей с общественностью», в частности идея о переименовании PR-специалистов в «специалистов по коммуникации» (или «коммуникаторов»), заставляет ставить вопрос о схожести и различиях данных видов деятельности с журналистикой.

Все сложнее становится различать эти дисциплины становится потому, что:

1) они используют одинаковые технологии (для рекламы и PR -медиапланирование, мониторинг, в журналистике – тематическое планирование номеров / выпусков, программирование, формирование «повестки дня»);

2) иногда применяются для решения одних и тех же задач (например, продвижение кандидата или товара через модули в газетах, заказные публикации и сюжеты, создание событий – эвентов);

 

Подобная путаница во многом связана с тем, что реклама, PR и журналистика имеют общие корни. Так, в современных исследованиях мы найдем немало свидетельств того, что задолго до появления современной рекламы и дисциплины «связи с общественностью» различные социальные группы и их представители занимались как различного рода пра-информационной деятельностью.

Например, В. Л. Музыкант, доктор социологических наук и профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета Дружбы народов, пишет о том, что протореклама появилась еще в период дорыночной экономики. И она помогала людям выделиться среди окружающих и передать определенные сакральные смыслы.[5] Позже, в античности, когда появился первый – аграрный рынок, реклама стала двигателем торговли.

В древности мы также можем найти и примеры организации связей с общественностью. Например, римский Октавиан Август для укрепления своей власти приказал установить на площадях и в храмах статуи с собственным изображением. Кроме этого, Август прилагал усилия и к тому, чтобы его ассоциировали с «правильным» богом Аполлоном, а его противников – с культом Диониса (который к тому времени часто изображался как пьяница).[6]

Общими для рекламы, PR и журналистики являются и факторы, которые повлияли на их развитие. А именно:

1) развитие капиталистических отношений и рыночной экономики (после изобретения печатного станка информация достаточно быстро превратилась в один из ценных видов товара),

2) развитие коммуникационных технологий и средств массовой коммуникации.

 

Впрочем, и сегодня реклама, PR и журналистика являются родственными и причисляются к блоку коммуникационных дисциплин. Тем не менее, есть ряд признаков которые позволяют говорить об их различиях. Хотя стоит помнить о том, что сегодня протекает процесс интеграции этих дисциплин и вопрос о критериях, которые позволяют отделять один вид деятельности от другого, остается открытым.

 

 

1.2. Определение «public relations»

 

Буквальный перевод термина public relations – «связи с общественностью».

Связи – это коммуникация, коммуникационные механизмы, коммуникационные операции, призванные в нашем случае осуществлять информационное взаимодействие между индивидами или группами индивидов.[7]

Индивиды и группы индивидов являются общественностью субъекта, заинтересованного в информационном взаимодействии. Субъектом может быть как отдельная персона, так и организация (формальная или неформальная). Поскольку предметом внимания субъекта практически всегда является не люди вообще, а конкретные лица, то эквивалентном общественности становится словосочетание «целевые группы»[8] / «целевые аудитории».

Общественность (целевые группы) подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя – это, например, владельцы и персонал фирмы. К внешней общественности фирмы будут относится государственные чиновники, производители товаров для данной фирмы, потребители. Все эти группы разбиваются на партнеров и конкурентов, людей разных возрастных групп и т.д.

Именно для этих групп специалист по связям с общественностью производит, а затем с помощью различных коммуникационных каналов доводит до сведения послания: печатные тексты, устные выступления, визуальные образы, музыкальные композиции и т.д. [9]

В чем отличие специалиста по СО от других людей, которые также непрерывно производят (интерпретируют) различные послания в результате естественной потребности в общении?

Специалист по связям с общественностью (1) сознательно создает их выбирает каналы для распространения, (2) осуществляет этот процесс для решения определенной задачи / цели, чаще всего не связанной с его личными интересами.

Вот почему в 2000 году после почти вековых поисков «верного смысла» термина PR Генеральная ассамблея Европейской конфедерации по связям с общественностью рекомендовала использовать следующее определение:

«PR – это сознательная организация коммуникации. PR – одна из функций менеджмента. Цель PR – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиторией путем двусторонней коммуникации».[10]

На то, что связи (коммуникация) призваны оказывать запланированное (сознательное) влияние на общественность (целевые группы), обратил внимание еще один из основателей дисциплины Эдвард Бернайз. «Паблик рилейшнз – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот». Он и его последователи – сторонники так называемого «компромиссной концепции» PR обратили внимание на то, что если организация (фирма) хочет, что бы ее интересы были восприняты с пониманием, ей самой надо учитывать интересы общественности.

Однако были и иные концепции PR, имеющие право на существование и сегодня. Так пиарщики- альтруисты (в том числе Сэм Блэк) определяли PR как некую деятельность по организации всеобщего сотрудничества во имя «служения интересам общественности». «Паблик рилейшнз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». [11]

А прагматиках, которые вообще не связывали связи с общественностью с идеологией. Так, еще Джон Рокфеллер говорил, что умение общаться с людьми – это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем сахар или кофе. И он подчеркивал, что готов заплатить за такое умение больше, чем за что-либо на свете. Под словом «общаться» американский миллионер говорил об управлении с помощью общения.

Именно такие «прагматические» определения PR мы можем встретить в отечественных словарях. Так, в 1995 году в Словаре иностранных слов МГУ PR понимался как «организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества».[12]

Кроме того, современные теоретики (в частности, Чумиков и Бочаров), дают такие дефиниции понятия PR:

PR – это управление восприятием целевых групп с помощью сознательного производства (интерпретации) посланий и размещения их в специально организованных коммуникационных каналах. [13]

Однако сегодня даже многие специалисты по PR все чаще стремятся уйти от этого слова в названии своих организаций и перепозиционироваться в «коммуникаторов». А влияние теории систем сегодня позволяет PR-специалистам говорить о том, что они выполняют межграничные функции и являются «агентами по обмену [информацией] между организацией и средой ее существования» (Leifer and Delbecq, 1978). Иными словами профессиональные коммуникаторы выполняют роль своеобразного интерфейса между организационной системой и окружающей ее средой, а также связывают различные рабочие группы внутри самой организационной структуры.

Полностью открытых или закрытых социальных систем [коими и являются различные коммерческие и некоммерческие организации, учреждения и прочие образования – К.З.] не существует. Но степень открытости системы может быть различной… Если организация стремится быть отзывчивой и чувствительной к внешним влияниям в процессе разработки стратегии, то информация из внешней среды должна свободно проникать сквозь границы… чтобы получить свободный доступ к группе принимающих решения. В тоже время у системы должны быть и определенные фильтры и ограничители при передаче информации, чтобы пропустить релевантную информацию и защитить систему от информационных перегрузок.[14]

«PR – это управление информацией о компании… Если вы не занимаетесь PR, то вы не контролируете то, что говорят о вас другие, и мнение о вас складывается без вашего вмешательства. – отмечает Марина Горкина, один из практиков отечественного пиара, автор нескольких бестселлеров о практике связей с общественностью. [15]

Задача PR – информировать, вызывать доверие, образовывать.

Недостаток информации провоцирует слухи и домыслы. Потому, что неизведанное страшит человека. Он всегда пытается найти объяснение неизвестному. Если информации нет, ее придумывают. Наличие информации повышает осведомленность и снижает беспокойство.

Информация является ценной потому, что она позволяет людям принимать решения.

Главное, что нужно понять: вы не можете диктовать людям, что им надо знать о продукте или компании. Потребители [клиенты, партнеры…] сами воспринимают из общего потока ту информацию, которая им нужна и интересна.

Вы должны искать рациональные и точные каналы обеспечения своей целевой аудитории информацией. И не стоит замыкаться только на СМИ. Ваши коллеги – это тоже носитель информации, причем этот источник может быть более оперативным и эффективным. [16]

 

Таким образом, можно сказать, что PR – это деятельность по управлению информацией об организации в ее внутренней и внешней среде.

 

Основные заблуждения о сущности связей с общественностью:

1) PR это нечто ужасное, что покупается на свободу людей, органичивает их в информации и пытается манипулировать нашим сознанием. В общем, PR – это манипуляции и грязные технологии. По мнению Горкиной, этот миф рожден из-за того, что широкая общественность часто не понимает принципов работы PR, и сталкивается в основном лишь с избирательными технологиями (которыми, кстати говоря, не исчерпывается даже деятельность по организации связей с общественностью в сфере политики и государственного управления – К.З.).

2) PR – создание некоего благоприятного имиджа, который не соответствует действительности. И ради этой цели пиармен готов использовать любые средства. Виной тому – желание многих руководителей представить свой бизнес или организацию не таким, какими они являются на самом деле. «Увы, PR – это всего лишь информационное отражение реальных действий, а не стиральная машина для «грязного белья» бизнеса» - пишет Марина Горкина.

3) Еще одно заблуждение: PR – это бесплатная реклама в СМИ. И этот миф тоже возник из упрощенного понимания сути PR и его целей. «Реклама должна продавать, а PR – создавать репутацию, которая помогает продавать».[17]

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика диет | PR и область маркетинговых коммуникаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.