Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лоббизм и government relations




PR и политическая коммуникация

 

 

Организация связей с общественностью в политической сфере – это достаточно широкая и разнообразная область деятельности. Однако до последнего времени политическую коммуникация сводили исключительно к избирательным кампаниям. Именно благодаря им население и познакомилось с термином «PR», причем преимущественно в негативном контексте («Черный PR», «Серый PR», манипуляция). Тем не менее, помимо организации избирательных кампаний к политической коммуникации можно отнести лоббизм, установление связей с правительством (GR – government relations) и общественное информирование.

Цель лоббизма GR – установление взаимоотношений между частными лицами, бизнес-структурами, социальными группами и органами государственной власти. Цель общественного информирования – донесение «государственной» информации до населения и установления с ним обратной связи. Цель участия PR-специалистов в избирательных кампаниях – установление отношений между электоратом и политиком либо партией, которые стремятся стать лоббистом интересов избранников в определенном органе власти.

 

 

 

Отношения с различными правительственными и государственными органами – это один из ключевых моментов общественной политики любой коммерческой и некоммерческой организации. Причина проста: действия правительственных органов на местном, региональном и национальном уровне оказывают существенное воздействие на деятельности бизнеса.[249]

Поэтому в общих чертах «лоббирование можно определить как использование группами людей, которые напрямую не связаны с политическим процессом, механизма убеждения для изменения государственной политики в пользу какой-либо организации»[250]. К лоббированию прибегают все типы юридических лиц, во всех секторах общественной жизни, группы любого масштаба и репутации. Эти формальные и неформальные группы могут преследовать самые разные цели: повышения прибыли, борьбу за получение каких-то благ (например, за бесплатное медицинское обслуживание), продвижение какого-либо су­дебного иска, создание курортной зоны, исправление того, что может быть сочтено неправильным и т.д. А так как правитель­ственные структуры — наднациональные, национальные, регио­нальные и местные — могут способствовать или тормозить дости­жение этих целей, с ними необходимо налаживать общение. Поэтому «[социальные] группы осуществляют лоббирование, чтобы гарантировать как минимум нейтральность государства по отношению к их целям, а в лучшем случае — поддержку их».[251]

Считается, что традиция лоббизма как специфического политического явлении берет начало в 1860-х в США, когда президент Уилс Симпсон Грант по вечерам со своей командой «расслаблялся» после напряженного дня в одном из отелей. Там же министры и некоторые сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали небескорыстные обещания выполнить их.[252]

Однако было бы неверным считать, что лоббизм явление исключительно негативное. Лоббистская деятельность в органах власти является одним из элементов механизма взаимодействия гражданского общества и государства во многих странах мира. По-сути, это еще один механизм согласования интереса различных общественных групп, который используют во многих политических системах. Например, в 20 веке в США появилось специальное законодательство, регламентирующее систему лоббирования: Например, согласно статье 308 федерального закона о регламентации лоббистской деятельности, любой человек, который за плату или по иным соображениям предпринимает действия, цель которых – оказать влияние на одобрение или отклонение какого-то закона, обязан зарегистрироваться в Конгрессе.[253]

Впрочем, необходимо отметить, что суть лоббизма по-прежнему неоднозначна, хотя сегодня уже можно говорить о его причинах. Например, американский автор Даль (Dahl, 1961) в книге «Кто управляет» (Who Governs) пи­сал: «в рамках политической системы, в которой практически все взрослые граждане имеют право голоса, но в котором знания, богатство, социальное положение, доступ к официальным лицам и прочие ресурсы распределены неравномерно…»[254] И хотя остается вопрос, кто же фактически управляет обществом (правительство или различные группы влияния на него), среди американских авторов есть тех, кто полагают, что правительство – это просто рефери, судья между различными группами. А потому «большинство американских учебников (вольно или невольно) впитали его идеи о том, что лоббирование (часть PR, касающаяся общественных событий) — гарант плюра­лизма».[255]

Тем не менее, приверженцы марксистских взглядов критиковали и продолжают критиковать лоббизм как технологию за то, что далеко не все группы в среде свободной рыночной экономики одина­ково влиятельны и не все обладают неравным могуществом, и по этой причине неравными возможностями «доступа» к правитель­ственным структурам. Например, Линдблом (1977) отмечает, что группы «остаются чрез­вычайно неравными с точки зрения богатства... некоторые из них могут привлечь поддерживающую организацию; некоторые могут воспользоваться услугами консультантов по PR, приобрести время вещания на телевидении или радио, место на страницах перио­дической печати или на других общественных трибунах, а другие — не могут».[256]

Например, правительство обычно правило, прислушивается к начальникам полиции, когда они выступают единой группой. А вот безработным или потребителям из-за сво­ей многочисленности и рассеянности по всей территории страны гораздо сложнее объединиться в группу и лоббировать свои интересы. Такая асимметричность доступа в высшие эшелоны власти кри­тически важна для лоббистов крупных корпораций, потому что определяет их шансы на успех: «группы аутсайдеров» обычно не доби­ваются принятия благоприятных для себя решений в правитель­стве.

В вопросе о моральности лоббизма трудо поставить точку. Но необходимо признать, что есть страны (США и Канада), где лоббистская деятельность регулируется четкими законами, обязывающими, например, публиковать финансовые отчеты с затратами на лоббизм, обнародование целей лоббистской кампании. Есть страны, где таких законов нет, но он все равно признается неотъемлемой частью политического процесса. Либо он официально не признается, но в политической системе создан мощный и эффективный механизм воздействия групп интересов на процесс принятия политических решений. Пример - Скандинавия, где общественным группам отводится очень большая роль в выработке политического курса государства. И, наконец, есть страны, где лоббизм не только не признается существующим де-факто, но и приравнивается к коррупции.

Лоббизм и GR в России. Россию можно отнести ко второй группе. Хотя специального закона о лоббизме у нас не существует, возможность влияния различных групп на органы власти предусмотрена рядом нормативных документов. Например, подвинуть частные интересы можно посредством такой легальной формы, как «всенародное обсуждение законопроекта». Вливанию новых интересов в парламент способствуют также парламентские слушания, на которых представители общественности выражают различные позиции относительно принимаемых органами власти мер. Кроме того, сегодня саморегулируемые организации выступают в качестве одной из возможных правовых форм представительства интересов бизнес-сообщества в органах власти.[257]

И все же в целом лоббизм и government relations в России остаются пока новым направлением деятельности, хотя в вузах уже даже появились кафедры GR. Однако по мнению некоторых членов Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), некорректно смешивать эти два понятия. «Ключевую функцию GR и его отличие от лоббизма определил сопредседатель комитета по Government Relations РАСО Игорь Минтусов: «Специалисты в области GR – это люди, которые строят мост между властью и бизнесом, для того чтобы по этому мосту могли свободно идти лоббисты с “интересными” предложениями для власти». Иными словами GR – это сфера общего менеджмента, а лоббизм – это технология.[258]

Отличия лобби и GR описывает член РАСО Павел Толстых, директор Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти.[259] Лоббист за определенный гонорар все-таки занимается тем или иным видом подкупа политика или должностного лица. Его ключевой ресурс - доверие чиновника и возможность в неформальной обстановке обсудить с ним различные проблемы. И в целом, наиболее эффективные лоббистские технологии коррупционны и выходят за рамки Уголовного Кодекса РФ.

Ключевая задача GR-специалиста – предвидеть возможные проблемы и потенциальные возможности со стороны органов государственной власти и вовремя информировать руководство. Мастерство GR-специалиста заключается также в возможности донести позицию компании до чиновника, аргументировано доказать свою точку зрения и т. д. В профессиональной GR-среде существует мнение, что безупречно подготовленная позиция сильнее коррупции.

 

Отличие лоббизма и GR. Источник: Толстых П. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий // www.raso.ru

 

  Лоббист GR-специалист
Оплата Работает за гонорар или процент от сделки Работает за заработную плату и возможный годовой бонус
Уровень (иерархия) взаимодействия Взаимодействует с акционером компании или его доверенным представителем В ранге вице-президента или заместителя председателя правление отчитывается перед лицом, возглавляющим компанию
Технологии реализации заказа Взятки, политический торг и обмен, различного рода давление Аргументировано (экспертно) доказывает позицию компании перед чиновником
Число клиентов Работает с множеством клиентов, продавая свой ресурс Работает на одного заказчика: своего работодателя
За что ценится Являясь доверенным лицом принимающего решение (чиновника или депутата), обладает возможностью «решать вопросы» в требуемом органе государственной власти Являясь профессионалом в своей области, отслеживает возможности и опасности со стороны органов государственной власти
С какими органами власти взаимодействует Работает со всеми органами государственной и муниципальной власти (включая судебную ветвь власти, а также Генпрокуратуру, ЦИК, ЦБ и Счетную палату), на которые есть спрос со стороны заказчика В большинстве случаев – с органами законодательной и исполнительной власти, влияющими на отрасль и компанию
Место работы Работает на себя или в качестве партнера. Позволить себе лоббиста может ограниченное число компаний Работает в качестве наемного менеджера

 

В профессиональной среде специалистов по связям с госорганами помимо терминов «лоббизм» и «Government Relations (GR)» используется также понятие «Public Affairs (PA)». Если PR подразумевает выстраивание отношений со всеми выгодополучателями (см. лекцию № 7), то PA – лишь с теми из них, которые так или иначе вовлечены в процессы публичной политики, формирования повестки дня. Согласно этой концепции, PA включает в себя такие функциональные области, как community relations (связь с местным сообществом) и social responsibility (социальная ответственность).

Алгоритмы. В Российской практике GR можно обозначить несколько популярных способов выстраивания отношений с властями:

1) Для установления первого контакта с нужным чиновником можно стать участником публичного мероприятия: форума, конференции и т. п. и попасть в президиум. Еще лучше – организовать такого рода публичное мероприятие. При отсутствии личных связей нужного уровня можно вступить в отраслевой союз, ассоциацию или фонд или создать их.

2) После установления контактов возможно воздействие через предоставление экспертной информации институтам власти. Это самый распространенный и открытый способом GR. Большая часть законопроектов или готовящихся решений в органах исполнительной власти требует специальных знаний, а аналитические службы при органах власти зачастую неспособны представить исчерпывающую информацию по существу рассматриваемого вопроса

3) Воздействие на органы власти компании могут осуществлять не в одиночку, а создавая коалиции с другими заинтересованными компаниями. Строительство коалиций - необходимый и неизбежный шаг в лоббистской кампании, поскольку любая группа интересов представляет собой меньшинство.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.