Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация как процесс




Коммуникация это связь, а раз существует связь, то значит есть и объекты этой связи. То есть вступая в коммуникацию и люди, и животные (хотя последние в неразумной форме), обмениваются друг с другой какой-то полезной информацией. Коммуникационными партнерами однако могут быть не только какие-то конкретные люди, но и общности людей, созданные ими организации, поселения и даже целые государства.

Что же касается самого предмета обмена, т.е. информации, то это могут быть различного рода сигналы, сведения, сообщения, образы. Информации нет, когда ситуация полностью предсказуема, т.е. никаких новых сведений не поступает. Любая информация вносит в жизнь человека элементы неопределенности, поэтому, чем больше информации, тем неопределеннее и... интереснее жизнь человека. Чтобы лучше объяснить это рассмотрим несколько примеров. Допустим, что вы никогда ничего не слышали про авокадо и не представляете, как оно выглядит. Естественно, что вам не придет в голову думать о том, чтобы его съесть, так как нельзя желать съесть того, что реально для вас не существует. Но вот вы прочитали про авокадо в книге. Естественно, что увидев его на прилавке магазина вы можете подумать о том, что было бы неплохо его попробовать.

Или другой пример. Вы ничего не знали про Африку, да и вообще околица вашей деревни представлялась вам концом света. Правда, в настоящее время таких деревень, наверно, уже и не осталось, однако на Севере есть немало чумов, дети из которых до своей первой поездки в школу-интернат дальше нескольких километров от него не отходили и даже дома, построенные из дерева и камня, видели только на картинках из книг (да и то не все!).

Но будучи перевезенными на "большую землю" вертолетами, они получают новую информацию, узнают о новых реальностях и степень неопределенности в их жизнь растет. Раньше они так бы и коротали свою жизнь возле отцовского чума, не удаляясь от него дальше известных им мест оленьих перекочевок, а теперь, в принципе, каждый из этих ребят может купить билет и поехать в качестве туриста в ту же Африку. То есть информативность порождает вариативность поведения, вот почему, кстати, демократическое общество оказывается в лучшем положении, нежели тоталитарное. Например, граждане СССР периода тоталитаризма знали про ту же Африку, однако, поехать туда не могли и вынуждены были довольствоваться выдаваемой им официальными СМИ информацией: «В Африке расисты, в Африке плохие белые угнетают хороших черных». Имея же доступ к различным информационным источникам, а главное - возможность побывать там, где хочется, люди из демократических стран могли иметь по этому поводу куда более объективную точку зрения и соответственно ей поступать! Вот почему демократическое общество еще и более информативно, нежели тоталитарное.

Существует множество научных теорий и моделей коммуникации, т.е. передачи информации от одного объекта к другому. В первую очередь нужно выделить теорию коммуникаций К.Шеннона и У.Ивера, вошедшую в научный оборот в 1949 г., в соответствии с которой коммуникация представляет собой простой линейный процесс. Сегодня она рассматривается для технических и социальных, т.е. общественных систем как самая простая и общая. В ней присутствуют следующие участники процесса: ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ – ПЕРЕДАТЧИК ИНФОРМАЦИИ - КАНАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - СИГНАЛЫ, НЕСУЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ - Приемник ИНФОРМАЦИИ - ПОЛУЧАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ. В процессе передачи информации передающими устройствами информация кодируется в форму облегчающую её передачу: речь записывается, изображение снимается на видеокамеру и т.д. Получатель информации декодирует, т.е. расшифровывает сообщение. Он читает своими глазами текст, рассматривает изображение на телеэкране, причем в мозгу его при этом происходит формирование мыслеобразов, слушает (с там же эффектом) передачу по радио.

Любой канал информации обладает конечной пропускной способностью, поэтому если попытаться пропустить через него больше допустимой величины, то качество передачи и приема значительно ухудшится из-за различного рода помех или так называемых "шумов".

Примером может служить банальная зарисовка из жизни: вы собираетесь на дискотеку, причем в комнате включен телевизор. Вы думаете о том, как лучше всего одеться, но при этом вас также интересует и то, о чем идет речь в телепередаче. Естественно, что канал вашего восприятия при этом перегружен и вы воспринимаете лишь обрывки того, что там говорят. На этой особенности восприятия человеческого мозга, кстати, основаны и все трюки, которые проделываются фокусниками. Они хорошо знают, что нетренированный человек не может уследить одновременно за двумя действиями или движениями и, соответственно, этим пользуются!

В процессе передачи и приема информации встречаются самые различные барьеры, мешающие 100% коммуникации:

• технические, связанные с качеством техники;

• географические, связанные с ослаблением сигнала, проходящего над поверхностью Земли;

• исторические - чем дальше от нас событие во времени, тем сложнее понять действия его участников и окружающую их обстановку;

• ведомственные ограничения, налагаемые на распространения информации;

• тоже ограничение, но осуществляемые в интересах государства и частных лиц;

• экономические: нет денег, чтобы купить информацию;

• социо-культурные: нет потребности получать информацию;

• языковые различия - отсутствие знания иностранного языка;

• культурно-национальная специфика, связанная с различными взглядами на один и тот же предмет у разных народов, что является результатом воспитания и проживания в разной естественно-географической и культурной среде.

В целом модель коммуникационного процесса может быть представлена в виде следующей схемы:

 

А вот что столь же схематично представляют собой источник сообщения, кодирование, собственно сообщение и его декодирование:

 

 

 

 

В конце цепочки передачи информации всегда стоит ее получатель. Таким образом, отправитель или источник сообщения является центральным субъектом инициирующим коммуникационный процесс, причем источником сообщения (информации) может быть политик, публично выступающий с речью, организация, распространяющая пресс-релиз или устраивающая конференцию, презентацию и пр.

Факторы, повышающие значимость информации:

• статус, квалификация информатора;

• общая ситуация, тема сообщения, время ее обнародования.

Кодирование - это перевод на язык коммуникации идей, замыслов отправителя. Например, написанная спичрайтером речь политического деятеля, может пойти в СМИ в виде пресс-релиза, последний может быть с учетом ментальности читателей отредактирован редактором газеты.

Вывод: идею, которую изначально имел в виду политик, трижды перейдет по цепочке: спичрайтер, пресс-секретарь, редактор. Эти три человека являются в этом примере кодировщиками.

Код - это система правил, по которым осуществляется функционирование языка. Коды способствуют трансформации субстанции сообщений, их передаче или консервации и хранению в зависимости от различных ситуаций и условий. Рассматривая систему кодов массовой коммуникации, можно выделить три вида кодов: коды, используемые при переходе от реальности к изображению; коды при переходе от реальности к языку; коды при переходе от изображения к языку. С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения.

Контексты могут быть социальными, историческими, библиографическими, художественными и т.п. Их связь с текстом - непосредственная и опосредованная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.