Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы проведения родительского собрания

Почти всегда цель родительского собрания - информирова­ние родителей. Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать - задачи совершенно раз­ные и предполагают применение различных методов.

Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подме­ну: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринимать, он на­чинает воздействовать с помощью информации, то есть учить ро­дителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не ос­мысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержа­ния, сопротивление слушателей.

Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.

Начало разговора.

• Главное требование - начало разговора должно быть крат­ким, эффектным и четким по содержанию.

• Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максималь­но спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волне­ния.

• Если это ваша первая встреча - правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отно­шении детей, которые составят основу вашего авторитета и значи­мости в глазах родителей.

• Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недора­зумения. Можно просто констатировать, что встреча началась не­сколько не так, как планировалось.

Почему не следует извиняться? Извинения немедленно по­ставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значи­мость вашей информации в глазах слушателей.

• Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.

• Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмот­рим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

• Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать луч­ше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попроси­те родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать во­просы.

Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксиро­вать их для себя на доске или листе бумаги.

Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?

• Если класс небольшой или слушателей немного, лучше си­деть в общем кругу или сбоку от собственного стола.

Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место -учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.

• Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей.

• Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немно­го вперед, к самым партам или рядам стульев.

• При подведении итогов, давайте слушателям немного об­думать и осмыслить, отойдите к доске.

• Соотнесите голос с размерами помещения.

• Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:

- повторение последних слов,

- модулирование акцентов при помощи голоса.

• Следите за паузами: они должны быть!

Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думать лучше всего в паузах.

• Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и ми: мики.

При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.

Позы и жесты желательно применять преимущественно от­крытые, доброжелательные: движения рук при жестикуляции - от себя, а не на себя, и многое другое, что вам хорошо известно.

• Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

• Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.

• Четко определите тему и придерживайтесь ее.

• И последнее. Родители должны убедиться, что такие встре­чи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются опре­деленным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проведение беседы учителем по инициативе родителей | ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Общение занимает ведущее место в педагогической деятель­ности, поэтому мы считаем необходимым формирование у педаго­гических работников навыков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.