Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты модели профессионально ориентированного воспитания учащихся профильных ФМК

 

Модель профессионально ориентированного воспитательного процесса ППДОФ учащихся ФМК содержит следующие блоки: востребованность; факторы; цели, принципы (организационно-педагогические, дидактические); содержание воспитания; деятельностный блок (направления, механизмы реализации, методы, средства, формы); условия эффективного воспитательного процесса, в том числе требования к классному руководителю (к деятельности, профессионально-личностным качествам); результативность воспитательного процесса (рис. 2.23).

· Востребованность ПОВ в ФМК обусловлена объективными педагогическими требованиями диалектического единства обучения и воспитания: ПОВ должно усиливать эффективность ППДОФ. Социальная востребованность исходит из требований контингента ФМК – субъектов процесса ПОВ, объединённых единством целей, профессиональных интересов, мотивов, установок (субъективный аспект требований).

Факторы. Общим и главным фактором ПОВ является относительная однородность состава профильного класса, заключающаяся в общности профессиональных планов учащихся. Специфическим фактором ПОВ является наличие особого физического мышления и логического склада ума учащихся профильных ФМК, требующих особого подхода в воспитании.

Целевой блок. В соответствии с иерархией целей глобальнымиобщими социокультурными воспитательными целями, стоящими перед субъектами образовательно-воспитательного процесса являются:

 

 

Рис. 2.23. Блоки организационно-педагогической модели
профессионально-ориентированного воспитания (ПОВ)
(КР – классный руководитель)

 

– формирование всесторонне развитого человека, гармонической нравственной личности через активизацию внутренних возможностей учащегося;

– формирование у учащихся научного мировоззрения и космического (глобального) сознания.

Главными (базовыми) общими целями являются:

– формирование общей культуры, научного мышления;

– интеллектуальное развитие учащихся.

Главными специфическими целями являются:

– формирование ценностей у будущего физика-исследователя – постижение истины, познание тайн природы, построение научной физической картины мира;

– формирование позитивного образа профессионала в области физики;

– формирование основ исследовательской и информационной культуры, являющейся компонентами профессиональной культуры будущих физиков;

– воспитание в учащихся мотива достижения цели, потребностей и мотивов к самообразованию в области физики; исследовательской деятельности (экспериментальной, теоретической, расчётной), к максимальному развитию профессионально-личностных качеств и творческих способностей, являющееся средством достижения состояния акме.

Частные специфические цели (относятся к конкретной школе, конкретному классу):

– профессиональная социализация: адаптация учащихся ФМК к условиям физического/физико-технического факультета материнского вуза;

– профориентация на получение конкретной специальности в области «физика» (физика, радиофизика и электроника, физика металлов и проч.);

– построение адаптивной развивающей образовательной коммуникативно-деятельностной среды в ФМК, являющейся необходимым условием психологического, личностного, социального, профессионального развития учащихся в области физики.

· Принципы воспитания учащихся физико-математических классов включают в себя общие и специфические.

Среди общих главными(базовыми, основополагающими) являютсяпринципы: демократичности воспитания; гуманизации; принцип природосообразности,предполагающий учёт половой и возрастной дифференциации и дифференциации по природным задаткам; индивидуализации; принцип культуросообразности направлен на формирование личности учащегося в рамках национальной, исторической, информационной, коммуникативной, исследовательской культур; акцент на самовоспитание; динамичность и гибкость методов и др.

Среди специфических главными выделены принципы:

профессиональной ориентации воспитательного процесса – выбор специфических методов, форм, средств, согласующихся с интересами учащихся ФМК – будущих специалистов в области физики;

воспитывающего обучения (ВО),который утверждает, что правильно организованное обучение является мощным средством нравственного воспитания. ВО – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением знаний, умений, усвоением опыта творческой деятельности учащимися и формированием их личностных качеств [65, 408, 284]. Понятие «ВО» введёно немецким педагогом И.Ф. Гербартом, который утверждал: «Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишённая средства» [65]. Физика и астрономия заключают в себе огромные резервы воспитательного воздействия на формирование мировоззрения, глобального сознания, научного мышления.

Частными специфическими принципами ПОВ являются: принцип педагогической целесообразности и разумной достаточности, определяющий меру педагогического вмешательства педагога в жизнь класса или конкретного учащегося; признание и поощрение положительных результатов и успеха деятельности каждого учащегося, укрепляющих статус учащегося в классе или обеспечивающих определённый шаг к нему в любых областях – физика, спорт, музыка, рисование, танцы и т.д.; создание ситуаций успеха для всех учащихся класса, в том числе искусственное (специально спланированное).

· Содержание профессионально ориентированного воспитания и его компоненты

Содержание воспитания мы рассматриваем как общественно-исторический опыт, передаваемый учащимся ФМК и осваиваемый ими в процессе ППДОФ и включающий в себя опыт отношений личности в контексте концепции личности В.Н. Мясищева, который рассматривает личность как систему отношений (при этом выделяя «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную) и «конативную» (поведенческую) стороны отношений) [275]. Основными компонентами содержания ПОВ учащихся ФМК являются:

I. Совокупность профессионально-личностных характеристик выпускника ФМК: специфических -наличие основ информационной и исследовательской культуры, научного мировоззрения, коммуникативных качеств (общение с помощью языка формул), «космического» мышления; любовь к творческому поиску, эксперименту; ответственность за судьбу цивилизации и технический прогресс; гордость за достижения отечественной науки в области физики и техники и др; общих – дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость в достижении целей, аккуратность и др.

II. Система профессионально-этических знаний, умений, компетентностей (общих и специфических).Знание основ общей и профессиональной культуры определяет адекватность и правильность принятия решений в соответствии правилами и нравственными законами социума, система этических умений – адекватность действий и поступков личности в соответствии с кодексом поведения в социуме (в т.ч. в профессиональной сфере). В процессе ПОВ формируются культурна компетентность, определяющая способность ориентироваться в общекультурном и профессиональном культурном пространствах; этическая компетентность, определяющая способность и готовность к решению общих и профессионально значимых этических и мировоззренческих проблем; личностная, характеризующая поведенческие умения в профессиональных ситуациях и определяемые совокупностью личностных качеств индивида.

III. Система профессионально-значимых ценностей, убеждений. Ценностями будущего специалист-физика являются: человеческая цивилизация, физика как наука и как область познания, творчество в области физики, технический прогресс, идеи и т.п. Убеждения – это установки,содержательно определяющие идейность личности, Убеждение выступает как «высшая форма направленности личности, в психологическую структуру которой входят мировоззрение и стремление к его осуществлению в деятельности» [408, с.801], а также «как форма сознания, отражающая его уверенность в истинности и ценности норм, принципов, правил и идеалов» [408, с.802]. Для физика - это уверенность в истинности научных суждений, законов, современной физической картины мира.

IV. Система отношений личности в процессе ППДОФ включает в себя следующие отношения: производственные – деловые отношения; мотивационно-ценностные (общего характера – к миру, людям, общечеловеческим проблемам, специфические –кпрофессиональной деятельности физика, к науке и научным открытиям к ответственности за судьбу человечества на нашей планете и др).; эмоционально-волевые в отношении поставленной цели, раскрытия сущности непознанных физических явлений и т.п.(волевая регуляция деятельности, волевые свойства личности – целеустремлённость, решительность, выдержка, мужество, терпение, настойчивость и др. для успешного решения задач в сфере выбранной профессиональной деятельности в области физики).

Структура содержания ПОВ изображена на рисунке 2.24.

Особое значение в ФМК придается воспитанию мотива достижения цели через создание ситуаций успеха, чтобы каждый учащийся верил в свои силы и умел достичь поставленной цели. По Д. Макклеланду, этот мотив называется потому, что она может быть сформирована при соответствующем причинном объяснении неоднократно повторяющихся ситуаций неуспеха.

Ситуацию успеха надо планировать, опираясь на интерес учащихся к физике, технике при организации профессионально значимых видов деятельности, (выставки научно-технического творчества, олимпиады и др.), или на любой другой интерес, который заведомо приведет к успеху [100, 361]. человека

 

Сод

 

2.24

 

может развиться так называемая «выученная беспомощность» – крайне негативная схема, которая ставит незримый, но очень прочный барьер на пути достижений. Такие учащиеся видят основную причину неудач во внешних факторах, в невезении. Действие такой причинной схемы сопровождается негативными переживаниями собственного бессилия и беспомощности, а также свёртыванием попыток достичь чего-либо. «Выученная» беспомощность складывается из двух противоположных мотивационных тенденций – стремления к успеху (высокий уровень мотивации достижения) и избегания неудач (низкий уровень мотиваций) [508, 509]. Д. Макклеланд сформулировал условие формирования мотивации достижения: формирование синдрома достижения, то есть целенаправленное формирование у учащегося стремления к успеху, а не стремления избегать неудач. В результате серии неудач у

· Деятельность в процессе ПОВ

Главным подходом к деятельности КРявляется личностно-ориентированный, предполагающий учёт личного опыта школьника, его личностных возможностей и особенностей

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие понятия и положения | Дисциплина: Правовое обеспечение информационных технологий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.