Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карьерные рудоспуски




По местоположению относительно контура карьера различают внутренние и внешние рудоспуски. Они состоят из устья, ствола и выпускных устройств (рис. 17.3).

По мере отработки уступа верхнюю часть внутренних рудоспусков периодически погашают, а устье оборудуют на нижележащем горизонте. Перегрузочные пункты над устьями внешних рудоспусков иногда оборудуют щековыми дробилками.

Ствол рудоспуска — вертикальный (иногда наклонный), круглого (диаметра dp = 3÷6 м) реже квадратного сечения.

При этом dP>3dк, где dк — размер максимального куска. Как правило, рудоспуски не крепят. Для контроля за движением руды и ликвидации зависаний параллельно нижней части рудоспуска (рис. 17.4) проходят контрольный восстающий высотой 50 м и более, который через 10—12 м соединяют со стволом смотровыми ходками. Нижняя часть ствола служит аккумулирующей емкостью для магазинирования руды (см. рис. 17.3, а, б), что увеличивает производительность рудоспуска и предотвращает разрушение выпускных устройств. Общая глубина рудоспусков Яр на карьерах изменяется в пределах 50—700 м.

Из нижней части ствола руда перегружается в железнодорожные вагоны или на конвейер через люковые выпускные устройства, состоящие из днища и затворов.

 

Рис. 17.3. Схемы карьерных рудоспусков:

а — внутренний вертикальный; б — то же, с аккумулирующей камерой; в — внешний наклонный; 1— устье; 2 — ствол; 3 — смотровые ходки; 4 — буферный столб; 5 — выпускные устройства; 6 — думпкар; 7 — штольня; 8 — контрольный восстающий; 9 — аккумулирующая камера; 10 — погрузочная камера; 11 — перегрузочный пункт с дробилкой; 12 — конвейер

 

 

Рис. 17.4. Схема нижней части рудоспуска:

/—ствол; 2 — днище ствола; 3 — лоток-заслонка; 4— отбойный щит; 5 — погрузочная камера; 6 — пальцевый затвор; 7 — выпускное отверстие

Днище ствола — обычно плоская, армированная металлом односкатная или двухскатная поверхность с углом наклона а до 50°. Бесперебойность и интенсивность выпуска руды существенно зависят от формы и размеров выпускного отверстия рудоспуска. Минимальное сопротивление истечению связной рудной массы оказывает круглое выпускное отверстие, однако по условию проходимости крупных кусков более благоприятно прямоугольное сечение при соотношении сторон 1: 1,5.

Выпуск руды регулируется с помощью пальцевых затворов (иногда цепных в комбинации с лотком-заслонкой). Для предотвращения слеживания, замерзания и заклинивания крупных кусков могут быть использованы вибровыпуск, а также обогрев люковых устройств. Погрузка на конвейер осуществляется через ленточные или пластинчатые питатели. Высокопроизводительные рудоспуски оборудуются двумя-четырьмя выпускными устройствами для одновременной загрузки нескольких вагонов в одной или двух штольнях (см. рис. 17.3, б).

Надежность эксплуатации рудоспусков определяется в первую очередь предотвращением сводообразования (зависания руды) и разрушения их стенок. Основная причина сводообразования — переуплотнение руды в нижней части рудоспусков под действием динамических и статических нагрузок, резко интенсифицирующееся при магазинировании заснеженной руды в зимний период, что ведет к смерзанию рудной массы. Профилактические мероприятия включают: уменьшение содержания снега в поступающей руде, понижение температуры замерзания рудной массы, предотвращение переуплотнения магазинированной руды и связанное с этим установление рационального режима работы рудоспуска, определяющего его производительность.

Предотвращение переуплотнения руды в рудоспусках достигается: использованием наклонного рудоспуска, заполнением рудой части рудоспуска по глубине (созданием буферного столба) с постоянным пополнением убывающего количества руды по мере выпуска, расширением нижней части рудоспуска с созданием аккумулирующей камеры, предварительным дроблением руды, комбинацией указанных способов.

Наклонные рудоспуски применяются редко из-за интенсивного истирания основания выработок, а также уменьшения площади их сечения и дополнительного сводообразования вследствие налипания влажной мелкокусковатой руды.

К основным параметрам режима эксплуатации рудоспусков относятся интенсивность загрузки и выгрузки руды из рудоспуска, а также оптимальный объем магазинированной руды.

Зависания руды близ выпускных люков ликвидируются механическим способом (шуровкой или подачей сжатого воздуха). Основной способ ликвидации сводообразования — взрывание патронированных фугасных зарядов ВВ массой 2—4 кг около места зависания, куда они подводятся на шестах через выпускное отверстие. При расстоянии до свода более 10—12 м целесообразно использовать реактивные снаряды.

Срезку (погашение) рудоспусков производят с предварительным заполнением или без заполнения их рудой (рис 17.5). При втором способе срезаемый слой около рудоспуска обуривают скважинами, взрывают, а выем производят экскаваторами. При втором способе взорванную породу сталкивают в рудоспуск бульдозером.

Достоинства карьерных рудоспусков: минимальное расстояние транспортирования (в 3—20 раз меньше, чем автосамосвалами), относительно небольшие капитальные вложения, низкие эксплуатационные расходы, небольшие трудоемкость и энергоемкость, гибкость связи между сборочным и внешним транспортом.

Недостатки: зависимость от климатических условий и свойств руды жесткие требования к режиму эксплуатации, значительный износ транспортных устройств и выработок, затруднения с разделением руд по сортаменту. Преимущественная область применения рудоспусков — нагорные карьеры, когда угол наклона косогора превышает 20°.

 

 

 

Рис. 17.5. Схемы погашения внутренних рудоспусков при наличии (а) и отсутствии (б) экскаваторной выемки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.