КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы регулирования доходов и потребления
Вопросы для самопроверки 1. В чем состоит различие социальных стандартов, существующих в сознании людей и устанавливаемых государством? 2. Каковы причины приоритетности введения минимальных социальных стандартов? 3. Какие основные виды социальных норм используются в регулировании социально-экономических процессов, в чем состоит их содержание? 4. Чем характеризуются государственная социальная стандартизация и государственный минимальный социальный стандарт? 5. Каковы задачи и принципы социальной стандартизации? 6. Какие требования предъявляются к социальным стандартам? 7. В чем состоят основные конституционные гарантии гражданам, определяющие направления стандартизации? 8. Какие социальные стандарты доходов населения установлены в России? 9. Какие стандарты применяются в сфере бесплатных и общедоступных услуг? 10. В чем заключается роль социальных стандартов при формировании бюджетов и регулировании межбюджетных отношений? 11. Какова практика использования социальных стандартов для определения объемов социальных трансфертов на основе определения приведенных бюджетных расходов? Глава 11. Регулирование доходов и заработной платы 11.1. Основы государственного регулирования доходов и заработной платы Цели и основные методы регулирования Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней. Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весьма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в перераспределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно большое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде западноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские страны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.
* Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995. С. 290.
Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности. Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, представлены в табл. 9.4. Таблица 9.4.
Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды. Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива. Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Законодательное установление минимума заработной платы Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.*
* Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 // Российская газета. 1999. 17 марта.
Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, — установление минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы. Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом (1,7), то необходимо двигаться в этом направлении, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5—2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отраслевых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров (см. п. 11.2), позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда. Индексация доходов и начисленной заработной платы Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов населения — одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой). Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы. К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности (более подробно об индексации см. гл. 14.). Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов Социальный потенциал налоговой системы в современной России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не используется. Существующая система налогообложения не учитывает положения в российской экономике и связанного с ним резкого имущественного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, получающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн руб. в год. Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п. Используемая в России налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих перспективы ее развития, — в промышленности, науке, культуре. В российской переходной экономике государственное регулирование доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рассматриваться как необходимое условие прекращения спада производства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами: • высокодоходные группы населения России не склонны к сбережениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров; • при сокращении производства и снижении доходов у большинства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращается потребление таких услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов; • повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоходных) групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, способствует развитию отечественного производства, инвестиционной активности и росту занятости. Если политика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту; • более взвешенный подход к распределению доходов — психологически важный положительный фактор. Если имущественное неравенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп населения будет увеличиваться, усиливается противодействие реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев. Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения. 11.2. Коллективно-договорное регулирование доходов и заработной платы Цели и задачи переговоров Коллективно-договорное регулирование заработной платы должно обеспечивать и развивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Кроме того, задачей коллективно-договорного регулирования является упорядочение соотношений в уровнях заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников. Субъектами переговоров в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»* выступают представители работодателя, наемных работников и соответствующих органов исполнительной власти. Статьей 21 Закона установлено, что содержание соглашения определяется сторонами, их заключающими. В то же время в законодательстве не определено, какие условия и принципы оплаты труда должны содержаться в соглашениях, а также не предусмотрена взаимосвязь между отдельными видами тарифных соглашений (Генеральное, отраслевое, региональное, профессиональное) и коллективным договором, заключаемым на предприятии (в организации).
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4558.
Поэтому одной из важнейших сторон переговорных процессов на разных уровнях социального партнерства является определение содержательной стороны переговоров, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов государства, работодателей и работников. Острота проблем регулирования заработной платы в сложившейся практике усугубляется тем, что отраслевые и профессиональные тарифные соглашения отражают зачастую ведомственные интересы и интересы предпринимателей. В результате необоснованно усиливается межотраслевая и межпрофессиональная дифференциация заработной платы и доходов семей работников наемного труда. Многие соглашения и коллективные договоры не содержат условий оплаты труда, размеров тарифных ставок и окладов, а также требований к нормированию труда, хотя это предусмотрено Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».* В связи с этим по каждому уровню (или виду) соглашений необходимо зафиксировать в законодательном (в крайнем случае в рекомендательном) порядке нормы и положения по регулированию оплаты труда.
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.
Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях Законом о коллективных договорах и соглашениях, как отмечалось, не оговорен четко круг задач, решаемых в определенных соглашениях. В связи с этим могут быть предложены рекомендации к определению минимально необходимого их набора. Генеральное соглашение, заключаемое между общероссийскими объединениями представителей работников, общероссийскими представителями работодателей и представителями государства (Правительства Российской Федерации), должно включать меры, направленные на повышение заработной платы и усиление ее стимулирующей роли. В нем целесообразно предусматривать: • величину минимальной заработной платы в процентах к стоимости минимальной потребительской корзины одинокого работника в трудоспособном возрасте с поквартальной разбивкой на период действия соглашения, согласованные решения по срокам поэтапного сближения этих основных показателей в целом по Российской Федерации и ее субъектам, меры по повышению среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Российской Федерации с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения; • рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда (квалификации) основных групп работников (рабочие-специалисты, руководители, технические исполнители) для всех отраслей экономики, включая предпринимательский сектор. В случаях если фактически сложившиеся соотношения, предусмотренные в действующих отраслевых соглашениях и коллективных договорах предприятий (организаций), существенно отличаются от рекомендуемых и их применение приведет к резкому снижению или необоснованному увеличению заработной платы в отдельных отраслях или организациях, может быть установлен порядок, при котором вначале применяются промежуточные коэффициенты соотношений с таким расчетом, чтобы постепенно в течение ряда лет достигнуть рекомендуемых соотношений в оплате труда; • меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников. Эти меры предусматривают: разработку нормативных и правовых документов по тарификации и нормированию труда, постоянное совершенствование межотраслевой нормативной базы по нормированию труда; порядок применения работ и профессий рабочих Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), квалификационного справочника должностей служащих для тарификации работ и работников; перечни межотраслевых нормативных материалов, рекомендуемых для нормирования труда, выпусков ЕТКС для тарификации труда (перечни могут быть приложены к Генеральному соглашению); предельные соотношения между минимальной и максимальной заработной платой на предприятии, в организации (очевидно, не превышающие 12-15 раз); установление низшей границы доли тарифной оплаты труда (оплаты по тарифным ставкам и окладам) в структуре заработной платы работников; совершенствование Единой тарифной сетки (ETC) для оплаты труда работников бюджетной сферы (предложения по повышению тарифной ставки I разряда до уровня прожиточного минимума, по совершенствованию других параметров ETC); • межотраслевые различия в оплате труда в виде коэффициентов либо уровней тарифных ставок (окладов) по профессиям — представителям (профилирующим профессиям); • меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности за несвоевременные расчеты по оплате труда. Территориальные (региональные) соглашения между соответствующими профсоюзными органами, объединениями работодателей и органами исполнительной власти должны предусматривать все нормы оплаты труда, по которым территориальным соглашением предусмотрены более высокие количественные показатели по сравнению с Генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции, а также ответственности за несвоевременную выплату заработной платы). Кроме того, в территориальных соглашениях регламентируются: • порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и его интенсивности, по кругу профессий, видов деятельности и должностей, не включенных в Генеральное соглашение; • нижняя граница доли оплаты по тарифам, т.е. оплаты за выполнение норм труда (трудовых обязанностей), в структуре заработной платы в организациях, расположенных на данной территории; • размеры оплаты работников сквозных профессий (должностей), наиболее отвечающие интересам работников и работодателей; • допустимые пределы дифференциации средних уровней заработной платы на предприятиях, в организациях с учетом обеспечения максимальной эффективности развития экономики региона; • перечень предприятий (организаций), которым рекомендуется в интересах сбалансированного развития территории замедлить (или ускорить) темпы роста заработной платы вплоть до установления регламентируемых темпов замедления или роста; • размеры надбавок к заработной плате и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и длительный срок (стаж) работы на ней. Существенное расширение прав субъектов Федерации и органов местного самоуправления в управлении экономикой придает территориальным соглашениям особое значение. В то же время должно быть соблюдено обязательное правило: в тарифных соглашениях, заключаемых на уровне субъектов Федерации и их административно-территориальных образовании, необходимо предусматривать прежде всего условия оплаты труда, входящие в компетенцию сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и не ухудшающие права и гарантии работников по сравнению с положениями Генерального и отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на федеральном уровне. В региональном соглашении представляется необходимым предусматривать меры, направленные на совершенствование организации, оплаты, тарификации и нормирования труда работников, аналогичные по составу мерам Генерального соглашения, с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в данном регионе и региональных особенностей труда и проживания работников. Особое внимание следует уделить видам и размерам надбавок и компенсационных доплат (за стаж работы в регионе), отражающим реальную структуру затрат на воспроизводство рабочей силы и обеспечивающим стимулирующую и регулирующую роль заработной платы. Тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанного применительно к условиям региона. Отраслевое тарифное соглашение, заключаемое между отраслевыми профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей (их представительными органами), органом по труду субъекта Российской Федерации, по меньшей мере должно предусматривать: • размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли; • виды и межрегиональные размеры гарантийных и компенсационных доплат и надбавок, отражающих специфику отрасли; • особенности оплаты отдельных видов труда в организациях отрасли; • повышение минимальной месячной тарифной ставки (ставки I разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организации и величины прожиточного минимума; • соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли; • нижнюю границу доли оплаты по тарифам в структуре заработной платы работников; • предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции предприятия (для производственных отраслей); • порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности по кругу профессий (должностей) и видов деятельности, не включенных в Генеральное и территориальное соглашения; • порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги; • рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ (видов производств); • рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений; • перечень отраслевых и межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда, выпусков ЕТКС, квалификационного справочника должностей и служащих (КС), рекомендуемых для применения при нормировании и тарификации труда в организациях отрасли. В отраслевое соглашение могут также включаться нормы оплаты, предусматриваемые территориальными соглашениями. Во всех случаях они не могут быть ниже, чем в Генеральном соглашении. Если нормы оплаты труда, определенные отраслевым соглашением, оказываются ниже (выше) предусмотренных территориальным соглашением, то для организаций отрасли, расположенных на данной территории, должен действовать принцип приоритета более высокой гарантии. Таким образом, отраслевое соглашение призвано предусматривать условия оплаты труда работников, отражающие специфику и условия отрасли. Например, размер минимальной ставки оплаты труда (тарифной ставки I разряда) может определяться исходя из экономических возможностей отрасли и динамики потребительских цен. Органы исполнительной власти должны осуществлять контроль за установленным размером минимальной тарифной ставки (оклада) в государственных и муниципальных предприятиях, в организациях бюджетной сферы, акционерных обществах (в которых государство имеет контрольный пакет акций), чтобы проверить соблюдение работодателями согласованных в переговорном процессе уровней заработной платы. Вопросы оплаты труда, регулируемые в профессиональном тарифном соглашении, не могут не включать (и, как правило, включают) нормы и условия оплаты труда, аналогичные предусмотренным отраслевым соглашением, принятым для отрасли, в которой данная профессия является ведущей (основной). Прежде всего это касается: • размера минимальной ставки оплаты труда по данной профессии; • диапазона тарификации работ (работников), выполняемых (выполняющих) по данной профессии (должности); • видов и минимальных размеров надбавок и компенсационных доплат, отражающих специфику профессии (должности, видов деятельности); • рекомендуемых форм и систем оплаты труда, условий, размеров и показателей премирования работников данной профессии (должности): • норм и нормативов трудовых затрат на работы, выполняемые работниками данной профессии (должности). Условия оплаты труда, установленные в профессиональном соглашении, должны рассматриваться как гарантии по оплате труда работникам определенных профессий и учитываться при разработке и заключении тарифных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и коллективных договоров на предприятиях (в организациях). Коллективный договор, заключаемый между представительным органом наемных работников (как правило, профсоюзным комитетом) и работодателем должен предусматривать: • нормы оплаты труда, предусмотренные Генеральным, территориальным и отраслевым соглашениями, причем коллективный договор должен обеспечивать наиболее высокий уровень этих гарантий или превышение его (прежде всего размера минимальной тарифной ставки, коэффициентов дифференциации оплаты по сложности, условиям труда, профессиям, должностям и видам деятельности); • формы и системы заработной платы работников; • порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда работников; • порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей; • перечень норм и нормативов, согласованных между работодателем и работниками (или их представителями) для определения норм трудовых затрат (трудовых обязанностей) работников, порядок их уточнения и пересмотра; • порядок компенсаций относительно низких размеров заработной платы работникам, труд которых нормируется по более обоснованным нормам трудовых затрат; • размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные КЗоТ, а также территориальными и отраслевыми соглашениями; • укрупненную структуру заработной платы работников, в случае необходимости дифференцированную по категориям персонала, типам производства, подразделениям и т.п.; • размеры и условия выплат основных видов поощрительных вознаграждений (доплат, надбавок, премий и т.д.); • сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы. Положения о премировании, установлении надбавок, иных поощрительных выплат, доплат компенсационного характера за особые условия труда, а также перечни нормативных материалов, обязательных для применения на предприятии (в организации) при установлении норм труда, и положение о нормировании труда прилагаются к коллективному договору. Нормативно-правовые вопросы действия тарифных соглашений Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов. Взаимосвязь соглашений по уровням означает не только их увязку по кругу вопросов (предмету договора), но и по срокам, периодичности и последовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяющее основные подходы к решению социально-экономических проблем в тот или иной период, должно опережать переговоры на других уровнях. Согласование сроков заключения соглашений, как показывает практика, важно прежде всего для преемственности взаимосвязи принимаемых на разных уровнях социального партнерства решений. Действующая система переговоров и заключения соглашений имеет ряд пробелов, устранение которых требует более полного решения и законодательного закрепления соответствующих вопросов. Прежде всего необходимо решить вопрос о формах ответственности за выполнение сторонами переговоров взятых на себя обязательств. Отсутствие четкого перечня мер ответственности сторон и механизмов, позволяющих реализовать формы ответственности, в значительной мере снижает качество социального партнерства на всех уровнях. К требующим уточнения и закрепления в нормативно-правовых актах проблемам также относятся: определение правового статуса всех видов соглашений, необходимость и порядок заключения коллективных договоров на предприятиях негосударственных форм собственности, обязанности предпринимателей вести переговоры, усиление и расширение функций государства в правовом обеспечении системы социального партнерства. Актуален вопрос о необходимости принять законодательные акты или дополнения к действующим законам, разграничивающие функции и полномочия сторон переговоров на каждом уровне без ущемления прав каждой из них и обеспечивающие реализацию системы регулирования трудовых отношений (включая вопросы оплаты труда) на разных уровнях. Механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу и потому, что не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников, отсутствует нормативная регламентация функций отдельных видов соглашений. Практика договорного регулирования заработной платы, как показывают исследования, проведенные НИИ труда, не ориентирована в должной мере на обеспечение основных функций заработной платы — воспроизводственной и стимулирующей. Необходимо решить вопрос о порядке распространения действия тарифных соглашений территориального и отраслевого уровней на предприятия и организации, не заключившие коллективные договоры. Очевидно, руководителю федерального органа исполнительной власти по труду или по его поручению руководителю органа по труду субъекта Федерации должно быть предоставлено право распространять полностью или частично на предприятия (организации), не заключившие коллективные договоры, нормы оплаты труда предприятия (организации), заключившего договор на определенный срок и расположенного на той же территории или в ближайшем регионе. Эти нормы не могут быть ниже фактически действующих на данном предприятии (в организации), а также ниже норм, определенных для аналогичных предприятий (организаций) территориальными или отраслевыми соглашениями. Требуют законодательного утверждения и формы контроля за выполнением сторонами условий принятых соглашений. Очевидно, что этот контроль должен осуществляться прежде всего сторонами, заключившими соглашение. В случае невыполнения обязательств одной из сторон другой стороне должно быть предоставлено право поставить вопрос о проведении переговоров, чтобы выяснить причины невыполнения и принять необходимые меры. Уклонение от участия в переговорах должно рассматриваться как недопустимое, а в случае, когда соглашение по выполнению обязательств не достигнуто, сторона должна иметь право обратиться за содействием по выполнению обязательств другой стороной в органы исполнительной власти и в суд. Не до конца решен вопрос об источниках возмещения затрат на реализацию дополнительных гарантий, принятых во всех соглашениях и договорах. Очевидно, что затраты работодателей на эти цели следует относить на себестоимость производства продукции для исчисления прибыли и налогов на прибыль.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |