КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизмы функционирования власти (формы властвования)
Понятием «механизм функционирования власти» обозначаются разнообразные способы и средства властвования. Политическая власть обеспечивается путем принуждения в различных формах, включая прямое физическое насилие, стимулирования коммуникативного воздействия, сотрудничества, согласования или, наоборот, конфронтационного общения, информационного воздействия — обучения, трансляции информации, посредством организации и общественно-политических движений, наконец, идеологического и психологического воздействия. Словом, политическая власть обеспечивается прямой грубой силой, угрозой ее применения, зависимостью, богатством, престижем, авторитетом, поощрением, контролем, примером, личным обаянием, харизмой, успехом и т.д. Она основывается на общепризнанной, узаконенной системе ценностей и на базе культурных традиций или просто произвольной веры в какие-то сверхъестественные способности личности. Власть функционирует по закону и вопреки ему. Законность и незаконность — составляющие части одной институциональной структуры политических отношений, главным образом диктатуры. На вопрос, как поддерживался закон, т. е. власть, на протяжении истории, П. Кропоткин писал: «То жестокости византийского предания, то ужасы инквизиции, то средневековые пытки, то кнут палача, цепи и топор, состоящие на службе у закона; или же подземные тюрьмы, страдания заключенных и их близких, их слезы и проклятия...». Стыдно признать, но историю не переделать: сталинщина повторила нечто из того, о чем говорил выдающийся русский революционер. Что касается отношения членов общества и политической власти, то оно выступает в различных формах: признание тождественности власти и воли нации (общества), лояльность, конформизм, отчуждение от власти, противодействие, борьба за власть или бегство от власти. В зависимости от характера власти доминирующую роль приобретают те или иные формы отношения. По И.А. Ильину, «нормальная власть» «всегда вынуждена полагаться на правосознание граждан, на их собственный разум и на их собственную волю». Она «связана с гражданами одинаковостью государственного воленаправления, единой целью, духовной солидарностью...». В истории политической мысли отложились понятия «свободная власть», власть «тираническая», «аристократическая», «демократическая», «монархическая». В современной теории получили широкое распространение понятия «авторитарная» и «тоталитарная» власть. Каждое из понятий характеризует соответствующую систему отношений властвования. Различие их определяется центрами и непосредственными субъектами власти. Ими выступают монарх или олигархия (господствующая элита), диктатор или представляющие народ институты.В каждой из этих систем механизмы властвования различны. Политическая власть, являясь результатом социального господства, характеризуется умением класса, общности, группы, отдельного человека выражать и представлять свои интересы, артикулировать и агрегировать их в организации, бороться за их реализацию в рамках всего общественного организма, используя разнообразные средства, приемы на основе конституционного права. Ее практическое осуществление требует создания широкого механизма управления, включающего совокупность различных элементов, отношений, норм, взглядов. В качестве основных элементов политической власти выступают: — государственная власть, которая обладает профессиональным управленческим аппаратом, специальными легитимными полномочиями и средствами воздействия. Ее распоряжения и веления обязательны для всех граждан, проживающих на данной территории Неповиновение влечет законное применение принудительных, насильственных мер. Государственная власть гарантирует необходимые условия для функционирования общественного организма, уравновешивает и разрешает социальные противоречия, обеспечивает защиту прав и свобод гражданина, поддерживает равноправные и добрососедские международные отношения: — совокупность государственных и негосударственных учреждений и организаций, в рамках которых реализуется власть «снизу доверху», и их отношений между собой; — система норм и взглядов, которые определяют и регулируют отношения между субъектами и объектами власти; — политическое сознание граждан, выражаемое через политическое поведение и политическое участие в делах общества; — политическая культура как результат социализации, как уровень знаний и представлений о власти и политической жизни. Сложное элементное содержание власти свидетельствует о многомерности выражения как ее сущности, так и практического функционирования. Власть может быть экономической и идеологической, партийной и элитарной, центральной и региональной, авторитарной и демократической, коллегиальной и бюрократической и т. д. Но власть не только многомерна, но и многофункциональна. В любом обществе ей присущи функции внутреннего и внешнего порядка. Сфера их действия не остается неизменной, а зависит от содержания и этапа общественного развития. Например, российское общество первой половины 90-х годов кардинальным образом отличается от советского общества 80-х и нуждается соответственно в применении иных методов и форм деятельности властных структур, других направлений развития самой власти. Однако есть функции, которые присущи любой политической власти, в какой бы форме она ни осуществлялась. К ним относятся: — обеспечение и защита политического и правового порядка; — организация общественного производства и поддержание экономического порядка, благополучия граждан; — правовое регулирование отношений между индивидами, их взаимоотношений с государственными и политическими институтами; — формирование условий для развития образования, воспитания, культуры, здравоохранения, отдыха людей, т. е. тех направлений, которые составляют социальную сферу жизнедеятельности; а развитая социальная инфраструктура это несущая конструкция в социализации личности, в формировании ее целостных качеств. Основное бремя расходов в данной области должно нести государство: — поддержание оборонного потенциала государства с целью защиты его граждан от нападения извне; — охрана природы и содействие воспроизводству ее ресурсов; — развитие международного сотрудничества и межгосударственных отношений на принципах независимости, невмешательства, справедливости и добрососедства. Комплекс внутренних и внешних функций фактически означает основные направления деятельности властных структур, всего государственно-политического организма. Функционирование последнего - это управление обществом, придание ему стабильного и прогрессивного развития. Власть и общество, государство и общество - эти парные позиции всегда образуют своеобразное пространство, в границах которого происходят процессы социального взаимодействия, ведущие к гармонизации общественных отношений, либо процессы социального рассогласования, которые приводят к конфликтам и кризисным ситуациям. -Являясь основным действующим субъектом, власть в лице государства и других политических образований использует те средства и методы правления, которые наиболее эффективно обеспечивают устойчивое развитие общественной системы. Совокупность средств и методов осуществления власти составляет политический «образ», порядок, режим правления. Политическая практика дает несколько типов, «образов» правления, способов осуществления власти. В свое время М. Вебер в работе «Политика как призвание и профессия» выделил три типа политического господства: патриархальное-традиционное, харизматическое, рациональное—легальное. Однако последующее развитие общественной жизни внесло свои коррективы в эту классификацию. Во-первых, авторитарный образ правления, который характеризуется безраздельным подчинением всех форм жизнедеятельности общества государству, диктатуре одного вождя или группы приближенных к нему лиц. В этих условиях происходит отчуждение человека от самостоятельного и независимого участия в политических действиях; нарушаются трава и свободы граждан; для подавления политической оппозиции применяются в основном меры принуждения и наказания, террористические методы; попирается Конституции государства и законодательные акты; не реализуется принцип разделения властей. Во-вторых, тоталитарный образ правления, основными характеристиками которого являются: власть диктатора, которая держится на насилии и подавлении политической оппозиции; единая господствующая идеология, пронизывающая экономику, культуру, общественную и личную жизнь; монопольный контроль за экономическим развитием, средствами массовой информации и армией; закрытый, «номенклатурный» способ формирования руководящих кадров. В-третьих, демократический образ правления, отражающий в максимальной мере интересы и потребности граждан, обеспечивающий свободу их волеизъявления, участия в политическом процессе, в выборе тех или иных форм собственности. В этом случае возможно осуществление принципа: «Не человек для государства, а государство для человека». В условиях демократического способа правления происходит становление правового государства, а в последующем и правового общества, в которое социальные связи людей «разгерметизированы» от излишней опеки государственной власти и поддерживаются на основе договора и гражданского согласия. Множественность политических институтов может соседствовать с множественностью правовых, где права и свободы каждого человека обеспечиваются абсолютно. Конечно, реальная практика и большинстве государств не укладывается в рамки идеальной демократической модели. Мы не можем сегодня назвать ни одного государства, в котором были бы в полной мере реализованы все принципы демократического правления. Один из основополагающих принципов правового государства — принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в большинстве стран реализуется по-разному. Итак, категория «политическая власть» — одно из основных в политологии. Несмотря, на разнообразие подходов в определении власти, имеющихся в литературе, эта категория идентифицируется в основном с противоречивыми политическими отношениями двоякого плана: господство — подчинение и управление людьми, организация социальной системы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |