КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование экономики и его различные модели
Важной современной формой взаимодействия политики и экономики является «государственное регулирование экономики». Существуют различные теоретические концепции этого регулирования: монетаристская, кейнсианская, социал-демократическая и др. Концепции зависят от взглядов и, конечно, от того, как сосуществует на деле общество и государство. Задача государства - поддержание стабильности, равновесия в обществе. В этой связи необходимо противодействовать монополизму. Это, во-1-х. И, во-2-х, сохранять (поддерживать) конкурентные начала в экономике. Немного об экономической роли государства. Дело в том, что есть функции необходимые обществу в целом (содержание вооруженных сил, развитие науки, производство коммунальных услуг и др.). Такие функции – прерогатива и обязанность прежде всего государства. Имеет место также недостаточность рынка как регулятора общественных отношений. И здесь на помощь опять же должно придти государство. Оно призвано обеспечить занятость; контролировать объем денежной массы; поддерживать равновесие между спросом и предложением. Регулирование экономики со сторон государства осуществляется на всех трех уровнях экономики: макроуровень (государство в целом), мезоуровень (отрасль), микроуровень (предприятие). Теперь, что касается основных направлений экономической деятельности государства. Одно из них это антимонопольная политика (еще в 1890 г. в США был принят антитрестовский закон, направленный на ограничение монополизма в экономике). Вторым направлением является развитие государственной собственности. Речь идет о так называемой смешанной экономике. Концепция этой последней родилась в начале ХХ века в эпоху формирования государственно-монополистического капитализма. При смешанной экономике сочетаются: - рыночное и регулирующее (со стороны государства) начала; - плюрализм форм собственности и целей производства. Главная задача смешанной экономики - обеспечение стабильности социально-экономических отношений. Различные сектора экономики заняты решением разных задач. Частный сектор решает задачи рентабельности; государственный сектор – задачу удовлетворения общественных потребностей. Сегодня весьма характерным является увеличение государственного участия в перераспределении доходов. Не отнимать средства производства, а действовать налогами, как рычагом: брать себе, а затем отдавать бедным. Характернейшим примером такой политики является так называемый «шведский функциональный социализм». Перераспределение - это функция, в которой наиболее проявляется роль политики во взаимодействии ее с экономикой. Если рынок порождает неравенство, то государство его, это неравенство, нейтрализует. Выполнение данного требования предполагает однако то, что государство должно быть консенсуальным. В теории государственного регулирования экономики можно выделить две основные концепции: кейнсианскую и неоклассическую. Кейнсианская. Дж.Кейнс в 1936 г. написал книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней представлена общая программа «социализации капитализма». Главная задача в соответствии с данной концепцией - это борьба с безработицей. Для этого допускалась инфляция, использовалась бюджетная политика. Это - «этатистская модель». На ней базируется политика многих социал-демократических партий. Близкая к ней была политика Рузвельта, - так называемый «новый курс». Для нее было характерным значительное вмешательство государства в экономику. Это также путь «социализации капитализма»: в социальной сфере– ликвидация привилегий богатых слоев, расширение социальной роли статусных групп, создание социальных гарантий в области образования, медицины и т. д.; в экономической сфере – активная бюджетная и денежная политика государства, национализация отраслей экономики. Ее результатом является рост государственного сектора при сохранении системообразующих элементов общества (рынок, разделение собственности и власти). В 70-е гг. на смену кейнсианской модели приходит неоклассическая. Почему? Потому что в новых условиях прежняя стала неэффективна. Здесь предпочтение отдается уже рынку (государственное участие сокращается); государству отводится вспомогательная роль, его участие в экономике становится не прямым, а косвенным (при помощи регулирования кредитно-денежной системы). «Враг №1» здесь – не безработица, а инфляция. Такую политику использовали, например, в свое время социалисты во Франции. Теперь и российское правительство пытается проводить такую политику. Ее задача - сделать людей хозяевами производства, собственниками производимой ими продукции. Человек должен стать субъектом экономики. Товарное производство, рынок приведут затем к утверждению и иных политических ценностей.
3. Государство и экономическая жизнь современного российского общества.
В современных условиях экономическая политика России продолжает отождествляться с проведением экономической реформы, начатой правительством Е. Гайдара в 1992 году. В многочисленных указах президентов, постановлениях российского правительства изложена стратегия реформы, намечены конкретные шаги, призванные помочь России войти в мир рыночной экономики. Основные направления реформы - либерализация цен, приватизация, проведение денежной реформы и на этой основе обеспечение конвертируемости рубля, демократизации государственного управления и организации производства. В разработке этих направлений решающую роль сыграло использование опыта реформирования зарубежных стран, особенно стран Латинской Америки. При этом указывалось, что на непродолжительное время -может произойти некоторое снижение жизненного уровня народа, рост цен на 10 - 15 %, но давались гарантии, что жизнеобеспечение людей существенно не снизится. Между тем, последующие годы проведения реформ не только не улучшили социально-экономического положения в России, но и привели страну к системному кризису – кризису, охватившему все стороны общественной жизни. Обобщающим показателем развития экономики является динамика валового внутреннего продукта (ВВП). В качестве критического падения уровня ВВП в мирное время представляется возможным принять показатели великой депрессии 30-х годов, когда объем ВВП США в 1929 - 1933годах снизился на 30 %. Падение производства в России в первой половине 90-х годов по скорости и глубине оказалось беспрецедентно: выпуск продукции в машиностроении снизился на 60 %, в легкой промышленности - на 70 %, а в целом в народном хозяйстве - в 2 раза. Производство продуктов питания за этот период уменьшилось на 30 - 40 %. В мировой практике в качестве критерия принято считать 30 % уровень потребления импортных продуктов питания, после чего наступает стратегическая зависимость от импортеров. Россия в 1996 году закупала до 50 % потребляемых продуктов питания, а Москва - 70 %, причем продукции не лучшего качества (1. С. 175). С началом экономических реформ реальные доходы россиян снизились, по различным оценкам, в 3-4 раза, остается высоким уровень безработицы. Существенно изменилась мотивация труда - лишь 8 % опрашиваемых в социологических исследованиях относят труд к факторам духовного благополучия. Подавляющее большинство населения России не поддерживает принятый курс реформирования как не отвечающий их интересам. Вариант экономической и социально-политической модернизации, который был избран российской властью после 1993 г., отличается колоссальными социальными издержками. Цена, которую платит наше общество за модернизацию, несопоставимо высока по сравнению с той, которую заплатили страны Восточной Европы. У нас больше безработных, выше уровень социальной дифференциации, велика бедность. В конце концов, экономические реформы рано или поздно упрутся в нищету населения, низкая платежеспособность которого, понятно, не станет источником оживления отечественного производства. Стоило ли столь технократически прямолинейно без учета социального фактора подходить к рыночной модернизации? Оказывается, еще в 1990 г. в № 6 журнала "Век XX и мир" группой Чубайса была опубликована аналитическая записка, содержащая концепцию перехода к рыночным отношениям в СССР. В этом, по сути, первом манифесте будущих радикал-реформаторов четко фиксировались социальные последствия либеральных реформ. В ответ на рост социальной напряженности предлагалось противопоставить жесткий курс: роспуск профсоюзов, закрытие каждой третьей шахты, полный отказ от гарантий сохранения работы и уровня жизни. Схема грабительской приватизации, реализованная в России, среднего класса не создала и не стремилась к этому. В результате сложилась очень неустойчивая, нестабильная социальная ситуация, эмпирическим индикатором которой выступает социальная напряженность - сложный социальный феномен, описываемый совокупностью показателей. Для нас важно зафиксировать две вещи: 1) социальная напряженность - это определенная фаза вызревания социального конфликта; 2) социальная напряженность - особое социально-психологическое состояние общества, для которого характерно латентное или открытое неприятие сложившихся общественных условий и действий властных структур. Социальную напряженность не следует, видимо, рассматривать как чисто негативное явление, в определенной пропорции она должна присутствовать в любом обществе - ведь из нее и возникает потенциал развития. Но есть точка, за которой из функциональной она может перерасти в дисфункциональную. Стоит ли ждать социального взрыва в ближайшем будущем? Динамика общественного волнения из года в год нарастает. Так, по данным Министерства труда, уровень забастовок в 1995 г. по сравнению с 1994 г. вырос на 18% и составил более 10 тыс. конфликтов. Причем в забастовочное движение стали втягиваться такие сферы труда как наука, образование, культура, медицина, оборона. К 1998 г. шире стал арсенал протестных средств, используемых протестующими: от забастовок как метода нажима на администрацию перешли к массовым акциям голодовок, захвата в заложники собственного руководства. Казалось бы, очевидна тенденция к генерализации социального недовольства, когда, выходя из диффузного явления, оно приобретает более концентрированные формы. И все-таки всеобщего, в национальном масштабе, протеста низов мы не наблюдаем. Почему? Ряд выводов социальных исследований подводят к следующему объяснению. Во-первых, резервы адаптации населения к ненормальной социальной обстановке оказались значительно большими, чем думалось. Мы стали привыкать к кризисному бытию. Видимо, адаптационные механизмы, выработанные и закаленные по принципу "лишь бы не было войны", демонстрируют удивительную гибкость и живучесть опасения худшего. Во-вторых, дает знать усталость людей от всевозможных революционных переходов, когда эффект радикальных шагов незначителен, ожидания не удовлетворены, а негативные социальные последствия наступивших изменений ощутимы. В-третьих, проявилась внедрявшаяся в общественное сознание твердая индивидуалистическая установка: "каждый выживает в одиночку". Государство фактически отказалось от выполнения конституционных обязательств - труд не оплачивается месяцами, и люди всемерно вынуждены мобилизовать собственные усилия по выживанию. Вторичная занятость стала повсеместной. К тому же глубоко укоренилась привычка к нужде, непритязательность к тяготам. В-четвертых, сам феномен протестной активности расщепляется на потенциальный и реальный уровни готовности к решительным действиям. Между недовольством и готовностью к реальному делу существует заметный разрыв (он варьируется по различным социальным группам: очень высок у пенсионеров, военных - но именно они и меньше всего демонстрируют действительную политическую активность). В-пятых, социальный протест без опоры на конкретную политическую идею, без определенной политической организации никогда не приводит к смене режима. А население по преимуществу безучастно к политике, стоит не той или иной ориентации, партии. И более того – деятельность партий оно воспринимает как бессмысленный, запутывающий и усложняющий действительность фактор. Ныне по ряду косвенных показателей можно говорить об общественном сознании, слегка сдвинувшемся "влево". Но это не значит, что КПРФ может возглавить и направить социальную протестную деятельность, ибо давно уже стала так называемой системной оппозицией и склонна скорее договориться с режимом, идти на компромиссы, чем последовательно отстаивать интересы народа. В-шестых, наблюдается мозаичность распределения социальной напряженности и конфликтности по территориям и социальным группам. В столицах ситуация более благополучная, чем в депрессивных районах. Таким образом, социальные процессы, которые сегодня сопровождают реформы, достаточно сложны, неоднозначны и разнонаправленны. Безусловно, мы не можем отрицать, факта нарастания конфликта между обществом и властью, обществом и государством, когда последнее воспринимается враждебно и отчужденно. Это существенно сужает социальную базу правящего режима и возможности его маневрирования. Но суть не в этом: нарастающий синдром социального взрыва свидетельствует о стагнации реформ, о потере темпа, и, возможно, неправильности курса. Ведь инвариантом масштабного общественного возмущения является стихийная самокоррекция неадекватных действий власти. Следовательно, социальный взрыв - это слишком дорогая плата за нежелание считаться с нарастающими социальными противоречиями и конфликтами. Между тем, на основе прежних социальных завоевании (советское время), позитивных изменений периода реформирования России, а главное - при наличии такого научного, индустриального, сырьевого и человеческого потенциала, которым располагает Россия, можно осуществить мощный экономический, научно-технический и социальный прорыв вперед и прочно занять ведущие позиции в мировой экономической жизни и научно-технической сфере. Каковы конкретные пути выхода России из системного кризиса? Представляется, что это, в первую очередь, смена курса социально-экономического развития страны с учетом современных закономерностей развития человечества (социализации, интернационализации, демократизации, гуманизации, экологизации) и накопленного собственного исторического опыта. Проводимым реформам необходимо придать социальную направленность, проводить их в интересах подавляющего большинства народа, а не группы бюрократов и богачей (1. С. 175). Во-вторых, возродить управляемость в стране, усилить роль государства во всех сферах общественной жизни и, в первую очередь, в экономике. В-третьих, в корне изменить налоговую и финансовую политику, сделать её не фискальной, а мобилизованной. Необходимо введение налогов на вывоз сырья, особенно нефти и газа. В то же время следовало бы освободить от налогов предпринимателей, вкладывающих средства в развитие наукоёмких производств. Необходимо предоставлять долгосрочные кредиты сельхозпредприятиям, отдельны фермерам, добивающимся высокой рентабельности своих хозяйств. Государство могло бы осуществить неординарные меры по продаже долгов России третьим странам (50 млрд. долларов) по амнистии предпринимателей, вывезших огромные средства за границу (100-120 млрд. долларов), при условии их вклада в развитие отечественного производства, по возврату стране бывших долгов царской России (60 млрд. долларов) западными странами. Вполне целесообразным было бы введение монополии на производство и продажу алкогольных и табачных изделий. Однако, в первую очередь, государству необходимо было бы принять меры по борьбе с преступностью, прежде всего в области экономики, разработать жесткие законы против коррупции, рэкета, наркобизнеса, разбазаривания природных ресурсов, материальных и духовных ценностей (1. С. 176). В-четвертых, необходимо установит примат власти народа над государством. Широкий круг прав предоставляет народу не государство или президент, а наоборот, система права, санкционированная народом, предоставляет возможность использовать и государство, и другие властные структуры как органы народовластия. Источник права - не государство, а народ. Права личности - в том числе право на труд - высшая ценность современного общества. Средства, обрекающие человека на бесправие, деградацию, унижение и т. д., безусловно реакционны. В-пятых, важнейшим условием выхода России из кризиса является становление национального и социального согласия: необходимо решить вопросы о территориальной целостности и единстве России, о четкой концепции её формирования, выработанной на основе достижений современной науки. Метод «проб и ошибок», использованный властными структурами в первой половине 90-х годов является несостоятельным и преступным. Все решения по реформирования страны должны применяться со знанием дела. Некоторые считают, что суть экономической политики, разработанной на научной основе, должна заключаться в переходе от рыночно-потребительской экономики к социально-ориентированной экономике (иначе - рыночному социализму). Опыт Китая показывает, что это наиболее приемлемый путь выхода России из кризиса. Однако вряд ли с этим можно сегодня согласится. Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему. Выдающийся исследователь взаимодействия экономических и политических процессов Джеймс Бьюкенен, удостоенный Нобелевской премии (1986) «за исследование договорных и конституционных основ принятия экономических и политических решений» (5. С. 270), пришел к выводу, что бесполезно анализировать налоги, финансы, кредит и другие экономические категории вне изучения политической системы общества. И с ним можно согласиться.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |