Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика современного российского государства




План

Литература

 

1. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция// Общест­венные науки и современность. - 1994. - № 3.

2. Вишневский Б. Экономика и политика: две стороны одной медали. - М., 1998.

3. Коновалова Н.Ф. Экономика и политика. Экономическая политика// По­литическая социология. - Ростов н/Д, 1997.

4. Коновалов В.Н. Экономика и политика. - Ростов н/Д 1995.

5. Косова Л, Б., Кларк Т. Субъективные оценки экономического благополу­чия и поддержка реформ// Социс. - 1998. - № 5.

6. Мамедова Н. М., Энтов Р. Демократическое общество: экономика и по­литика // Мировая экономика и международные отношения. - 1991. - № 9. С. 59-62.

7. Мелцер Э. Политический механизм и рынок: выводы для демократиче­ских государств// Мировая экономика и международные отношения. - 1991. -№9.

8. Тэйлор Л. Постсоциалистический переход с точки зрения экономики// Мировая экономика и международные отношения. - 1992. - № 12; 1993. - № 1.

 

 

Лекция 8. Политика и социальная сфера жизни общества

 

Данная тема является одной из наиболее важных среди тех, образующих раздел предметной области политической социологии - «Политика и другие сферы жизни общества». Дело в том, что центром всей политики и целью общественного производства (соотношение политики и экономики, экономическая роль государства были рассмотрены в предыдущей лекции) является, по крайней мере должен быть человек со всем многообразием его интересов и потребностей. А это последнее и составляет суть того, что принято называть социальной сферой жизни общества.

 

1. Социальная сфера как детерминирующий фактор политики.

2. Социальная политика: сущность, функции, принципы, типы.

3. Социальная политика современного российского государства

 

 

1.Социальная сфера как детерминирующий фактор политики.

 

Социальная сфера - область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ; обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни; улучшения положения человека труда. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально - экономических, национальных отношений, связи общества и личности. В нее включена также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально - классовых и национальных отношений. Содержанием социальной сферы являются социальные отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Таким образом, социальная сфера связана с многообразными интересами, повседневной жизнью трудовых коллективов, бытом, благополучием каждой семьи. Отношения, которые складывается - в данной сфере, включают в себя отношения между личностью и обществом, а также между различными группами и общностями. Это последнее проявляется в социальной структуре общества. Именно социальная структура и является определяющим фактором воздействия социальной сферы на политику.

Социальная структура - это система (совокупность) взаимосвязанных и взаимодействующих социальных образований, а также система социальных институтов («Политическая социология», Феникс, Ростов н/ Д., 1997, с. 152).

В книге «Социальное управление: Словарь» (М. 1994) говорится:

«Структура социальная - устойчивые, упорядоченные связи между элементами, составными частями общества в целом или входящими в него отдельными сферами общественной жизни (культура, наука, образование и др.). Структура социальная включает также профессиональный, половозрастной, национальный состав населения. Структура социальная определяется разделением труда, характером взаимодействия общностей, социальных институтов и т. п.» (С. 161-162).

В социологии есть два главных подхода к трактовке социальной структуры: классовый и стратификационный.

В соответствии с классовым подходом социальную структуру общества образуют классы и их взаимоотношения.

Структура общества классово - стратификационная - совокупность различных по численности, облику, положению в системе социальных отношений общественных групп, наиболее существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты). Наличие общественных классов было констатировано наукой еще в начале XIX в. Франц. историки показали противоположность классовых интересов, неизбежность их столкновения, а английские экономисты раскрыли внутреннее строение классов, их "анатомию". В дальнейшем К. Маркс сделал вывод о том, что наличие классов связано только с определенными историческими формами развития общества, что их борьба ведет к установлению диктатуры пролетариата, а эта последняя - к постепенному стиранию классовых различий. Последующая историческая практика, теоретический анализ развития общества позволили во многом пересмотреть этот вывод, исследовать реальную диалектику воспроизводства и изменения классов и классовых отношений.

Наиболее полное определение классов было дано В. Лениным в работе «Великий почин» (1919).

Классы - большие группы люден, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенным капитал, зарплаты или иных доходов). Между классами могут существовать как эксплуататорские отношения, так и отношения сотрудничества, справедливого обмена результатами их деятельности. Такая трактовка классов является достаточно общей, применимой к различным общественным системам. Но тем более важно конкретизировать ее в связи с теми или иными общественными отношениями, с тем или иным историческим этапом развития цивилизации.

Наряду с классами существуют большие "классовоподобные" социальные группы. Это - интеллигенция, служащие и др. Интеллигенцией (специалистами) называют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом, требующим, как правило, высшего или среднего специального образования (независимо от фактическое наличия такого образования у лиц, занятых этим трудом, в состав интеллигенции входят и практики, не имеющие специального образования). Служащими (неспециалистами) называют работников преимущественно умственного труда, не требующего научной образованности (в эту группу входят, напр., секретари, кассиры, счетоводы и т.д.). Неверно было бы относить к интеллигенции (специалистам) всех лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование: многие из них трудятся в качестве рабочих. Решающим критерием отнесения тех или иных профессиональных групп работников к интеллигенции или служащим является характер их труда.

В обществе есть и иные более или менее крупные социальные группы - военнослужащие, служители религиозных культов и др. Специфическую группу составляют работники, относящиеся к высшим и средним по рингу кадрам аппарата управления ("аппаратчики", "бюрократия", "номенклатура" - под такими названиями они входят сегодня в повседневный политический лексикон). Эта группа, наряду с особым характером труда, выделяется в обществе главным образом по критерию власти, а также по отдельным чертам образа жизни, которые определяются наличием ряда привилегий. Умножение форм собственности и организации труда порождает и новые социальные группы - кооператоров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, крестьян-фермеров и д.р.

Теория классового строения общества была жестко противопоставлена концепции его слоевой (стратификационной) структуры. На деле же слоевой "срез" социальной структуры существенно дополняет и обогащает классовый "срез", дает возможность получить более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков. Да и само понятие "страты" заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в.

Классовая и стратификационная модели социальной структуры не исключают одна другую. Напротив, на основе вычленения в научном анализе реально существующих классов, слоев, др. социальных групп может быть построена достаточно "объемная", а не однолинейная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпирическую социологическую базу. В последние годы в мировой социологической литературе понятие "классы" занимает столь же прочное место, как и понятие "страты", и оба, они используются как в национальных, так и в международных сравнительных исследованиях.

Теперь о стратификационом подходе к социальной структуре. Т.Парсонс указал на три признака дифференцирующих общество на различные классы (большие социальные группы), страты (социальные слои) и вообще социальные группы:

1) признаки людей, характеризующие их от рождения (этнические, физические и т. д.);

2) ролевые признаки, то есть признаки, связанные с профессионально-трудовой деятельностью;

3) признаки обладания (богатство, власть и т. д.).

Есть и другие трактовки стратобразующих признаков (их количества качества содержание комбинаций - П.А. Сорокин, М. Вебер и др.).

Социальная стратификация - это дифференциация граждан, членов общества в иерархическом отношении: высшей, средний, низший. Западное общество прошло путь от пирамидального до ромбовидного стратификационного типа социальной структуры общества. Высший слой ни в чем себе не отказывает. Средний класс это те, чьи доходы позволяют им жить безбедно. Низший слой это граждане у которых постоянно не хватает денег. Чрезвычайно важное как в собственно социальном, так и в политическом отношении имеет для России проблема среднего класса.

Стратификация является реальным проявлением существующего в обществе неравенства. Это последнее - объективно, необходимо, естественно, неискоренимо, и, как говорят некоторые, полезно.

Социальная сфера - мощный фактор, во многом определяющий политику. Действует он на политику (1) непосредственно через отражение в ней интересов различных групп или (2) через общественное сознание или как (3) передаточное звено влияния экономики на политику.

На политику оказывает большое влияние скажем, как удовлетворенность и неудовлетворенность; как равенство, так и неравенство; как занятость, и безработица и многие другие факторы, относящиеся к социальной сфере жизни общества.

А, наличие, например, или отсутствие опять же среднего класса в обществе? Сегодня это стало очевидным: средний класс является основой стабильности, надежности общественно - экономической демократии. Еще один, в конечном счете опять же, групповой (слоевой) - подход к социальной структуре, это - статусно - ролевой подход. Мы, однако, не будем специально рассматривать его.

Теперь об обратном влиянии политики на социальную сферу. Это влияние проявляется прежде всего в той деятельности государства, которую принято называть социальной политикой.

 

2. Социальная политика: сущность, функции, принципы, типы

Социальная политика - одно из главных исправлений внутренней политики государства. Она направлена на то (и в этом ее сущность!), чтобы обеспечить: (1) воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку; (2) создание условий для расширенного воспроизводства и своей деятельности и стабильность общественной системы.

Базовыми целями социальной политики являются достижения равновесия, стабильности, целостности, и динамизма при наличии материальных ресурсов соответствующих политических сил и социальной системы. Важной задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

1) предоставление государственных гарантий для нейтрализации (компенсации) последствий различных негативных проявлений (голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т. д.;

2) перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

3) регулирование образа жизни (налогами, средствами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы - в сочетании репрессивными средствами - например, борьба с наркотиками и т. д.).

Существенной проблемой социальной политики является определение приоритетов, то есть задач которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения.

Таким образом социальную политику можно определить как деятельность государства, направленную на развитие социальной сферы, на удовлетворение потребностей людей и гармонизацию отношений личности и общества, различных социальных групп. Она реализуется при помощи социальных институтов. Такое определение социальной политики дается, например, в пособии «Политическая социология» (Ростов н/ Дону, 1997).

«В конечном счете Социальная политика - это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации общества» (Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993).

Социальная политика - «совокупность принципов, решений и действий государственных органов и других организаций, направленных на обеспечение оптимального функционирования и развития социальных общностей и отдельных индивидов, и социальную защищенность в кризисные периоды жизни общества». (Социальное управление: Словарь. М., МГУ., 1994.)

К главным функциям социальной политики относят:

(1) защитную функцию - обеспечение прожиточного минимума: минимум зарплаты, пенсии; регулирование уровня цен; обеспечение работой;

(2) стабилизирующую функцию, - обеспечивающую устойчивость общества;

(3) воспитательную функцию (См.: политическая социология / Отв. ред. Г. П. Сопов. Ростов н/ Дону, Феникс, 1997).

Что касается принципов социальной политики, то среди них центральное место занимают:

- комплексность, целостность, системность;

- учет развития потребностей (закон возвышения потребностей);

- стремление к социальной справедливости: народовластие, равенство, социальные гарантии (работа, образование и т. д.).

Говорят о так называемой «сильной социальной политике». Проведение такой политики предполагает ее неразрывную связь с процессами демократизации политической системы. Это означает использование демократических методов и форм выработки и реализации социальной политики: обсуждение наиболее значимых проблем в обстановке гласности, всестороннее выявление общественного мнения. Свободное выражение интересов всех (любых) групп и слоев, что должно рассматриваться как канал обратной связи органов управления с массами. Всеобъемлющий народный контроль над реализацией социальной политики. Использование всенародных референдумов.

Существуют различные типы социальной политики:

1) консервативный;

2) либеральный;

3) социалистический;

4) социал - демократический;

Чертами консервативного типа социальной политики являются:

- невмешательство или, по крайней мере, незначительное вмешательство государства в социальную сферу;

- поощрение деятельности негосударственных организаций в обеспечении и социальной защите населения;

- сохранение социальных программ.

Черты либерального типа социальной политики. Это -

- умеренное (дозированное) вмешательство государства в социальную сферу;

- регулирование потребительского спроса;

- расширение сферы социального страхования;

- регулирование рынка труда;

- активная и динамичная политика доходов.

Главной чертой социалистического типа социальной политики является монополия государства в реализации социальной политики и социальной защищенности.

Главная особенность социал - демократического типа социальной политики заключается в том, что она является близкой к либерализму. Разница лишь в том, что либералы проводят свою политику «в целях противостояния социализму, а социал -демократы - в целях движения к демократическому социализму».

В качестве субъектов социальной политики выступают:

- человек - работник;

- работодатель;

- государство.

Концентрированное выражение роли политики в отношении социальной сферы проявляется в политике так называемого «социального государства».

Социальная политика реализуется через: (1) государственные «одномоментные» решения; (2) социальные мероприятия; (3) социальные программы. Социальная программа - это система социальных мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В ней определяются ситуация, решения, этапы выполнения решений, конкретные меры и способы реализации каждого этапа. Нередко при формировании социальных программ применяется так называемое «дерево целей», позволяющее системно представить движения от этапа к этапу реализации программы, учесть необходимое количество задач, требующих решения.

Дерево целей - способ построения целевой структуры какой-либо, как правило крупномасштабной коллективной деятельности, отличительная особенностью которой состоит в том, что общая цель делится на ряд составляющих, каждая из них делится на более частные и т.д. Использование дерева целей дает возможность системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое достаточное число задач, требующих решений на пути к их достижению.

Социальное государство - это государство способное осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве граждан, правах человека, создавать надежные системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью. (Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993).

Таким образом социальная политика - мощное средство активизации трудовой деятельности, развития личности и стабилизация социально - политической и духовной сферы общества.

 

В нашей Конституции (Ст. 7) говорится: «1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В России можно сказать, преобладает как, тип социальной политики - консервативный либерализм: сочетание того и другого с преобладанием консерватизма («Политическая социология», Ростов н/ Дону, Феникс., 1994. С.162). Приоритетными задачами социальной политики современного Российского государства являются:

1) улучшение условий труда и жизни людей;

2) формирование новой социальной структуры;

3) осуществление социальной справедливости и защищенности;

4) гармонизация межэтнической обстановки;

5) нормализация экологической обстановки;

6) демократизация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.