КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и характерные черты идеологии, ее разновидности
Литература 1. Антонов Н.А. Можно ли управлять социальными процессами?// Социс. - 1998 - №3. 2. Бабаева Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке федеральной программы)// Социс. - 1997.- №7. 3. Бородкин Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия// Социс. - 1997. - № 7. 4. Васильев В.А. Социальные интересы: единство и многообразие// Социально-политический журнал. - 1995. - № 3, 5. Гиддинс Э. Стратификация и классовая структура// Социс. - 1992. - № 9, 11. 6. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России (опыт анализа проблемы)// Социс. - 1998. - № 7. 7. Мугдыбаев Г. Идея справедливости// Социс. - 1993. - №4. 8. Социальная политика переходного периода// Общественные науки и современность. 1994.- №6. 9. Уильяме К. О классовом характере безработицы и путях ее снижения// Социс. -1997.- №5. 10. Шмидт Г. Социальная политика как составная часть социальной рыночной экономики// Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. - 1994. - №5. Лекция 9. Политика и идеология
Идеология занимает одно из ведущих мест в структуре субъективного фактора политической деятельности. Вопрос о соотношении идеологии и социально-политической жизни в настоящее время приобрел особую остроту. Уже несколько лет в литературе и политике имеет хождение концепция так называемой деидеологизации. Одним из первых ее пропагандистов является американский социолог Д. Белл. Еще в 1963 г. он издал книгу «Конец идеологии». В 1988 г. он снова опубликовал работу «конец идеологии. Еще раз». В послесловии к новому изданию 25 лет спустя после первого Белл подтверждает свою приверженность концепции деидеологизации. «…всякая идеология, - пишет он. – обречена на саморазрушение, … она застывшая мимикрия действительности, ипостась терминов, дающих ложную жизнь категориям…». Автор говорит о двух типах идеологий, которые в политике последних двух столетий боролись между собой. Один – мобилизующий, толкающий человека вопреки логике к действиям для удовлетворения эмоциональных запросов. Проявлением его был нацизм, а в настоящее время – воинствующий национализм. Второй тип идеологии – это идеология власти (тоталитарного режима). Такая идеология основана на терроре и насилии. Никакая система, считает Д.Белл, не может существовать без ее морального оправдания. Но если моральный порядок возможен без насилия и обмана, то это и означает поражение идеологии. Сейчас якобы устранен исторический контекст идеологии, и от этого термина остается лишь полутень. Аргументы Д.Белла далеко не безупречны. Они опираются главным образом на провалы той модели идеологии, которая именуется сталинизмом. Другой американский политолог Д. Истон считает тезис о «конце идеологии» мифом, который, по его мнению, на деле маскирует безраздельное господство «консервативно-идеологической идеологии». Действительно, история еще не знала ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями. Призывы к деидеологизации в действительности несостоятельны. И если речь идет о нашей стране, то здесь сегодня имеет место не деидеологизация, а переидеологизация или реидеологизация политической жизни, т.е. замена социалистической идеологии марксистского толка иной по своему социальному характеру и направленности идеологией. Например, либерально-демократической, по крайней мере, антикоммунистической. И все же проблема деидеологизации существует. Разумный элемент в ее постановке состоит в требовании покончить с гиперидеологизацией, под каким бы политическим предлогом она ни преподносилась, не допускать того, чтобы идеологические ценности превалировала бы над практическо - политическими, а тем более социально-экономическими целями и действиями.
План
1. Сущность и характерные черты идеологии. Ее разновидности. 2. Политическая идеология, ее место и социальные функции в современном мире. 3. Основные идейно-политические доктрины XX века. 4. Особенности идеологического развития современной России.
Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом дестют де траси в книге Іэлементы идеологииІ (1801 –1815) для обозначения учения об идеях; учения, которое позволило бы установить твердые основания для политики, этики и т.д. В Наполеоновской Франции термин приобрел пренебрежительный оттенок. Им называли тех, кто проповедовал взгляды, оторванные от жизни, практики. Идеология – это одно из самых противоречивых понятий в социологии. Представляя собой духовное явление, идеология трактуется сегодня как: (1). Совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг каких-то ценностей. Например: коммунизм, фашизм, национализм, монархизм и т. д. Такое понимание идеологии характерно для США. (2). Иллюзорное (поставленное на голову сознание, искаженное отражение в головах людей окружающего мира); оно имеет классовый характер; и обусловливается экономикой. Такое понимание идеологии характерно для марксистской традиции. (3). Любая совокупность социально - детерминированных идей и убеждений, истинных или ложных, в которых отражается отношение человека к окружающему миру, обществу, другим людям; социальные проблемы и конфликты; содержатся указания (программные, целеполагающие) как и что следует сделать, чтобы сохранить существующий порядок или его разрушить (заменить другим). (см.: Основой идеологического отражения действительности являются интересы. Именно интересы во многом определяют специфичность идеологии. Некоторые авторы (и их немало) трактуют идеологию как определенный вид суеверия, связывают идеологию с верой (не наукой, а верой). К ним относятся, например, Ю. Бохеньский (Швейцария). По Марксу, как уже было отмечено, идеология - это иллюзорное сознание. Существует также понятие «научной идеологии». Его ввел в обиход В. Ленин. Как бы не трактовали идеологию, никто ее не отрицает совсем (как таковую и ее функции). Говорят даже о так называемом идеологическом пространстве, в котором живут и общество, и человек. Более того, думается, что идеологии уготована долгая жизнь, какой она будет в будущем – это другой вопрос: общечеловеческой, классовой, просто групповой? Специфика идеологии заключается в том, что она: (1) есть отражение интересов; (2) имеет частный и поэтому частичный характер, особенно если принять во внимание становящуюся сейчас мировую, общечеловеческую идеологию, центральной, стержневой идеей которой является гуманизм. Гуманизм – это современная общечеловеческая (надклассовая) идеология. Идеология в обычном понимании этого слова носит групповой, классовый характер, что говорит об особой близости идеологии и политики. Политика и идеология, – можно так сказать, это близнецы-сестры. Идеология включает в себя идеи, ценности, теории, доктрины, убеждения, верования и т.д. Это во-первых. Во-вторых, систему идеологического воздействия, идеологические органы. Как таковая она во многом обусловливает характер функционирования и развития общества. Иногда в качестве ее характерных черт называются то, что она: а) представляет собой своего рода картину мира; б) интерпретирует знания (вчерашние и настоящие); в) является организующей формой жизни; г) влияет на преобразование общества; д) побуждает к действию. Среди функций идеологии: (1) познавательная; (2) оценочная; (3) программно-целевая; (4) футурологическая; (5) интегрирующая; (6) защитная; (7) социально-организующая. Идеология приравнивается иногда к духовной власти. Некоторые авторы логику соотношения идеологии с политикой и экономикой, усматривают не в формуле «экономика – политика – идеология», а в формуле «идеология – политика - экономика». Именно идеология обусловила одно из важнейших различий между Востоком и Западом (разные идеологии, - разное место человека в социуме). Восток: человек находится под воздействием коллектива. Запад: человек ставится в центре Вселенной; природа – не храм для человека, а всего лишь мастерская. Здесь (Запад) человек - активный индивидуалист. Для западных идеологий характерно также акцентирование внимания на правах и свободах личности. Именно на Востоке родилась так называемая государственная идеология (здесь и религия, и развлекательное искусство и т.д. Сейчас происходит определенная диффузия, интеграция восточной и западной идеологий.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |