Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика и международные отношения. Сущность международных отношений

 

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики особого, более высокого уровня – международной политики. На уровнемеждународной политики проявляются с одной стороны национальные и государственные интересы. А с другой, в связи с этим, возникает потребность в учете влияния на внутреннюю политику государств не только, скажем, экономических, социальных и иных частных факторов, но и глобальных факторов. В современных условиях возрастание роли глобальных факторов международной политики (накопленный потенциал ядерного, химического, бактериологического оружия; экологическая, энергетическая, продовольственная проблемы; борьба со СПИДом, международным терроризмом и т.д.) остро поставило вопрос о выживании и дальнейшем развитии человечества.

Степень взаимосвязи и взаимовлияния различных государств в современном мире настолько велика, что ни одно из них не может проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества. Между тем, реализация интересов одних государств нередко наталкивается на национальные интересы других, что обусловливает возникновение международных конфликтов, которые до сих пор разрешаются преимущественно с помощью войн (НАТО-Югославия, Россия-Чечня и т.п.).Так, за последние 5 веков человечество жило в мире всего триста лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн (включая 2 мировые – 1914-1918 гг. и 1939-1945 гг.), в которых погибло 3,6 млрд. человек. За последние 40 лет земное сообщество ввергалось в войны 250 раз, всего в этих войнах участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн. человек. Печально известный афоризм «история человечества – это история войн» заставляет задуматься над природой и содержанием международной политики и международных отношений, поскольку они существенно влияют на жизнь народов и внутреннюю политику их государств.

Выяснение сущности понятия «международные отношения» предполагает уточнение смысла и содержания такого близкого к данному понятию термина как «международная политика».

Содержания понятий «международные отношения» и «международная политика» не остается неизменным, поскольку постоянно меняется ситуация в мире. В самом деле, если в начале XX в. в мире насчитывалось всего 52 независимых государства, то к середине столетия их уже было 82, а сегодня их число превышает 200. Все эти государства и народы взаимодействуют друг с другом в различных сферах человеческой жизни.

Прежде в теории международных отношений для обозначения взаимодействия между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика». Внешняя политика - это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене. Однако сегодня мировое сообщество состоит не только из независимых государств, но и различных экономических, торговых, военных союзов, блоков и структур, сложившихся на двустороннем или многосторонней основе, кроме них на международной арене активно действует Организация Объединенных Наций; международные правительственные и неправительственные организации; а также специализированные учреждения и организации, за­нимающиеся вопросами политики, социально- экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъек­тами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собой совокупность, систему экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей, взаимодействий и взаимоотношений, которые возникают между субъек­тами мирового сообщества между народами, государствами, экономи­ческими, политическими, научными, культурными, религиозными организациями и учреждениями на международной арене. См. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для Вузов. -М.: ИТРК РСПП, 1997, С.381.

Очевидно, что не все взаимоотношения между народами, государственными организациями имеют политический характер.

В связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке наряду с понятием «внешняя политика» стал использоваться термин «международная политика».

Международная политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов междуна­родного права (государств, межправительственных и непра­вительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болез­ней. Международная политика направлена тем самым на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности мира и развития равноправных международных отношений.

Международная политика является наиболее важной частью между­народных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие и прогресс. Но почему же человечество большую часть времени провело в войнах, а не в мире? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики, ее природу. Сделать это возможно, однако, лишь посредством уяснения всех тех связей, которые имеют место между внешней и внутренней политикой.

В современной политической науке существуют по крайней мере три точки зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики. Сторонники первой точки зрения, как правило отождествляют их. Так, профессор Чикагского университета Г.Моргентау полагает, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя, и внешняя политика есть борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внут­ренней и международной сферах»

Вторая точка зрения представлена работами австрийского соци­олога Л.Гумпловича, считавшего, что внешняя политика определяет внутреннюю. Рассматривая борьбу за существование главным фактором соци­альной жизни, Л.Гумплович сформулировал систему законов междуна­родной политики, среди которых важнейшим является закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл еще одного закона выражается в том, что внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

Третья точка зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики представлена марксизмом, согласно которому внешняя политика определяется внутренней и является отражением и продол­жением внутриобщественных отношений. Содержание последних обус­ловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.

Очевидно, что в каждой из представленных точек зрения существует рациональное зерно. Заметим, однако, что реальное доминирование внешней или внутренней политики зависит в каждом случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Сущность международной политики также понимается по-разному. Так, сторонники "силовой" концепции сводят политику к борьбе за господство. Международная политика», как и всякая другая, - замечает Г.Моргентау, - есть борьба за господство. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, господство всегда является непосредственной целью. «Силовое» начало политики, по мнению ученого, органично вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств. При этом саму политическую силу Г.Моргентау классифицирует как «психологическое отношение между теми, кто ею обладает, и теми, кто испытывает ее воздействие». Однако представляется, что значение психологического фактора в международной политике сторонники данного подхода все-таки явно преувеличивают.

Другим, весьма распространенным, является утверждение о биологической природе международной политики. «Неизбежность» поли­тической агрессивности государств авторы подобных утверждений обосновывают «врожденной агрессивностью» человека, «естественный инстинкт» которого «убивать при помощи оружия». По замечанию современного французского ученого Г.Бутуля, «международный авто­ритет государства измеряется его способностью нанести ущерб»

Психологическим и биологическим трактовкам сущности между­народной политики противостоит понимание ее как общественного явления, обусловленного влиянием, на него экономических, социальных, культурных и иных факторов. Однако забывать о значении психоло­гических, личностных начал в международной политике, конечно же не следует.

Цели международной политики всякий раз определяются специфическим контекстом конкретно-исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, а также характером отношений, существующих между государствами. В той же мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

В современных условиях возрастает влияние на внутриобщественные отношения таких факторов, как энергетическая и сырьевая проблемы; усиливающийся разрыв в уровне жизни промышленно развитых стран и отсталых стран; распространение ядерного оружия; обострение глобальных экологических проблем; рост международного терроризма и т.д.

Теперь немного о содержании и принципах международной политики. Содержание международной политики невозможно раскрыть без анализа национального интереса.

В самом деле, что движет деятель­ностью государства на международной арене, во имя чего оно всту­пает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике - преимущественно национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Концепция «национального интереса» была разработана Г.Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категории «власть». В его концепции понятие национального интереса состоит из трех элементов: (1) природы интереса, который должен быть защищен; (2) политического окружения, в котором действует интерес; (3) рациональной необходимости, ограни­чивающей выбор целей и средств.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г.Моргентау, должна опираться на физическую, политическую и культурную реаль­ность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира на меж­дународной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разде­ленном на блоки и союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации озабочены защитой своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне.

Вероятно, это утверждение было актуальным для времен «холодной войны», когда мировое сообщество было разделено на два противосто­ящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, где с «холодной войной» вроде бы покончено, а страны в силу различных причин становятся все более взаимозависимыми и взаимосвязанными, их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия.

Любое государство, защищая собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно может не только не нарушить безопасность других государств, но и обеспечивать собственную безопасность. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, терри­ториальную целостность.

В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, на­циональная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей бе­зопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основы­валась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 17. Международные отношения. Социально-политическая природа международных отношений | Современное состояние и новые тенденции в развитии международных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.