Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства. Лекция 6. Государство, как институт политической власти




Лекция 6. Государство, как институт политической власти

Политическая власть в лице ее субъектов, носителей (народ, элита, лидеры) требует своего закрепления в устойчивых институциональных формах, которые призваны обеспечить стабильное функционирование властных отношений в обществе по заведенным правилам. В качестве этих правил выступают либо религиозно-патриархальные традиции, либо конституция. Но в любом случае политической кристаллизацией власти выступает государство.

Государство - фундаментальное понятие политической науки, которое выступает родовой характеристикой политического как такового. Можно утверждать, что нет политики вне государства, хотя сама политика - есть более широкое понятие, т.е. государство - это квинтэссенция политического. Исторически политическая мысль развивалась от абсолютного отождествления понятий: личность, общество и государство, ко все большему их различению и дифференциации, от абсолютизма государства к пониманию его частичности и даже пагубности.

Поэтому вся сумма политических учений делится на этатистские и антиэтатистские.

Этатизм - учение, абсолютизирующее роль и функции государства в жизни общества (Платон, Гегель).

Антиэтатизм - отрицание значения государства в настоящем и будущем, понимание его в чисто отрицательном значении, это прежде всего анархизм (Штирнер, Бакунин, Кропоткин).

Промежуточные позиции между крайностями этатизма и антиэтатизма занимают с одной стороны либерализм (Поппер, Хайек), а с другой - социал-демократизм и социализм (Кауцкий, Бернштейн, Маркс, Энгельс).

1. Теологическая (власть от Бога).

2. Натуралистическая (ссылка на естественные причины природы).

3. Договорная (гражданская и социальная концепции).

4. Теория насилия.

5. Психологические теории.

6. Общественно-экономическая или классовая теория государства.

 

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в основе происхождения государства лежат потребности защиты собственности, имущества, сначала от внешней угрозы, а затем и внутри данной общности. Отсюда следует логика различных теорий отмирания государства:

- анархическая теория, требующая немедленной отмены государства, как института, и перехода к формам самоуправления, ставит во главу угла отмену института частной собственности;

- коммунистическая концепция утверждает, что государство лишь исторически отмирает, но в качестве народного государства, в котором снимается антагонизм частной собственности после социалистической революции: государство, преодолевающее социальный антагонизм и отчуждение от общества, перестает быть государством в чистом виде и обретает черты общественного самоуправления.

- социал-демократическая концепция утверждает, что государство исторически отмирает посредством постепенных реформ, приобщения широких народных масс к власти, т.е. за счет реального демократизма: экономическому господству буржуазии должно быть противопоставлено политическое господство (широкое представительство) рабочего класса;

- либерально-демократическая теория настаивает не на отмирании государства вообще, а на минимизации государственных функций и передачи все больших полномочий гражданскому обществу, власти денег.

По существу все эти концепции отмирания государства об одном, как преодолеть отчуждение государства от общества, обособления властных структур от социальных процессов. В основе различий лежит отношение к институту собственности и возможностей его безболезненного функционирования. На этот счет предлагается как бы ряд решений:

- государство все берет на себя - коммунистическая модель;

- государство полностью отказывается от функций контроля института собственности путем отмены самой частной собственности - анархическая модель и путем абсолютизации частной собственности - либеральная модель;

- компромиссная модель - социал-демократическая: государство берет на себя функцию не подавления, но активного контроля за частной собственностью и ее антиобщественными проявлениями с тенденцией отмирания того и другого.

Существующие споры вокруг понимания сущности государства и его перспектив связаны с внутренней противоречивостью феномена власти и тем, как эта противоречивость отражается в двойственной природе государства. Государство с необходимостью соединяет в себе два противоречивых момента.

Первый несет в себе представительство общества в целом и означает верховную власть на данной территории.

С другой стороны властными структурами государства, как правило, овладевают те или иные социальные или классовые группировки и государство выражает прежде всего их интересы.

Либерально-демократические концепции в понимании сущности государства, а к ним в наше время примыкают и консервативные, делают упор на первом моменте - общественности государства. С другой стороны, социально-ориентированные концепции государства, особенно марксистская, делают упор на второй стороне феномена государства - его пристрастности, как средства господства одного класса против другого. Очевидно, что истина предполагает учет обоих моментов.

Что же такое государство?

Государство - это специальный институт организации политической власти (публичного диктата) в социально неоднородном обществе, реализующий функции центрального управления и высшего представительства общества данной территории перед другими территориями, а также легализации политического господства.

 

Признаки государства:

 

1. Публичная власть (правительство и его вертикаль);

2. Очерченная территория (границы), на которую распространяется суверенитет публичной власти и ее гражданство;

3. Система права - законодательство (органы законодательной и судебной власти) /право - это воля господствующего класса или социальной группы, возведенная в закон/;

4. Силовые структуры (внешнего и внутреннего назначения, соответственно армия, милиция, полиция). Вначале, это были княжеские дружины, которые собирали налоги и защищали территории. Слабость центральных силовых структур приводит к тому, что они вырастают снизу, в том числе, и в форме мафии;

5. Налоговая система с наличием в экономике своей денежной единицы;

6. Чиновники - государственные служащие. Есть два типа государственных служащих: публичный политик и исполнитель-аппаратчик.

 

Типологии государств

1. Естественно-историческая (формационная) типология государств:

* рабовладельческое;

* феодальное;

* капиталистически-правовое;

* социально-правовое (иногда обретает форму так называемого социалистического государства).

Различие между ними проходит по критерию господствующего способа производства, экономически господствующего класса и по признаку отношения трудящегося к производству и возможности управления им.

2. По критерию социальной ориентации:

* правовое государство делает ставку на обеспечение гражданских прав и свобод, реализует принцип конституционализма, верховенства закона, разделения властей, отделения государства от гражданского общества и от церкви, национальной консолидации общества.

Идея правового государства опирается на понятие гражданского общества, как автономной от государства сферы жизни.

Гражданское общество в широком смысле - это та часть общества, которая существует по автономным законам социальной, экономической и культурной жизни, это то, что подлежит лишь корректирующему, а не изменяющему существо дела управлению со стороны государства. С этой точки зрения государство понимается, как сфера сознательного управления, тогда гражданское общество - это стихия неуправляемых или малоуправляемых, существующих по своим естественным законам сфер жизни. Помимо чисто экономических и социальных законов это может быть власть традиции определенного культурного генотипа общества.

В узком смысле гражданское общество - это сфера бюргерского или буржуазного общества, т.е. сфера действия денежных отношений, института частной собственности в различных стадиях его развития.

Правовое государство стремится минимизировать функции государственного вмешательства в дела гражданского общества. В наше время в средствах массой информации понятие гражданского общества чаще используется в узком смысле этого слова и, таким образом, выполняет определенный идеологический заказ.

* социально-правовое государство делает ставку на систему социальных прав человека - это параметры достойного существования, социальной защиты, гарантии свободного развития человека в образовательной сфере, в целом - это ставка на социальную справедливость, как ценность, т.е. преодоление такого имущественного неравенства, которое противоречит этим ценностям и ограничивает возможности свободного развития всех. Социальное государство провозглашает своей целью всеобщее благо (чего не делает правовое государство). Существует определенная историческая традиция социального государства с древнейших времен, когда правители принимали на себя обязанность следовать требованиям низов, а именно: хлеба и зрелищ, когда нормой для правителя считались различные формы благотворительности и широкой поддержки низов. Важнейший критерий социального государства - гарантии участия в управлении производством, а также широкое самоуправление и социальный демократизм.

3. По критерию развитости правовой базы:

* традиционные государства, как правило монархии;

* конституционные, т.е. построенные на принципах конституционализма, т.е. наличия свода законов по двум параметрам: системы прав человека и гражданина и основного закона государственного устройства - формы правления, разделения властей и т.д. В современном мире есть несколько государств без конституции: Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия. Но это не отменяет сам принцип конституционализма в них.

4. По критерию формы правления - способу организации верховной власти:

* монархия - наследственная форма верховной власти:

- абсолютистская (действительно является монархией);

- конституционная (сохраняется форма монархии, как дань традиции /монарх, как символ единства нации/ при республиканском содержании власти, т.е. верховная власть реально принадлежит выборным органам, а монарх выполняет функцию свадебного генерала, почетного представителя верховной власти).

* республика - выборная форма верховной власти:

- президентская;

- парламентская;

- смешанная.

Они различаются по критерию способа назначения правительства. В президентской республике правительство формирует президент, который выбирается всеобщим голосованием (США). В парламентской республике правительство формирует премьер-министр, которого избирает парламентское большинство (Великобритания). В смешанной республике - и президент и парламент несут равную ответственность за формирование и функционирование правительства (Франция).

 

-?!- Какая форма правления установлена в Российской Федерации согласно конституции 1993 года?

5. По национально-территориальному признаку:

* унитарное (единое государство);

* федеративное;

* конфедеративное.

Унитарное государство охватывает всю территорию единым правом и суверенитетом. Федеративное государство делится своей властью с территориальными (иногда национально-территориальными) государственными образованиями (штатами, республиками, землями), тогда источником власти такого государства, наряду с народом, как целым, выступают и эти территориальные образования. В конфедерации субъекты федерального устройства получают дополнительную автономию и объединяются лишь самым ограниченным кругом общих функций (единая денежная система, единая армия и границы).

Таким образом, государство выступает центральным звеном в политической системе общества, вокруг которого и строится вся политическая жизнь, однако, наряду с государством действует еще один важнейший элемент политической системы - политические партии и объединения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.