КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институциональные аспекты политики. Политическая система общества. Политические партии
Лекция 5 1. О сущности политической системы общества. В настоящее время существует множество определений политической системы. Наиболее оптимальным является следующее: политическая системаобщества— совокупность государственных и общественно-политических институтов, политических отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу норм (политических, правовых, идеологических, культурных), а также историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Важнейшими функциями политической системы общества являются организация и институционализация власти; управление обществом, обеспечение его стабильности и интеграции путем решения всего комплекса противоречий в распределении материальных и духовных благ в обществе. Долгое время, в течение многих столетий структура политической системы в условиях неразвитой политической жизни была представлена лишь элементами, относящимися к государству. И только в современных условиях появилось множество таких компонентов, которые вместе с государством образуют развитую структуру политической системы общества. Политическая система общества в современных условиях представляет собой сложную многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля. Каждая из них имеет свою специфику, особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения. Большинство современных (российских и зарубежных) ученых считают целесообразным все множество явлений и процессов, составляющих структуру политической системы разделить на следующие группы: политические организации, учреждения, объединения; политические отношения; политические и правовые нормы и принципы; политическое сознание и политическая культура. Адекватно структуре можно определить основные тенденции в эволюции политической системы общества. Первая группа политической системы представляет собой сложный и широкий комплекс объединений людей, характеризующихся двумя основными признаками: они являются организациями, и непосредственно связаны с политикой. Это, прежде всего, политические организации. Непосредственной целью создания и деятельности этих организаций является власть политическая, и в первую очередь, государственная. Речь идет либо о завоевании власти или ее удержании и использовании в интересах тех или иных социальных общностей и социума в целом. К таким организациям относятся, прежде всего, государство и политические партии. Именно они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к политическим организациям. Эволюция государственности и многопартийности являются основными направлениями в модернизации политической системы общества. Доминирующая роль и ведущее место в этом процессе принадлежит государству. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной структурой, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели, Оно будет существовать, пока будет функционировать современная цивилизация. Все остальные структурные элементы, за исключением государства, имеют исторически преходящий характер. Исчерпав свои функции, они уходят из политической жизни общества, а значит и из его политической системы. Например, политические партии, хотя они выполняют очень важную функцию связующего звена между государством и социальными общностями, интересы которых они выражают и защищают, но это временный структурный компонент. К примеру, ушла из жизни советского общества КПСС, выполнив свои задачи. Специфика же государства как политической организации состоит в том, что оно формирует организационные рамки всего общества. Оно призвано быть представителем всех его граждан, регулировать взаимоотношения между ними, располагая при этом законным правом принуждения. Его решения носят властный характер и являются обязательными для всех остальных типов властей. 2. Правовое государство, его формирование в современной России. Конституция РФ 1993 года явилась импульсом в развитии всех структур политической системы российского общества и, прежде всего, института государственности. За многие столетия существования российского государства впервые идея правового социального государства нашла конституционное закрепление. Но пока это лишь цель, к которой мы будем идти. Выясним, что такое правовое государство, в чем его сущность? Главное назначение правового государства – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития его способностей. Это означает наличие и гарантию основных прав и свобод, обеспечивающих любые действия индивида, которые не ограничивают свободу других граждан и не противоречат общественным интересам. Речь идет о такой системе политических отношений, при которой роль индивидуума, гражданина является первичной, естественной, не требующей обоснования. В то время как функции государственной власти являются вторичными, производными, а потому немыслимыми без специальных санкций. В этой иерархии отношений господствует принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Основоположниками теории правового государства принято считать Т. Гоббса и Д.Локка. Но огромное воздействие на последующее развитие политико-правовой мысли оказало учение И.Канта. Под влиянием его идей и Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правого государства: Роберт фон Моль (1799 - 1875), Карл Теодор Велькер (1790 - 1869), Отто Бэр (1817-1895), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861), Рудольф фон Гнейст (1816- 1895). Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую направленность, а также получили широкое распространение в Германии и за ее пределами. Термин «правовое государство» ввел в оборот Роберт Моль. Особый интерес к концепции правового государства в 19 веке проявили в таких странах, как Германия и Россия, где сохранились многочисленные пережитки феодальных отношений, а перед буржуазией стояла задача завоевания политической власти. Напуганная размахом революционных событий 1848-1849 годов, она использовала идеи правового государства для пропаганды мирных, ненасильственных преобразования в обществе. В концепциях правового государства ее привлекали не только философско-исторические обобщения (вроде кантовских), сколько антиреволюционные лозунги. Последователи этой теории не скрывали, что она направлена одновременно и против отживших порядков, и против революционной демократии. Для зрелого марксизма характерно отрицание роли государства по мере эволюции цивилизации, в том числе, и правового. Маркс и Энгельс рассматривают государство, как «суррогат коллективности» и «нарост на обществе». С их точки зрения, государственная власть необходима пролетариату лишь на этапе перехода к безгосударственному строю. Популярность идеи правового государства значительно возросла особенно с конца 19 века. Причины в следующем: утверждение отношений свойственных зрелому капитализму сопровождалось углублением общественных противоречий и резкой поляризацией политических позиций. Особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Обозначились две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти с помощью диктатуры. Другая — была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путем взаимных уступок. Первая половина 20 века прошла под знаком явного преобладания конфронтационной идеологии марксизма. В 30-е годы подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые тона фашистских диктатур. А в нашей стране установился не менее одиозный сталинский режим. Как реакция на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к проблемам прав человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства наполняются общедемократическим содержанием, направленным против авторитаризма и тоталитарных режимов. В этом состоит их отличие от либеральных учений 19 века. С падением авторитарных режимов формулы правового государства получают законодательное закрепление. На конституционном уровне эта идея впервые была зафиксирована в Основном законе ФРГ в 1949 году и в Конституции Испании 1978 года, т.е. в бывших оплотах фашизма. Во второй половине XX века в общественном мнении европейских стран возобладало стремление разрешить социальные конфликты путем поиска общественного согласия и примирения враждующих классов. На смену идеологии конфронтации приходят идеи социального компромисса, консенсуса и взаимных уступок. Отсюда – широкое распространение в политико-правовой мысли концепций социального государства и трактовок правового государства в так называемом и материальном смысле, в отличие от его формальных определений, как власти, подчиненной закону и праву. Сочетание этих принципов составляет сущность социального правового государства, являющегося политической основой идеологии неолиберализма и социал-демократии. Характерной особенностью современного социального правового государства является признание возможности активного вмешательства политической власти в сферу экономики; проведение государством глубоких общественных преобразований, включая социализацию собственности. В русле этого мировоззрения складываются также идеи примата общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми. С развитием международной интеграции их дополняют представлениями о необходимости подчинения национальных правовых систем праву мирового сообщества. В последние годы большинством европейских государств принято решение, что в случае расхождения закона страны с международным договором, суды обязаны руководствоваться последним. Итак, к числу отличительных признаков современного правового государства западные политики относят теперь не только верховенство закона, но и соответствие международному праву. Современная модель правового государства вобрала в себя весь опыт человечества в части принципов демократии, прав человека и правового государства. Правовое государство характеризуется: верховенством права (в обществе господствует закон, а не люди); наличием и реализацией в обществе максимального объема прав и свобод граждан (в соответствии со всеобщей Декларацией прав человека); разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»; взаимной ответственностью государства и гражданина, оба они в равной степени несут ответственность за соблюдение законов; законопослушанием граждан и их правовым сознанием и культурой (закон обязателен для всех без исключения, и все перед законом равны); действием в обществе демократических принципов и процедур, важнейшим из которых является принцип выборности вех органов власти; подлинной независимостью суда, наличием правового контроля законодательных актов (Конституционный суд). Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли, степени распространения и реализации. В настоящее время правовое государство выступает пока идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получил своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции. В нашей стране борьба с тоталитаризмом затянулась на более длительные сроки. Первыми за утверждение прав человека в 60-80 гг. XX века выступили различные группы правозащитников. В настоящее время идеи правового государства нашли отражение в программных документах ряда политических партий и, прежде всего, в Конституции РФ 1993 г. Сегодня мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях формирования правового государства и многопартийности, что свидетельствует об определенной модернизации политической системы современный России. В силу размеров страны, межнациональных конфликтов, последствий тоталитаризма и ряда других причин этот процесс протекает с множеством коллизий и пока далек от завершения. В чем основы правовой государственности и создание устоев гражданского общества в России сегодня? Впервые, за всю историю своего развития Россия, согласно Конституции 1993 г., с формально-правовой точки зрения является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Нет единой, ведущей навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии; в обществе функционирует плюрализм идеологий; отменены репрессивные и реакционные институты и положения. Ликвидирована тоталитарная партия — государство, функционирует многопартийность; реально действует политическая оппозиция, в том числе, и «непримиримая». Государство и политические партии не вмешиваются в личную жизнь граждан. Гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций, есть гласность). Власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема. Действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы). Существует система разделения власти в государстве, которая проявляется в том, что каждый государственный орган наделен своими полномочиями и не может выходить за их пределы; ни один орган не может игнорировать или приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов. Президент РФ, как глава государства, занимает особое место в системе органов государственной власти. По конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее. Создаются основы независимого правосудия. Были сформированы новые конституционные органы законодательной власти: Конституционное собрание для пересмотра ряда положений Конституции РФ, глав 1, 2 и 9, касающихся форм правления государством; прав человека и природных ресурсов. Возобновлена деятельность Конституционного суда. Власти отказались от неправовых методов политической борьбы, что свидетельствует о внедрении элементов «сдержек и противовесов». Далее, с принятием Конституции 1993 г., была преодолена проблема легитимности государственного устройства России, его федеративного характера. Это нашло отражение в пятой статье (§ 1-3) Основного Закона РФ, где определены главные принципы федеративного устройства России: сохранение государственной целостности; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов и центром; равноправие и самоопределение народов РФ; равенство всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти РФ; разграничение основных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Данная система принципов явилась реальной альтернативой силовым попыткам решения проблемы самоопределения как со стороны регионов, так и со стороны центра. Пример Татарстана, Башкортостана и других субъектов РФ свидетельствовал об эффективности решения вопросов самоопределения путем политического диалога. Тем самым была обесценена привлекательность «чеченского пути», приведшего этот народ на грань исторической катастрофы. По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в государстве охраняются труд и здоровье людей, обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В экономике России складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности. Но реально мы наблюдаем целый комплекс противоречий между формальными правовыми демократическими основаниями российской государственности и действительностью, который проявляется в следующем. Номинальность разделения власти и, прежде всего, властей — законодательной и исполнительной, особенно – центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната». Формальность разделения властей проявляется в гипертрофии властных прерогатив президента (за счет ограничения полномочий других институтов), фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности. Правительство (назначаемое президентом и только ему подотчетное) в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности. Президент и Дума (избранные всенародным голосованием), участвуя в формировании власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Госдума зависит от решений Совета Федерации, который формируется на основе региональных представительств, а не избирается. Законодательная власть Федерального Собрания, в свою очередь, ограничена правом Президента издавать указы, имеющие силу законов; практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов. Мы наблюдаем неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни. Рассмотрим причины. Бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших криминальными методами. Использование нелегальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности. Широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательно и неподконтрольной обществу. Значительная укоренелостъ неформальных властных отношений; формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии. Отсутствие действенного общественного контроля над властью. У российского государства отсутствует долговременная стратегия развития при обилии разного рода федеральных программ, слабо увязанных между собой и финансово необеспеченных. Государственная политика отражает компромиссы между различными группами разношерстной элитой и турбулентные движения внутри общества. При отсутствии массового гражданского самосознания, фрагментарности общества и его отчужденности от власти правящая элита выработала определенный механизм поддержания относительной стабильности внутри себя и общества в целом. Не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств. Командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов — финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий». Все это, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью. При внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями». Становлению правового государства в России мешает неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит; незрелость гражданского общества, которая в значительной мере определяется отсутствием в обществе единой идейно-ценностной и нормативной системы, которые бы позволяли гражданам ориентировать свое поведение. 3. Модернизация политического режима в России. Политический режим современной России несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в обществе. На основании принятой в 1993 г. Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием. Верховная палата Федерального Собрания — Совет Федерации включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу депутаты избираются непосредственно электоратом. Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. В результате не всегда продуманной политики приватизации значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический. Множественность режимов характеризует современную Россию – частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов. Эти противоречия воспроизводят социальную раздвоенность, состояние нелегитимности, теневые отношения и множество иных отрицательных явлений, которые задерживают демократизацию общества. Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены и самой Конституцией (1993 г.), в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Усилению авторитарных тенденций способствуют такие преходящие факторы, как перманентный рост преступности; природные катаклизмы; этнорегиональные конфликты; военные столкновения; нестабильность ситуации внутри правящих элит.
4. О роли российских партий в современной политической жизни. Важнейшим компонентом политической системы общества являются политические партии, которые, наряду с другими функциями, выполняют роль посредника между властью и обществом. Но малочисленность и организационная слабость партий, узость социальной базы не позволяют им в настоящее время исполнять возложенную на них роль в политической жизни общества. Существование многопартийности дает возможность сопоставления различных политических программ, выявление на практике их ошибочности или правильности. Процесс формирования новых субъектов политической жизни: массовых движений, народных фронтов, политических клубов, ассоциации, партий – начался в России в годы перестройки. Важным шагом на пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализация принципа политического плюрализма. На этой основе вскоре был принят «Закон СССР об общественных объединениях» от 9 октября 1990г., определяющий параметры создания и деятельности политических партий. После крушения КПСС и распада СССР в 1991г. процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. В формировании ряда партий в России огромную роль играет личностный фактор. И поэтому ведущей функцией подобных партий является управленческая. Современная российская многопартийность находится в стадии своего становления, когда уточняются партийные доктрины, программные документы, уставы, когда многие идентичные партии либо сливаются в одну, либо уходят с арены политических действий. В российской политической системе влияние партий пока незначительно. Главными причинами являются особенности российской конституции и формы государственного правления, а также организационная слабость партий, лишенных социальной базы и поэтому неспособных выполнять свою функцию посредника. Поскольку ни парламентское большинство, ни парламентская коалиция не обладают правом формирования правительства, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которыми они наделены в демократических государствах. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет ей эффективно контролировать исполнительную власть. Так как ни одна партия не может реализовать свою предвыборную программу, граждане утрачивают главный стимул соучастия в той или иной партии. По мере перераспределения власти между центром и региональными элитами в пользу последних роль общероссийских партий все более сокращается. Ввиду сочетания форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократии (выборность, многопартийность) аналитики характеризуют политическую систему современной России, как «авторитарную демократию», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. В отсутствии массового среднего класса, влиятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов – наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого феномена, как формирующееся гражданское общества.
Литература
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Политические исследования. 1992. №4. С. 128 2. Алмонд Г. «Сравнительные политические системы». М., 1995 3. Алмонд Г., С. Верба «Гражданская культура». М., 1994 4. Арутюнов Ю. – Укрепление федеративного устройства, российского государства. «Власть», 2005г., №8 5. Долгова Р. – Генезис партий приватизация в России. «Власть», 2005г., №9 6. Казанцев В.Р. – Проблемы конституционного порядка в регионах федерации. «Социально-гуманитарные знания», 2005г., №4 7. Коновалов В.Н. – Феномен государства: меняющийся образ. «Социально-гуманитарные знания», 2005г., №4 8. Клямкин И.М. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России// Полис. 1993. №2 9. Корольков Н. и др. – О борьбе с терроризмом, гражданских свободах, политической реформе и доктрине ограниченного суверенитета. «Власть», 2005г., №11 10. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты//Общественные науки и современность. 1997. №1 11. Панченко А. Конституционная и тоталитарная тенденция в России: противоборство продолжается // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4 12. Пайн Э.А. Издержки российской модернизации: этнополитический аспект. «Общественные науки и современность», 2005г., №1 13. Пляйс Я. – К вопросу о трансформации партийных политических систем. «Власть», 2005г., №10
14. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России //Полис. 1997.№1 15. Ступникова М., Федотов А. – Либерально консервативная концепция государства и Россия. «Власть», 2005г., №6 16. Трофимов М.И. – Реставрация капитализма в России, «Социально-гуманитарные знания», 2005г., №1 17. Устименко С. – Российская многопартийность и место «Партии власти» в партийной «системе». «Власть», 2005г., №4 18. Формирование демократической политической системы в современной России и послевоенной Германии важнейший фактор успешной модернизации государственной и общественной жизни. «Власть», 2005г., №1,2 19. Франчук В.И. – Политическая система как средство выживания общества и основы ее реформирования. «Социально-гуманитарные знания», 2005г., №1.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |