КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождение и основные этапы развития политической мыслиГлава 2. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Литература Контрольные вопросы 1. Где, когда и почему появляется политика? 2. Что такое политика? 3. Какие подходы к интерпретации сущности политики существуют в политической науке? 4. Каковы структурные элементы политики? 5. Назовите основные функции политики и раскройте их содержание. 6. Как политика взаимосвязана с другими сферами жизни общества? 7. Совместимы ли политика и мораль? 8. Чем различаются политология как наука и как учебная дисциплина? 9. Охарактеризуйте политологию как науку? 10. Дайте определения объекта и предмета политологии. 10. Какие методы используют исследователи для изучения политики? 11. Какова структура политологического знания? Гаджиев, К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений / К.С. Гаджиев – М.: Логос, 2005. – С. 38-64. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. – М.: Юристъ, 2002. – С. 7-30. Капустин, Б.Г. Моральный выбор в политике: учебное пособие / Б.Г. Капустин. – М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004. – (Политический разум и практика политики). Краснов, Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина / Б.И. Краснов // Социально-политический журнал. – 1995. - № 1. – С. 52-71 Мораль в политике: хрестоматия / сост. и общ. ред. Б.Г. Капустина. – М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004. – (Политический разум и практика политики). Мухаев, Р.Т. Политология: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2010. – С. 9-58. Политология: Альбом схем / сост. Е.В. Макаренков. В.И. Сушков. – М.: Юристъ, 1998. – Схемы №№ 1-7, 66-70. Политология: учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 15-52 Политология: учеб. пособие для техн. вузов / М.А. Василик, И.П. Вишнякова-Вишневецкая, Ю.Г. Вилунас и др.; под ред. М.В. Василика. – 4-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Пионер; М.: Астрель: АСТ, 2005. – С. 5-31. Практикум по политологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М: Гардарики, 1999. Пугачев, В.П. Введение в политологию: учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 10-49.
Предыдущая глава была посвящена поиску ответа на два фундаментальных вопроса: 1) что такое политика? и 2) что и как изучает наука о политике?Опираясь на полученные знания, мы можем двинуться дальше в изучении курса политологии. Уже несколько тысяч лет человечество живет в политическом мире. Политика превратилась в неотъемлемую сторону жизни общества, она оказывает воздействие на судьбы стран, народов, на повседневную жизнь людей. Объятия политики, подчас весьма жесткие, ощущает каждый из нас. В различных условиях человек может выступать в качестве субъекта и объекта политики, цели и средств политики. Вполне естественно, что люди достаточно давно стали задумываться над политическими вопросами. Вместе с появлением политики как особого вида деятельности, политических отношений и институтов, появляются политические представления, взгляды, идеи, концепции, теории т. е все то, что мы можем назвать политической мыслью. Политическая мысль генерируется политическим сознанием, которое выступает неотъемлемым элементом политики как системного образования. Заметим, что политическая мысль значительно старше политической науки. Политическая наука появляется лишь на определенном этапе развития политической мысли. Настоящая глава посвящена прошлому и настоящему политической мысли. Мы попытаемся бросить взгляд на эволюцию политической мысли от первых робких размышлений о природе политического до современных изощренных политических концепций. Ретроспекция политической мысли поможет нам глубже понять основные идеи современной политической науки – ведь нельзя же просто в готов виде взять и заучить ее выводы, необходимо пройти тем же путем, каким человечество шло к этим выводам. Как мы уже отмечали, попытки осмыслить политику предпринимались уже в глубокой древности. Появление политики как социального явления и ее древнейшего и главнейшего института – государства означало, одновременно, и рождение политической мысли. Возникнув в простейших, даже примитивных формах, политическая мысль развивается, усложняется вместе с развитием и усложнением политической жизни. Можно выделить две пары факторов, обусловливающих развитие политической мысли: - внутренние (борьба и взаимодействие политических идей) и внешние (изменения в жизни общества); - субъективные(личностные мировоззренческие и политические предпочтения политических мыслителей) и объективные(уже имеющиесяполитические идеи, взгляды, концепции и процессы развития всех сфер жизни общества). Периодизация истории политической мысли. Выделим основные этапы развития политической мысли. При этом укажем на два наиболее распространенные подхода. Первый подход определяет следующие основные этапы развития политической мысли: 1. Политическая мысль Древнего мира. 2. Политическая мысль Средних веков. 3. Политическая мысль эпохи Возрождения. 4. Политическая мысль Нового времени. 5. Политическая мысль Новейшего времени.
1. Политическая мысль доиндустриального (традиционного) общества. 2. Политическая мысль индустриального общества. 3. Политическая мысль постиндустриального общества. Воспользуемся первым из обозначенных нами подходов и дадим краткую характеристику основным этапам развития политической мысли. Политическая мысль Древнего мира. Важнейшими центрами формирования и развития политической мысли стали Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция и Древний Рим. Зародившись около 4,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, где в этот период возникли первые государственные образования, своего наивысшего расцвета политическая мысль Древнего Мира достигла в Древней Греции и Древнем Риме. Первоначально становление политической мысли проходило в рамках религиозно-мифологического мировоззрения (человек еще не мог на рациональном уровне осмыслить природу политики и обращался к сверхъестественным ее интерпретациям. Отход от религиозно-мифологических представлений о политике начинается в XVIII-VI вв. до. н. э. Религиозно-мифологическая концепция политики постепенно вытесняется философско-этической. Политические взгляды Древнего мира носят, преимущественно, именно философско-этическую направленность. Выделим некоторые общие черты политических воззрений Древнего мира: - мыслители Востока и Запада не разделяли понятия «общество» и «государство», «индивид» и «гражданин»; - общество рассматривалось как неотъемлемая часть мирового космического порядка; - основное внимание уделялось вопросу о том, как воспроизвести на Земле порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. В то же время развитие политической мысли в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме шло своими оригинальными путями. Поэтому есть смысл остановиться на специфике политических идей каждого из трех центров великих цивилизации Древнего Мира. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая. Для политической мысли Древней Индии характерна относительная простота политических воззрений в отличие от изощренных философских идей древнеиндийской философии. Основные понятия древнеиндийской политической мысли: «дхарма» – правильное исполнение людьми своих обязанностей и «данда» – наказание. Управление обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму. Политическая мысль Древнего Китая богата и разнообразна. Ее можно назвать соперницей античной (греко-римской) политической мысли. Крупнейшие школы древнекитайской политической мысли: 1) школа конфуцианцев; ее основоположник – Конфуций (латинизированная форма от Кун Фу-цзы, или Кун-цзы – «учитель Кун») – виднейший мыслитель, политический деятель и педагог Древнего Китая; 2) школа легистов; наиболее ярким представителем легизма явился Шан Ян, которого считают главным создателем концепции управления на основе закона; 3) школа даосистов; ее основатель – Лао-цзы (подлинное имя Ли Эр); по преданию он был старшим современником Конфуция; Прозвище Лао-цзы означает «Старый учитель» или «Старый ребенок»; о жизни Лао-цзы мало что известно достоверно. Общие идеи политической мысли Древнего Китая: - власть носит божественный характер; - управлять Поднебесной должны мудрецы; - правитель должен быть справедливым и заботиться о благе подданных. Однако относительно средств управления подданными сторонники этих школ высказывали различные точки зрения: - Конфуций и его последователи предлагали опираться на мораль; - легисты делали ставку на материальное стимулирование, уравнение имуществ, награды и наказания; они считали, что наибольший эффект дают именно наказания; - сторонник даосизма рекомендовали в качестве основного метода управления недеяние; правителю следует избегать чересчур деятельного вмешательства в жизнь подданных. Античная политическая мысль. Античная политическая мысль – это политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Политические идеи греческих и римских мыслителей сыграли значительную роль в формировании всей культуры человечества. Укажем на некоторые особенности античной политической мысли: 1) поиск идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок; 2) рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей единство государства, общества и отдельного индивида; 3) отсутствие чёткой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике; 4) ограничение рационализации политической мысли, обусловленное заметным влиянием религии. В качестве наиболее ярких представителей античной политической мысли можно назвать имена Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Сократ (470/469-399 гг. до н. э) – выдающийся древнегреческий философ, идеи которого оказали огромное воздействие на формирование и развитие западной цивилизации, становление европейской политической мысли: - с Сократом связан коренной поворот философии, всей общественной мысли к человеку; сущность человека – его душа, отличающая человека от любого другого живого существа, а под душой он понимает разум человека, мыслящую активность и нравственно-ориентированное поведение; - мыслитель сформулировал идею о том, что участие в политической жизни своего полиса, верность его законам – долг каждого свободного человека; - Сократ считается одним из «архитекторов» революции ненасилия; Ксенофонт приводит следующие его творчество слова: «Предпочти умереть, оставшись верным закону, нежели жить в насилии» [19, 69]. Платон (427-347 гг. до н. э.) – один из выдающихся представителей античной философской классики, основоположник концепции объективного идеализма. Платон – оригинальный политический мыслитель, творчество которого оказало мощное влияние на становление и развитие политической теории. Основные заслуги Платона в области политической мысли: - Платон одним из первых изложил свои политические идеи в систематизированном виде (дилогии и работы «Критий», «Политик», «Государство», «Законы» и др.). - Платонразработал проект идеального государства как воплощение мира идей-эйдосов в земной жизни, в полисе. Идеальное государство, по Платону, – это справедливое правление лучших и благородных. В государстве должны быть три группы граждан, три сословия: а) сословие правителей-философов: б) сословие воинов (стражей); в) сословие земледельцев-ремесленников. Все служат государству, занимаются своими делами и не вмешиваются в чужие – это и есть справедливость. - Идеальному государственному устройству Платон противопоставляет четыре деформированные, извращенные формы государства: 1) тимократия (власть, основанная на господстве честолюбцев); 2) олигархия (власть, основанная на господстве богатых); 3) демократия (власть и правления большинства, строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления); 4) тирания (власть одного над всеми в обществе). - Платон попытался дать определение политики, охарактеризовав ее как царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – один из величайших умов человечества, крупнейший в Древней Греции мыслитель-энциклопедист, систематизатор всех имевшихся в ту эпоху отраслей знания и основоположник целого ряда наук. Аристотелю принадлежит большое количество трудов, однако далеко не все из его творческого наследия дошло до нас. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его произведениях, как «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика» и др. Именно Аристотеля часто называют одним из основоположников политической науки. Конечно, не Аристотель первый заинтересовался политической проблематикой, но он первый стал исследователь политическую реальность именно как ученый. Аристотель провел гигантское исследование политического устройства 158 греческих городов-полисов; именно данные этого исследования (а не переработанные мифы) использовались им в качестве базы для теоретических обобщений. Вклад Аристотеля в становление политического знания заключается в следующем: - Аристотель попытался определить предмет политической науки. Политика как наука связана у него с этикой. Предметом и политики, и этики являются прекрасное и справедливое. Этика – начало политики, своего рода введение в нее. - Аристотель указал на огромное значение политики в жизни человеческого общества. «Человек – это политическое животное», – утверждает он. - Аристотель сформулировал чрезвычайно важное для политической науки представление о государстве как продукте естественноисторического развития. - Аристотель разработал достаточно глубокое для своего времени учение о государстве, попытался дать его определение. В его представлении город-государство – это высшая форма объединения людей, отражение сущности человека как политического существа. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан. - Особого внимания заслуживает предложенная Аристотелем классификация форм правления. Он выделяет правление одного, немногих и большинства, а также правильные и неправильные формы государства. При правильных формах власть имущие преследуют общие пользу, при неправильных – только свое личное благо. Комбинируя эти признаки, Аристотель получает шесть форм правления: правильные формы правления – монархия, аристократия, полития; неправильные формы правления – тирания, олигархия, демократия.
- Мыслитель дает социальные характеристики выделенных форм правления. С точки зрения Аристотеля наилучшей формой правления является полития, в которой во всем доминирует средний класс, имеющий «собственность среднюю, но достаточную». Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – римский политический деятель, оратор и писатель, сторонник республиканского строя. Цицерону принадлежит идея о правовом характере государства. Развивая эту идею, древнеримские теоретики внесли большой вклад в развитие политической мысли, а римские юристы разработали целую систему т. н. «римского права». В античную эпоху оформляется две принципиальные позиции по отношению к политике. Сторонники первой позиции – греки классической эпохи полагали, что человек и гражданин – это неразрывные понятия, а участие в политике – долг и обязанность гражданина. Для сторонников второй позиции характерно несколько иное отношение к политике. Политическая жизнь, по мнению древнегреческого философа Эпикура (342/41-271/70 гг. н. э.) и его последователей, принципиально неестественна, она деформирует личность, дезориентирует и разобщает людей, лишает их счастья, поэтому занятия политикой следует избегать. Эпикуреец уже не рассматривает (в отличие от грека классической эпохи) участие в политике, вооруженной защите полиса от врага как свою обязанность и моральный долг. Его идеал – «тихая жизнь и удаление от толпы». Политическая мысль Средних веков. В Средние века философско-этическая концепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной (христианской) концепцией политики. Европейская политическая мысль средневековья развивалась вокруг трех противоречивых, но взаимосвязанных проблем: 1) обоснование необходимости усиления абсолютной власти монархов; 2) поиск средств ограничения сильной центральной власти; 3) доказательство приоритета церковной власти над светской. Вершиной религиозно-политической мысли Средневековья стало творчество Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Аврелий Августин (354-430 г.г.) – наиболее яркий представитель патристики; наиболее известное его сочинение – «О граде божием». Фома Аквинский (1225/1226-1277 гг.) – виднейший представитель схоластики; наиболее известное его сочинение – «Сумма теологии». Усилиями Аврелия Августина (Августина Блаженного, как его часто называют на Западе), Фомы Аквинского и других мыслителей Средневековья была разработана религиозная политическая доктрина, содержание которой может быть сведено к следующим положениям: 1. Бог является исходным и конечным пунктом человеческих суждений и действий, поэтому природа и человек полностью зависят от Бога. 2. Именно Богом создан универсальный порядок, частью которого является государство в лице монарха; власть императора, короля имеет божественный характер. 3. Император и государство заботятся обо всех и являются гарантом христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле. 4. Подданные вправе оказывать сопротивление правителям в том случае, если действия власти противоречат воле Бога и интересам Церкви. 1.5 Политическая мысль эпохи Возрождения Эпоха Возрождения – это три с небольшим века европейской истории: XIV, XV, XVI и начало XVII вв. На этот же временной отрезок накладывается процесс Реформации, начало которого связано с именем Мартина Лютера (1483-1546) Возрождение и Реформация оказали мощное воздействие на развитие политической мысли, прежде всего, через следующие идеи: 1) человек, а не Бог – подлинный центр Вселенной; 2) сфера религии – вера, церковь не должна притязать на светскую власть, не должна опекать государство (т. е. отделение церкви от государства); 3) человек имеет право на свободу совести; 4) человек как существо, наделенное свободой воли и творческим началом, преобразовывает окружающую действительность в своих интересах, опираясь на знание законов по которым эта действительность развивается. К числу крупнейших достижений политической мысли рассматриваемого периода можно отнести: - освобождение политической мысли от теологии; - признание автономности политической сферы жизни общества и наличия у нее собственных закономерностей; - введение понятия «государство»; - обоснование естественного происхождения государства; - возникновение идей «утопического социализма»; - обоснование роли разума, знания в общественном развитии и др. Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения стал Никколо Макиавелли (1469-1527),которого часто называли самым знаменитым итальянцем со времен Цезаря, «учителем учителей» политической науки.В лице Н. Макиавелли соединены политический практик (он 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики) и политический мыслитель (он автор знаменитых произведений «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»). Заслугами Н. Макиавелли в развитии политической мысли являются: - выработка взгляда на политику как автономную сферу человеческой деятельности со своими законами; - использование нового метода изучения политических явлений, основанного на практическом и утилитарном подходе к политике; политическая наука должна постигать истинное положение вещей, а не рассматривать воображаемые ситуации; - создание доктрины «моральной целесообразности» – у государственного деятеля нужды власти доминируют над моралью, во имя государства можно нарушить требования и религии, и морали; - разработка теории «политического республиканизма» – единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти; - введение в научный оборот из ключевых терминов современной политической науки – «государство»; - обоснование представлений о социальной борьбе как движущей силе общественных и политических изменений. Политические идеи эпохи Возрождения во многом подготовили взлет политической мысли Нового времени. Политическая мысль Нового времени. Эпоха Нового времени охватывает период от первых буржуазных революций до первой мировой войны. Процесс развития политической Нового времени можно условно разделить на два этапа: 1) на первом, раннем этапе (начало XVII – вторая половина XVIII в.) оформляется гражданская концепция политики. 2) на втором этапе (вторая половина XVIII в. – конец XIX – начало XX века) эта концепция трансформируется в социальную концепцию политики. Дадим характеристику выделенным этапам. Политическая мысль начала XVII – второй половины XVIII в. Данный этап, как уже отмечалось, связан с доминированием гражданская концепция политики, ее суть заключается в следующем: - политическая мысль освобождается от прежних уз философии и религии; - отправной точкой рассуждений становится индивид-гражданин; - основное внимание было сосредоточено на вопросах происхождения и сущности государства. а само государство рассматривалось как уникальная независимая организация, необходимая для обеспечения защиты и безопасности людей; - активно разрабатывались такие понятия как «общественный договор», «естественные права», «разделение властей». Назовем некоторых представителей политической мысли рассматриваемого периода: Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ: - главное философско-политическое произведение – «Левиафан»; - основные идеи его политического учения – верховная власть и независимость светского государства; - обоснование договорной теории происхождения государства (люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения этой власти; ситуация видится мыслителю следующим образом: или неограниченная, абсолютная государственная власть, или состояние «войны всех против всех», – третьего не дано; - абсолютная монархия – оптимальная форма власти. Джон Локк (1632-1704) – английский философ, считающийся основоположником концепции политического либерализма: - главное философско-политическое произведение – «Два трактата о правлении»; - общество и государство – это не одно и то же, государство «подчиняется» обществу; - личность обладает неотчуждаемыми правами и стоит выше общества и государства; - народ – источник власти, он заключает договор с правящей властью, государство должно действовать только в защиту прав личности; - ограничение власти государства; - право общества на создание новой государственной власти, если старая не в состоянии обеспечить защиту прав и свобод личности; - идея разделения законодательной и исполнительной власти (наиболее значима законодательная); - конституционная монархия – оптимальная форма власти. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – французский философ: - главное философско-политическое произведение – «О духе законов»; - рассмотрел социальные и исторические факторы, определяющие политическое устройство общества; - разработал стройную теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга; - обосновал идею верховенства права как главный принцип функционирования общества и государства. Джеймс Мэдисон (1751-1836) – американский государственный деятель и политический философ: - признание народа единственным источником власти; - выборы - характерная черта республиканского устройства; большинство, сформировавшееся в результате выборов не должно подавлять меньшинство; - разработка концепции представительной власти, положенной в основу американской конституции (необходимость дополнения прямой демократии представительной; разделение законодательной власти на две палаты). Политическая мысль второй половина XVIII – конца XIX – начало XX века. Данный этап, связан с переходом к социальной концепции политики. Социальная концепция политики, приходящая на смену гражданской – это реакция на достаточную зрелость суверенного государства, ее суть заключается в следующем: - отправной точкой рассуждений является уже не индивид, а социальные группы, нации, классы, человечество в целом; - индивиды рассматриваются как продукты определенных социальных условий; - государство исследуется не в статическом состоянии, а в динамике; - серьезное внимание уделяется проблеме взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни. Наиболее яркими политическими мыслителями рассматриваемого периода являются: Жан – Жак Руссо (1712-1778) – французский философ-просветитель: - главное философско-политическое произведение – «Об общественном договоре»; - каждый индивид является нераздельной частью целого – общества, т. е. человек – не просто «автономная личность», а «общественный человек»; - заключение общественного договора означает превращение «естественного индивида» в «морального гражданина», обладающего не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами; - условие эффективного функционирования общества – наличие «общей воли»; эффективность практики «общей воли» обеспечивается рядом условий: а) социальное равенство – никто не должен обладать неограниченным правом накапливать частную собственность; б) политическое единство общества; в) прямая форма демократия – ей должен отдаваться приоритет; Эдмунд Берк (1729-1797) – английский политический мыслитель, считающийся основоположником концепции политического консерватизма: - государство и право – результат естественной эволюции общества, а не изобретение человеческого разума; - основная цель государства – охрана порядка и закона; - сомнение в способности разума людей улучшить жизнь; попытки реформаторов привести общество в соответствие с рационально внушаемыми стандартами обречены на неудачу; изменения в обществе необходимо производить исключительно в целях его сохранения. Алексис Токвиль (1805-1859) – французский политический мыслитель, сторонник либеральной политической теории: - демократические идеи неуклонно пробивают себе дорогу в современном обществе; - однако демократии присущи два негативных последствия: а) демократия не дает народу самого искусного правительства и б) существует возможность тирании большинства; - отрицательные последствия демократия могут быть минимизированы развитой представительной властью. Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский политический мыслитель, сторонник политического либерализма: - идея суверенитета индивида, защиты индивидуальной свободы (свобода – основная потребность личности, «часть» счастья, она необходима для поиска новых форм счастья); - признание позитивной роли государства, которое должно стремиться сделать своих подданных добрыми и просвещенными; - в современном обществе индивид растворен в толпе, миром правит общественное мнение; - чтобы не допустить подавления меньшинства большинством необходимо развивать представительную систему. Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист и политический мыслитель, основоположник современной концепции социализма: - политика, политические отношения, государство и право не могут быть поняты ни из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал; они коренятся в материальных условиях жизни классового общества; - политическая теория, исследуя классовое общество, политические явления и процессы, должна опираться на исследование производственных отношений, составляющих экономический базис общества; - государство – продукт господства частной собственности; - конфликт между производительными силами и производственными отношениями является основой социальной революции; - в буржуазном обществе эта революция будет носить социалистический характер; в результате этой революции на смену буржуазному государству придет пролетарское, которое устранит бюрократию и утвердит народовластие; развитие самоуправления создаст условия для постепенного отмирания государства и политики. Макс Вебер (1864-1920) – немецкий философ, социолог, экономист и политический мыслитель: - в центре его внимания вопросы взаимоотношения личности, общества и государства; - проблема власти – центральная в политической науке; власть по М. Веберу, это любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению; - исследуя феномен бюрократии, М. Вебер указал на опасность конфликта между бюрократией и демократией; - бюрократия – это неизбежное зло, необходимо искать эффективное средство контроля над ней; выход – не традиционная, классическая демократия, а плебисцитарная демократия. Подводя итоги развития политической мысли Нового времени, выделим некоторые идеи, составляющие своего рода «политическое наследие» этой великой эпохи: - источник любой земной власти – воля народа, а не божественная воля; - взаимная ответственность государства и его граждан; - ограничение области прерогатив государства общественно-необходимыми функциями по поддержанию внутреннего мира и внешней безопасности страны; - отделение гражданского общества от государства; - суверенитет народа; - наличие у личности врожденных неотъемлемых («неотчуждаемых») прав и свобод; - разделение властей; - верховенство права и некоторые др. Политическая мысль Новейшего времени. Данный период развития политической мысли начинается после первой мировой войны и продолжается по настоящее время. На рубеже Нового и Новейшего времени политическая мысль проходит очень важный рубеж в своем развитии. Политическая наука в строгом смысле этого слова складывается именно в конце XIX – начале XX в., именно в этот период она приобретает привычные для сегодняшнего дня очертания. Считается, что процесс формирования политической науки как самостоятельной области занял примерно сто лет – с середины XIX в. до середины XX в.В этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются: 1) политическая теория (включая историю политических идей); 2) политические институты (центральные и местные правительства, правительственные учреждения, функции, осуществляемые этими институтами, а также те социальные силы, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения [16, 7]. Международный коллоквиум в Париже подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную наука о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы [16, 7-8]. Политическая мысль XX –начала XXI в. – это большое количество имен, школ, направлений, огромный массив политической литературы. К наиболее известным современным политическим школам (направлениям) относятся: 1) бихевиористское (поведенческое) направление; 2) структурно-функциональное направление; 3) герменевтическое направление; 4) институциональное направление; 5) политико-социологическое направление; 6) элитологическое направление. Рассмотрим современные политические школы (направления) и используемые в их рамках парадигмы. Напомним, что «парадигма» – это совокупность познавательных принципов и приемов отображения реальности, формирующая у исследователя установку на определенное понимание политических явлений и интерпретацию фактов [12, 76]. Бихевиористское (поведенческое) направление. Происхождение термина «бихевиоризм» восходит к англ. behavior – «поведение». Основные положения бихевиористского направления в современной политической науке: 1. Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политика выводятся из природы человека, доступной исследованию научными методами. 2. Бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной природой индивида. 3. По мнению бихевиористов определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанно стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. Человек – это «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе вех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека. Изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить другого своей воле является, по мнению бихевиористов, исходным пунктом и конечной целью любого политического действия, доминирующим стимулом и формой политической активности человека. В рамках бихевиористского подхода выделяются следующие парадигмы: силовая; рыночная; игровая, психоаналитическая; школа «политического реализма». Силовая парадигма. В соответствии с ней политическая жизнь общества представляет собой процесс постоянного столкновения индивидуальных стремлений к власти, «воль к власти», где побеждает сильнейший. Функционирование политической системы основано на балансе силы. Главная задача правящих классов и элит – поддержание в обществе оптимального баланса его основных политических сил. Рыночная парадигма. Ее смысл состоит в механическом перенесении всех закономерностей функционирования рыночной экономики на политическую жизнь общества. Разница в том, что экономический рынок – это рынок товаров, а рынок политический – это рынок власти. Власть можно покупать и продавать, учитывая динамику спроса и предложения, ценностные ориентации и психологический настрой «потребителя». «Политический рынок», как и экономический, не может существовать без упорядочивающей силы государства. Игровая парадигма. Она основана на предположении о том, что потребность в той или иной форме игровой деятельности рассматривается как одна из естественных потребностей человека, сопровождающая его на протяжении все жизни. Политика – наиболее популярная и наиболее увлекательная «игра для взрослых». Политика рассматривается как эффективное средство самовыражения личности. Психоаналитическая парадигма. Политика и власть описываются в терминах индивидуального бессознательного. Власть, политика интерпретируются как сфера сублимации (замещения) конфликта между подавленным либидо (сексуальным влечением) и требованиями моральных норм. Проблема власти в широком смысле выступает в психоанализе как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием и поведением. Известный американский политолог-психоаналитик Карен Хорни (1885-1952) считала главной движущей силой политической деятельности состояние страха, порождаемое в человеке враждебной социальной средой. Суть политической деятельности, по ее мнению, составляет стремление человека избежать ситуаций, внушающих страх. Исследователь выделяет «четыре великих невроза нашего времени»: «невроз привязанности» (жажда любви и одобрения любой ценой), «невроз власти» (погоня за престижем и обладанием), «невроз покорности» (склонность к конформизму) и «невроз изоляции» («бегство» от общества, стремление «спрятаться» от социальной жизни). Школа «политического реализма», основана одним из классиков бихевиоризма, американским политологом Гансом Моргентау (1904-1982). Он перенес методологию бихевиоризма на анализ международной политики. В своей фундаментальной работе «Международная политика» (1948) он выявил закономерности, управляющие внешней политикой. Она базируется на трех постулатах: 1) основным субъектом международных отношений является национальное государство, выражающее свои интересы в категориях силы (т. е. они обусловлены той силой, которой он обладает); 2) следствием этого, движущей пружиной, двигающей международные отношения, становится борьба государств за максимальное увеличение своего влияния во внешней среде; 3) оптимальным ее состоянием видится международное (региональное) равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной мощи, превосходящей существующие государства и их коалиции, что достигается (сознательно или бессознательно) политикой баланса сил. Структурно-функциональное направление. Основоположником структурно-функционального анализа считается американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979). В работе «Система современных обществ» он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Исходной «клеточкой» всей системы общественных отношений является т. н. «социальное действие». Структурно социальное действие состоит из трех основных элементов: - субъекта действия (или действующего лица); - ситуации действия и отношения субъекта действия к ситуации; - его ориентации. При этом утверждается, что субъект участвует в социальном действии не как «целостная сущность», а лишь в той мере, в какой он играет некую социальную роль. «Социальная роль» – второе ключевое понятие структурно-функционального анализа. По этой причине это направление иногда называют также ролевыми теориями, а применительно к политике – политологией социального действия. В каждый момент своих действий индивид выступает в определенной роли, как бы надевая попеременно различные социальные маски – мужа, отца, сына или друга, начальника или подчиненного, покупателя или продавца, производителя или потребителя и т. д. Социальная роль индивида определяется его ценностными ориентациями в данной ситуации, которые, в свою очередь, детерминированы ценностно-нормативной системой общества. Можно указать на четыре основные функции любой социальной системы: 1) функция адаптации, которую обеспечивает экономическая подсистема общества; 2) функция достижения целей (целедостижения), реализуемая политической подсистемой; 3) функция интеграции, осуществляемая через правовую подсистему (она рассматривается отдельно от политической системы, как ее специфический элемент); 4) функция воспроизводства системы, а также преодоления различных «скрытых очагов напряженности», которая осуществляется через религию, мораль, общепринятые нормы и ценности, включая специальные институты социализации – семью, систему образования. В соответствии с этими принципами структурно-функциональная политология рассматривает и систему властных отношений. Эти отношения интерпретируются: 1) как отношения межличностные, как отношения партнеров, выступающих в определенных ролях; 2) как отношения ассиметричные, где индивиды играют роли не равноправных партнеров, а повелителя и подчиняющегося. В рамках политологии социального действия выделяют ряд парадигм анализа политики: парадигму сопротивления; парадигму обмена; парадигму раздела сфер влияния. Парадигма сопротивления. В ее основе лежит постулат М. Вебера о том, что любая власть по сути своей есть применение принуждения и насилия. Политические отношения в обществе – постоянно воспроизводящийся процесс подавления субъектами власти сопротивления со стороны ее объектов. Парадигма обмена. Ассиметрия отношений объекта и субъекта власти связана с неравным распределением благ, т. е. ресурсов. В результате у индивидов, не обладающих ресурсами, возникает острая потребность в них, напротив, те, кто располагает дефицитными ресурсами, могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов другим в обмен на желаемое поведение. Парадигма раздела сфер влияния. Взаимодействующие индивиды постоянно меняются ролями субъекта и объекта власти. Например, человек, обладающий властью на работе, может не обладать ею в семье, и, наоборот, рядовой исполнитель, придя домой, превращается во всесильного повелителя по отношению к своим ближним. Следовательно, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние, господство одних индивидов или групп в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах. Герменевтическое направление. Герменевтика – это искусство толкования текстов, методология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому пониманиеявляется целью и средством человеческого бытия. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Герменевтика как новая методология анализа политики появляется в 60-е гг. XX в. Это было обусловлено потребностями информационного общества, пришедшего на смену индустриального. Становление этой методологии во многом связано с именем политолога Дж. Мосса, эмигрировавшего в 30-е гг. в США из Германии. Современный мир, полагают сторонники герменевтического направления, представляет собой лингвистически структурированную реальность. Взаимодействие индивидов осуществляется в терминах и значениях определенных языков и понятий. Политическая деятельность также подчинена существующей в обществе лингвистической культуре. В границах герменевтического подхода политика рассматривается как средство коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. Специфика политики как формы коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций: а) рациональный или прерывный, когда интересующий объект описывается, познается, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция, как это бывает у научного работника; б) эмоциональный или непрерывный, связанный с тем, что познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание, «растворяется» в нем, «входит» в него, что свойственно искусству. Наибольшее внимание в политической герменевтике уделяется проблеме политической символики. Символ используется как основная единица анализа политической культуры, которая, в свою очередь, выступает главным фактором политических отношений в обществе. Символы – своего рода регуляторы политического поведения людей. Институциональное направление. Наиболее видным теоретиком этого направления был Морис Дюверже (род. 1917), внесший огромный вклад в европейскую и мировую политическую науку. В основании политической науки, согласно М. Дюверже, лежит понятие «политический институт». По мнению М. Дюверже, «институты есть известные модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретающих таким образом характер стабильных, устойчивых и сплоченных. Благодаря подобному качеству они отличаются от отношений, возникающих вне рамок институциональных моделей, которые случайны, эфемерны и шатки». Любой институт, подчеркивает М. Дюверже, представляет собой органическое единство двух элементов: структуры самих институциональных моделей и конкретных отношений, из них проистекающих. К политическим институтам М. Дюверже относит: государство, политические партии, политические режимы, группы политического давления, общественное мнение, средства массовой информации и т. д. В центр политических институтов он ставит государство, которое определяет особенности государственной власти. Государство отличается от других политических форм общения двумя критериями: 1) сильной организацией; 2) интенсивностью солидарностью ее членов. Превосходство государственной власти проявляется: а) в разделении труда между правящими (законодатели, администраторы, судьи) и управляемыми; б) в четко организованной системе санкций, позволяющей добиваться повиновения; в) в обладании большими материальными силами для осуществления своих решений. Не меньшую роль играет и другой институт – политическая партия. Политико-социологическое направление. Данное направление связано, прежде всего, с именем немецкого социолога и политического мыслителя Макса Вебера (1864-1920) Исследователь акцентирует внимание на социокультурных факторах политического развития. Свой подход он сформулировал в рамках т. н. «понимающей социологии». М. Вебер не верил в возможность познания закономерностей социального и политического развития, не искал универсальных законов социального бытия. По его мнению, природные процессы протекают вне человека, и потому они – объект его познания. Социальное же проходит через сознание человека и потому открывается как внутренний мир человека. Если для естественных наук достаточно наблюдения, то для социальных наук необходимо постижение, понимание. Понятия в науке – это условные, лишенные объективного содержания, идеальные типы, которые создаются сознанием для удобства систематизации иррациональной действительности. Познав господствующие идеи каждой эпохи, можно объяснить сущность и назначение существующих политических институтов. Так либеральная демократия неразрывно связана с протестантской этикой, культурой консенсуса, духом индивидуализма. М. Вебер исследует феномен бюрократии, которая является неотъемлемой стороной жизни общества на политическом этапе его развития. Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Бюрократизация общественной жизни может вызвать конфликт между бюрократией и демократией. Чтобы избежать тирании бюрократов, М. Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии. Согласно этой теориихаризматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямым голосованием всего народа) должен обеспечить политическую стабильность, выполнять роль независимого и беспристрастного арбитра во всех спорах. Элитологическое направление. Элитология – отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т. е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых. Одним из основателей элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923). С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам» Элиты подразделяются на правящие (господствующие) и неправящие. Парето рассматривает проблемы возникновения и деградации правящих элит. Циклы подъема и упадка элит, по мнению Парето, составляют закономерность существования человеческого общества. Сторонники элитологии самое пристальное внимание уделяют исследованию политических идеологий, используемых элитами (кстати, идеология рассматривалась Парето в качестве ложной формы общественного сознания; любая идеология – это псевдологическое обоснование уже совершенного или совершаемого действия). Имена и идеи современной политологии. Завершая рассмотрение современного этапа развития политической мысли, укажем на имена и труды исследователей, определивших «лицо» политической науки XX – начала XXI века. Адорно Теодор (1903-1969) – немецкий философ и социолог, представитель Франкфуртской школы, изучал проблемы политической психологии и политического лидерства. Наиболее известное произведение – «Исследование авторитарной личности» (1950). Алмонд Габриэль (р. 1911) – современный американский политолог, специалист в области теории политики и сравнительной политологии. Основные работы: «Сравнительная политология: концепция развития» (1966); «Сравнительная политология сегодня» (1988). Совместная работа Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963) является одним из первых классических комплексных исследований проблем политической культуры. Арендт Ханна (1906-1975) – немецкий политический философ, одна из основоположников концепции тоталитаризма. Наиболее известная работа – «Истоки тоталитаризма» (1951). Арон Раймон (1905-1983) – французский социальный философ, социолог и политолог. Исследовал проблемы индустриального общества, демократии и тоталитаризма. Внес большой вклад в разработку современной теории международных отношений. Основные работы: «Развитие индустриального общества и социальная стратификация» (1956); «Демократия и тоталитаризм» (1965); «Мир и война между нациями» (1968). Бурдье Пьер (1930-2002) – известный французский политолог и социолог политики, создатель теории генетического структурализма. Теоретической основой социологии П. Бурдье служит концепция двойного структурирования, включающая комплекс представлений, отражающих генезис и структуру социальной действительности. Основные работы: «Социология политики» (1993); «Начала» (1994); «Практический смысл»(2001). Бжезинский Збигнев (р. 1928) – известный современный американский политолог польского происхождения. В годы «холодной войны» был специалистом в области «советологии». В 1990-е гг. опубликовал ряд геополитических работ антироссийской направленности. Основные работы: «Тоталитарная диктатура и автократия (в соавторстве с К. Фридрихом, 1956); «Большой провал. Рождение и смерть коммунизма в ХХ столетии» (1990); «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1997). Валлерстайн Иммануил (р. 1930) – современный американский социолог и политолог неомарксистского направления. Широкую известность получил благодаря своей концепции «мир-системы». Основные работы: «Современная мир-система». В 3-х т. (1989); «Капиталистическая мир-экономика» (1979). Вебер Макс (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог и политолог, создатель теории легитимного господства. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как призвание и профессия» (1919); «Хозяйство и общество» (1921). Даль Роберт Алан (р. 1915) – современный американский политолог. специалист в области теории демократии и сравнительной политологии. Основные работы: «Введение в теорию демократии» (1956); «Политическая оппозиция в западных демократиях» (1966); «Полиархия. Участие и оппозиция» (1971); «Дилеммы плюралистической демократии» (1982); «Демократия, свобода и равенство» (1986). Дарендорф Ральф (р. 1929) – современный немецкий социолог и политолог. Широкую известность получили его исследования в области конфликтологии. Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959); «Конфликт и свобода» (1972). Дюверже Морис (р. 1917) – современный французский политолог и политический социолог, известный специалист в области изучения партий и партийных систем. Основные работы: «Политические партии» (1951). «Социология политики»: элементы политической науки»((1973). Дюркгейм Эмиль (1858-1917) – французский философ и социолог. Дюркгейм в развернутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа. Наряду с К. Марксом и М. Вебером оказал существенное влияние на формирование современного облика политической социологии. Основные работы: «Разделение труда в обществе» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Первичные формы религиозной жизни» (1925); «Нравственное образование» (1925); «Социализм и Сен-Симон» (1928); «Профессиональные этические и гражданские морали» (1950). Истон Дэвид (р. 1917) – современный американский политолог, специалист в области теории политики, известен своими исследованиями политических систем и проблем легитимности власти. Основные работы: «Политическая система» (1953); «Концептуальная структура для политического анализа» (1965); «Системный анализ политической жизни» (1965). Каплан Мортон (1918-1993) – американский политолог, известный своими исследованиями системы международных отношений. Наиболее известное про изведение – «Система и процесс в международной политике» (1957). Кеохейн Роберт (р. 1941) – современный американский политолог, один из ведущих представителей неолиберального направления в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Транснациональные отношения и мировая политика» (в соавторстве с Дж. Наем, 1971). Лассуэлл Гаролд (1902-1979) – современный американский политолог, видный представитель Чикагской школы, один из родоначальников политической психологии. Основные работы: «Анализ политического поведения» (1947); «Власть и личность» (1948); «Будущее политической науки» (1963). Лейпхарт Аренд (р. 1926) – современный американский политолог, специалист в области сравнительной политологии. Основные работы: «Демократия в многосоставных обществах» (1977); «Демократия: типы мажоритарного и консенсусного правления в двадцати одной стране» (1984). Липсет Сеймур (р. 1922) – известный американский политолог, специалист в области политических движений и идеологий, проблем политической социализации. Наиболее известное произведение – «Политический человек» (1950). Маннгейм Карл (1893-1947) – немецкий социолог и философ, известен своими исследованиями политической идеологии. Наиболее известное произведение – «Идеология и утопия» (1929). Мерриам Чарльз Эдвард (1874-1953) – американский политолог, представитель Чикагской школы социологических и политических исследований. Основные работы: «Американская партийная система» (1922); «Четыре американских партийных лидера» (1926); «Политическая власть: ее структура и сфера действия» (1934); «Что такое демократия?» (1941). Михельс Роберт (1876-1936) – немецкий социолог и политолог, один из создателей классической теории политической элиты, автор т. н. «железного закона олигархии». Наиболее известное произведение – «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций в современной демократии» (1911). Моргентау Ганс (1904-1982) – классик американской политологии. Основоположник школы «политического реализма» в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Политика между нациями. Борьба за власть и мир» (1948). Моска Гаэтано (1853-1941) – итальянский социолог и политолог. Один из создателей классической тезведение - ории пое известное проилитиболеической элиты. Наиболее известное произведение – «Основы политической науки» (1895). Най Джозеф (р. 1937) – современный американский политолог, один из ведущих представителей неолиберального направления в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Транснациональные отношения и мировая политика» (в соавторстве с Р. Кеохейном, 1971). Парето Вильфредо (1848-1923) – итальянский экономист и социолог, один из основоположников классической теории политической элиты. Наиболее известное произведение – «Трактат по общей социологии» (1916). Пшеворски Адам (р. 1940) – современный американский политолог польского происхождения. Область научных исследований – проблемы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Основные работы: «Капитализм и социал-демократия» (1985); «Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в восточной Европе и Латинской Америке (1991). Ратцель Фридрих (1844-1904) – немецкий географ, один из основоположников геополитики. Наиболее известное произведение – «Политическая география» (1897). Розенау Джозеф (р. 1924) – современный американский политолог, известный специалист в области международных отношений. Основные работы: «Научное изучение внешней политики» (1971); «Мировая политика в движении. Теория изменений и преемственности» (1990). Уолтц Кеннет (р. 1924) – современный американский политолог, один из родоначальников неореалистического направления в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Теория международной политики (1979). Фукуяма Френсис (р. 1952) – современный американский политолог японского происхождения, автор концепции «конца истории». Основные работы: «Конец истории и последний человек» (1992); «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния» (1995); «Великое крушение» (1998). Хабермас Юрген (р.1929) – крупнейший немецкий социальный философ, социолог и политолог, автор одной из наиболее фундаментальных конструкций всестороннего теоретического синтеза современной социологии. Основные работы: «Знание и человеческие интересы» (1968); «Кризис легитимности» (1973); «Теория коммуникативной компетентности. Т. 1-2 (1984, 1988) и др. Хайек Фридрих Август фон (1899-1992) – австрийский экономист и политолог, проведший значительную часть жизни в Великобритании. Известен как автор радикальной либеральной политологической концепции, отрицающей целесообразность вмешательства государства в экономику по причине «ограничения свободы». Сторонник свободной рыночной экономики. Противник кейнсианства и критик концепции «государства всеобщего благоденствия». Основные работы: «Дорога к рабству» (1944); «Индивидуализм и экономический порядок» (1948); «Конституция свободы» (1961). Хантингтон Самюэль (р. 1927) – один из наиболее известных современных американских политологов, специалист в области сравнительной политологии и международных отношений. В 1990-х гг. большое внимание привлекли его концепции «столкновения цивилизаций» и «третьей волны» глобальной демократизации». Основные работы: «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968); «Третья волна: демократизация в конце ХХ столетия» (1991); «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996). Хаусхофер Карл (1869-1946) – немецкий геополитик. Основные работы: «Геополитика Тихого океана» (1924); «Военная политика» (1932); «Военная геополитика» (1941). Челлен Рудольф Юхан (1864-1922) – известный шведский ученый и политический деятель, специалист в области политических наук и истории. Автор термина «геополитика» (1916). Основные работы: «Великие державы» (1910); «Государство как форма жизни» (1916). Шмитт Карл (1887-1985) – немецкий политолог, государствовед и геополитик. Основные работы: «Понятие политического» (1939); «Порядок больших пространств в праве народов, с запретом на интервенцию для чужих пространству сил» (1939); «Номос Земли» (1950); «Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Земли и Моря» (1959). Шумпетер Йозеф (1883-1950) – австрийский и американский экономист, социолог и политолог. Известен своим вкладом в разработку проблем демократии. Наиболее известная работа – «Капитализм, социализм и демократия» (1942). Нами рассмотрены происхождение и основные этапы развития мировой политической мысли. Далее мы сосредоточим внимание на генезисе политической мысли в России, попытаемся выявить ее специфику. 2.2. Политическая мысль России:
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |