КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические партии, общественно-политические организации и движения
Классификация и функции Под общественным объединением понимается – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения. Динамика развития общественных объединений берёт своё начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. В самом общем виде общественное движение можно определить как «совместное стремление людей к реализации общей цели» (Ежи Вятр). Общественное движение – это совместная деятельность граждан, преследующих общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства. Характерные черты общественных движений: – многочисленность; – широкая социальная база; – организационная и идейная аморфность; – нестабильность ориентации и состава; – стихийность и спонтанность действий. Характерные черты общественных организаций: – наличие разветвлённого аппарата; – наличие чёткой структуры; – наличие устава; – постоянное членство; – централизованное руководство. Чётких определённых границ между организациями и общественными движениями провести практически невозможно. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Поэтому можно говорить о том, что общественные организации и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: участие в образовании государственных структур; участие в обсуждении и принятии политических решений; представление и защита интересов граждан; осуществление социального контроля; формирование общественного мнения и т.д. Наиболее часто общественные движения и организации классифицируют по следующим основаниям: по социальной принадлежности (рабочее, крестьянское, интеллигенции, фермеров, мелких собственников и т.д.); по отношению к существующему строю (консервативные, реформаторские, революционные, реакционные); по способам и методам действий (насильственные, ненасильственные); по демографическому признаку (движения в защиту прав женщин, движения молодежи, движения пенсионеров, движения детей и т.д.); по профессиональному признаку (объединения врачей, объединения ученых, объединения военных, объединения писателей, объединения учителей, объединения адвокатов и т.д.); по способам и методам (волонтеров, инициативные движения, альтернативные движения); по основным целям и сферам деятельности (антивоенные, экологические, женские, молодежные, движения за расовые и национальные права, движения в защиту прав потребителей, религиозные и т.д.). В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие принципы формирования и функционирования общественных объединений в России: каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется государством; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; все общественные объединения равны перед законом; запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Общественные объединения в России могут создаваться в одной из организационно-правовых форм: общественная организация – неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей; общественное движение – массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками; общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели; общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц; политическая партия – общественная организация (объединение), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать её в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев. Все общественные объединения имеют характерные для них черты: образуются физическими или юридическими лицами на добровольной основе; не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Общественно-политические организации, складывающиеся и функционирующие в политической сфере общества, как и другие социальные организации (социально-экономические, профессионально-творческие, любительские) являются важнейшим элементом структуры современного общества. Их деятельность связана, главным образом, с политико-правовыми проблемами общественных отношений, проблемами организации и функционирования политического процесса. Общественно-политические организации – это добровольные объединения людей, выражающие интересы той, или иной социальной группы, имеющие конкретные общественно-политические цели и добивающиеся их реализации организованным воздействием на органы государственной власти. Характерными признаками общественно-политических организаций являются: взаимосвязь и совпадение интересов их членов; общественно-политическая цель деятельности; формальная или неформальная структура; устоявшиеся нормы, процедуры и способы выработки и принятия решений; наличие системы социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов организации. Главной целью деятельности этих организаций является изучение, систематизация и обобщение социально-политических интересов различных социальных групп, предъявление их государству для учета в его политике и практической реализации, гармонизация этих интересов с общественными интересами и целями. Как организованные социальные объединения общественно-политические организации выполняют такие функции как: защита прав и свобод личности, человека и гражданина; развитие политической активности и самодеятельности людей; вовлечение граждан в управление общественными и государственными делами. Для реализации целей деятельности и своих функций общественно-политические организации располагают определенными ресурсами (людскими, материальными, ценностными) и средствами (учреждения, средства массовой информации). Основными стратегиями деятельности общественно-политических организаций являются: прямое влияние на государственные органы и официальных лиц; косвенное воздействие на них через политические партии, влиятельных государственных и партийных чиновников, общественное мнение. Каждой из этих стратегий соответствует свой конкретный набор тактических приемов и методов воздействия. Так, воздействие на органы власти и официальных лиц может осуществляться через информирование, консультирование, угрозы, подкуп, финансирование избирательных кампаний и т.д. Для влияния на политические партии и общественное мнение могут использоваться пропаганда и агитация в СМИ, убеждение, митинги, пикеты, демонстрации, голодовки и т.д. Использование тех, или иных приемов и методов воздействия на государственные органы в деятельности общественных организаций зависит от складывающейся общественно-политической ситуации, уровня развития организаций, зрелости и активности их членов, социальной остроты и общественной значимости возникшей проблемы. Не менее важную роль в политической жизни выполняют и общественно-политические движения.По сравнению с политическими партиями, общественно-политическими организациями, которые как правило функционируют в отдельных странах, общественно-политические движения по масштабам и размаху могут быть местными, общенациональными, региональными и мировыми, иметь широкую социальную направленность, ориентироваться на различные социально-политические идеалы. Общественно-политические движения – это продолжительные совместные действия людей, часто разделенных территориально, направленные на достижение общественно значимых целей. Основными чертами общественно-политических движений являются: широкая социальная база и разнообразие участвующих в них социальных сил; массовость; стихийность зарождения; незавершенность структуры; разнообразие стилей и форм деятельности. Среди современных мировых и региональных общественно-политических движений выделяются: - антивоенные движения; - движения за демократизацию международных отношений; - движения против распространения оружия массового уничтожения, расовой и национальной дискриминации, терроризма; - движения за права и свободы человека; - движения за политическую самостоятельность и национальный суверенитет; - экологические движения; - антиглобалистские движения. Общественно-политические движения как правило не имеют однозначной, комплексной программы и четких принципов действий. Они формируются и развиваются в связи со стремлением людей реализовать какую-либо социально-значимую для них цель на основе таких понятий как «справедливость», «демократия», «равноправие», «свобода». Движение обычно состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, общественно-политическая организация, блок партий и организаций, социально-активная группа людей и участников движения, консолидирующихся вокруг ядра. В становлении и развитии общественно-политические движения проходят обычно три основные стадии: 1) зарождается идея формирования общественно-политического движения, складываются его ядро и активисты, осуществляется выработка целей и задач движения; 2) пропагандируются цели и задачи движения, осуществляется широкая агитация, привлекаются сторонники среди разных социальных групп и слоев населения; 3) формулируются конкретные предложения и требования к институтам власти по решению общественной проблемы, осуществляются организованные массовые действия в различных формах по реализации выдвинутых целей и задач. Ведущее место среди общественно-политических объединений принадлежит политическим партиям. Этимологически «партия» означает «часть», «отдельность», «группа» элемент политической системы. Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны с партийной дисциплиной. Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения. Исторически термин «политическая партия» использовался для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения страны и стремились с целью реализации этих интересов бороться за государственную власть, или влиять на нее. Наиболее распространенными определениями понятия «политическая партия» на сегодняшний день являются: группа людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины (Бенжамен Констан); организация, выражающая интересы определенного класса (Карл Маркс, Владимир Ленин); организация, действующая в системе государства, институт публичной власти (Морис Дюверже); политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения (Джованни Сартори); организация, которая нацелена на открытое завоевание её представителями государственных позиций (Кеннет Джанда); организованная сила, обеспечивающая объединение граждан для борьбы за участие в органах власти, или ориентацию властей на осуществление их требований (Жан-Луи Кермонн); непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местных уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке (Роже-Жерар Шварценберг). В статье 3 Федерального закона «О политических партиях» установлено, что политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Так же, как и другие общественные объединения, политические партии должны действовать на принципах добровольности и самоуправления и не должны создаваться для достижения коммерческих целей. Специфика же политических партий состоит в том, что они создаются с целью вовлечения граждан в политическую жизнь общества и в дела государства. Своей конечной целью политические партии ставят завоевание большинства мест в парламенте или других представительных органах государства с тем, чтобы проводить свои программные установки в жизнь, придавая им общеобязательное значение, т.е. политические партии – это общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан на основе общности их интересов и ставящие своей непосредственной целью участие в политической жизни страны и завоевание большинства мест в представительных органах государства. Не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией. Американские политологи Джозеф Лапаломбара и Майрон Вейнер выделили четыре признака партии, отличающие её от других политических сил. – это организация, то есть достаточно долгое время действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать её от клиентелы, фракции, клик, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами; – существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством; – цель партии — завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Цель партий — завоевание власти на выборах, осуществление её посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, тогда как группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне её сферы; – обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Партии создаются для защиты интересов определенных групп населения (как правило экономических или национальных). В процессе появления и развития политических партий сложилась их структура. Организационную структуру партий составляют: высший представительный орган партии – съезд, конференция, рада и т.п.; рабочие органы партии – центральный комитет, секретариат, политсовет; местные партийные организации; средства массовой информации. По статусу и положению в партийной иерархии выделяются партийный лидер или группа лидеров, вместе с ближайшим окружением, партийный аппарат («партийные функционеры»), партийные активисты, пассивные члены партии и сторонники партии. Сторонники современных партий и голосующие на выборах за выдвинутых партиями кандидатов составляют электорат партии. Те социальные группы и слои, которые образуют основную массу электората, составляют социальную базу партии. Партии как правило не однородны и имеют внутри себя фракции – группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает её политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинакова. Однако можно выделить некоторые общие функциипартий. 1. Функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур. 2. Функция представительства интересов. Партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти; 3. Функция коммуникации – обеспечение взаимосвязи власти и общества; 4. Функция политической социализации т.е. передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям; 5. Функция политического рекрутирования. Отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты; 6. Функция реализации власти. Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности. Общепризнанной является классификация М. Дюверже и Дж. Сарторри, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Он выделял кадровые партии, массовые партии, партии избирателей. Кадровые партии имеют следующие признаки: – цель деятельности кадровой партии – победа на выборах; – организационная основа кадровой партии – комитеты, имеющие открытый характер; – кадровая партия не обладает большой численностью; – в организации партийной деятельности прослеживается территориальный принцип; – партийная дисциплина не отличается жесткостью, членство в партии не фиксируется; – в идеологии – приверженность либерализму или консерватизму. Массовые партии имеют следующие признаки: – цель деятельности партии – захват власти; – организационная основа партии – первичные организации (ячейки, отряды), имеющие открытый характер; – партия обладает большой численностью; – в организации партийной деятельности прослеживается территориальный и производственный принципы; – партийная дисциплина отличается жесткостью, имеется фиксированное членство, члены партии уплачивают обязательные взносы; – в идеологии – приверженность радикальным идеологическим течениям. Партии избирателей имеют следующие признаки: – цель партии деятельности партии – победа на выборах; – партия стремится выражать общенациональные, а не групповые интересы; – территориальный принцип организации деятельности; – «сезонный» характер деятельности: от выборов к выборам; – партийная дисциплина не обладает жесткостью. Классифицировать политические партии можно и по другим основаниям. В нашей стране Федеральный закон «О политических партиях» (п. 1 ст. 3) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее сорока тысяч членов (с 2008 года), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации. В нашей стране политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу Федерального Собрания РФ, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. В условиях плюрализма мнений и идеологического многообразия, которые представляют современные государства, политические партии имеют право: – беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового устройства своей страны, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; – пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевиденья, а также путем издания монографических научных и научно-популярных работ; – вести активную деятельность по внедрению своей идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, принимать участие в выборах в представительные, законодательные органы государства; – проводить программные установки партии через членов партии, избранных в представительный, законодательный орган государства; – публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными партиями по идеологическим вопросам. Государство не должно вмешиваться в деятельность партий (как и общественных объединений), не должно предлагать им своего решения тех или иных проблем. Однако государство устанавливает рамки и пределы, за которые партии и общественные объединения не могут выходить. В связи с этим государство специальными законами устанавливает порядок образования общественных объединений, требования к их уставам и иным внутрисоюзным документам, порядок регистрации общественных объединений и их ликвидации. Кроме того, государство осуществляет контроль за деятельностью партий и других общественных объединений: – оно отказывает в регистрации партии или общественного объединения, устав которого противоречит конституции и действующим законам; – выносит предупреждение партиям (общественным объединениям), которые нарушают свой устав и занимаются деятельностью, не предусмотренной его уставом, либо нарушают законодательство; – приостанавливает деятельность партии (или общественного объединения) в связи с объявлением чрезвычайного положения или по иным причинам; – ликвидирует партию (или общественное объединение) за осуществление деятельности по насильственному свержению государственного строя, нарушению целостности государства и некоторым другим причинам. Способ взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть, образует партийную систему государства. Традиционно различают партийные системы в зависимости от количества политических партий: однопартийные, двухпартийные, многопартийные. При однопартийной системе существует только одна легальная партия, которая руководит государством на всех уровнях государственного аппарата. Функционирование других политических партий и партийных групп допускается, но их участие в политическом процессе носит формальный, декоративный характер. Однопартийная система, как правило, характерна для стран с тоталитарными и авторитарными режимами (КНДР, Вьетнам, Лаос, Куба). Двухпартийные системы характеризуются чередованием у власти двух основных партий. Другие политические партии в борьбе за власть либо объединяются с одной из этих партий в коалицию, союз, либо занимаются просветительской деятельностью, а иногда проводят на выборах небольшое количество своих кандидатов в депутаты парламента (Великобритания, Австралия, США). Многопартийные системы состоят из трех и более равновлиятельных в обществе политических партий, представляющих интересы различных социальных групп. При этом для обеспечения успехов в политической борьбе, партии часто образуют коалиции и блоки, заключают межпартийные союзы. (Украина, Россия, Франция). Возникновение многопартийных систем обусловлено рядом политических, экономических, социальных и духовных факторов. Еще одним характерным признаком политической системы государства является избирательная (электоральная) система – порядок формирования выборных (представительных) органов государственной власти и система распределения мест в них после установления результатов голосования. Наиболее часто в политической науке выделяют три типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная, смешанная. Пропорциональная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Мажоритарная система (от фр. majoritee – большинство)– при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Смешанная система – основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Законодательная основа многопартийности в России заложена в Конституции Российской Федерации, где определено, что: в Российской Федерации признается идеологическое многообразие; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения равны перед законом; запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Согласно официальной информации Министерства юстиции России в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано семь политических партий: Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»; Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»; Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»; Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»; Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»; Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО». Действующая в настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва (2011-2016 г.) формировалась по пропорциональной избирательной системе. На сегодняшний день в Государственной Думе представлены четыре политические партии: Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – 238 депутатов (49,32%); «Коммунистическая партия Российской Федерации – 92 депутатов» (19,19%); «Либерально-демократическая партия России» – 56 депутатов (11,67%); «Справедливая Россия“ – 64 депутатов (13,24%). Таким образом, политическая система общества является сложным многоплановым явлением. В силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры, политическая система находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение категории «политическая система». 2. Перечислите структурные элементы политической системы общества. Назовите и раскройте основные функции политической системы общества. 3. Почему государство является наиболее важным политическим институтом? 4. Дайте определение понятия «политическая партия». Назовите главное отличие политической партии от других общественно-политических объединений. 5. Что такое партийная система? 6. Сформулируйте достоинства и недостатки однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем. 7. Каковы характерные черты и особенности партийной системы в России? 8. Что отражает понятие «политический режим»? 9. Какие критерии используются для классификации политических режимов? 10.Какой политический режим существует в России? 11.Какова форма правления в современной России? 12.Что представляет собой по форме правления современное российское государство? 13.Чем важен для сущности режима тип избирательной системы? 14.Чем отличается форма правления от политического режима? 15.Какое государство считается правовым, а какое таковым не является?
Литература Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: учебник. – М.: Юристъ, 2002. – С. 201-239, 258-279. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 163-209, 237-277.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |